Ещё пара слов про театр внутри

Aug 04, 2021 22:55


Похоже, предыдущий мой текст про театр https://kurmanka.livejournal.com/119224.html получился непонятным. Попробую кое-что уточнить. Он весь про то, как работает обыденное сознание и человеческий ум.

Есть я, и есть внешний мир, реальность. Я могу познавать внешний мир только через свои органы чувств: зрение, слух и прочее. Но между мной и органами чувств стоит мой мозг / ум. Всё моё восприятие проходит через фильтры мозга и ума. Но это не просто пассивные фильтры, которые что-то пропускают, а что-то скрывают. Мои мысли, мои чувства, мои воспоминания, мои ожидания, мои представления + биохимия моего мозга напрямую влияют на то, что я воспринимаю и иногда подменяют собой то, что действительно происходит в мире.



То есть, там действительно иногда (часто) разыгрываются сцены, имеющие драматический накал. Если такой сцене удалось завладеть моим вниманием, то я потом уже не смогу точно сказать: это мне просто показалось, померещилось, привиделось или реально было. Говорю я, например, с близким родственником. А внутри на сцене в это время разворачивается драма, накалённая предыдущими событиями, невысказанными обидами, например. Тогда эти два процесса с большой вероятностью вступают в резонанс. Драма внутри может начать предвосхищать реальные события, направляя моё восприятие и мои действия. Человек мне говорит, например, “Ты меня подвёл”. А актёр на сцене внутри добавляет “Ты подлец!”. Может оказаться, что уже через 5-10 минут мне будет трудно точно вспомнить текст, который мне говорил человек, и может быть трудно вспомнить тот текст, который я говорил сам.

Вот пара простых примеров из свежей жизни. Я иду с прогулки домой, наслаждаюсь погодой и природой, я расслаблен и внимателен одновременно. Появляется мысль “надо записаться к врачу”. Да, у меня давно уже есть повод показаться врачу, мысль эта не новая. И через секунду или две в моей голове уже происходит сцена, в которой я рассказываю врачу о своём недуге и о своем самолечении, и о своём понимании болезни, и я уже тревожусь, как бы доктор меня хорошо понял. И в моей сцене мне приходится уговаривать доктора дослушать меня до конца, а доктор - скептичен и слушать меня не хочет, ему уже всё понятно. За несколько секунд моё внимание оказывается захвачено этой сценой. Я уже не вижу деревьев и солнца, не чувствую ветерка, не замечаю своего тела. Театр в этот момент заслонил моё единственное окно в мир. И через 20 минут или через день, если я так и не сходил к врачу, репетиция повторяется, возможно добавляются новые детали или чуть меняются эмоциональные тона.

Или я обдумываю задачу, поставленную мне заказчиком. Ура, мне в голову пришло несколько свежих, многообещающих идей. Несомненный повод порадоваться. Очень скоро в голове начинают разворачиваться сцены того, как на совещания я рассказываю свои идеи, показываю и объясняю их, и сцена быстро получает эмоциональный заряд: заказчики в восторге от моих идей, а я в триумфе; небольшого масштаба, но всё же. Играет туш, овация. Это вместо того, чтобы начать записывать, проверять, прощупывать эти идеи.

Почему мне нравится именно метафора театра? Почему не говорить просто про мысли, чувства, образы и представления? Потому что мысли, чувства и образы переплетены очень плотным узлом, неразделимы. И в этих сценариях они развиваются в определённом порядке, там есть невольная драматургия. А ещё у каждого человека внутри свой репертуар, свои “любимые” амплуа, свои типичные сюжеты, жанры и стили.

Для меня главное то, что мы этому театру верим, воспринимаем его всерьёз. Мы на его основании решаем, кто мы такие, какие мы. Как-будто не замечаем бесконечные повторения одних и тех же историй. Немногие имеют к этому любопытство; немногие пытаются задокументировать и разобрать на части основные сюжеты. Театр этот крадёт у нас внимание, и мы отдаём. Отдаём свою силу, время. Часто, не замечая того, что это происходит. И не понимая, что огромная часть этих сцен - случайны и закономерны. В любом случае, мы их не выбирали. Мы не вольны их выбирать.

Какие-то события произошли и впечатались в память. Теперь ум их нам воспроизводит из памяти, со временем усиливая самые острые моменты с помощью многократного повторения. Какие-то события не произошли, но могли произойти. Какие-то слова были внутри вас и имели большое значение (то есть, за ними стояли сильные чувства), но никогда не были озвучены. Всё это идёт в репертуар и прямо влияет на жизнь.

Если мой исходный текст слишком драматичен, то это лишь иллюстрирует работу моего театра.

А если вы думаете, что у вас оно не так работает, попробуйте “простую” медитацию: дышать спокойно и как оно у вас получается (не форсированно), и считать вдохи и выдохи, наблюдая за движениями трудной клетки и ходом воздуха. До скольки вам удастся досчитать, пока вы отвлечётесь на какую-то мысль? воспоминание? представление?

ум

Previous post Next post
Up