Разумность социального существа.

Sep 12, 2010 13:04

 «… подвел меня к странной мысли - а существовал ли в реальности хоть один социум, основанный на рациональности, логике, разумном планировании? Похоже, что нет. Видимо - это закон природы. Умом людей не объединить. Против рациональных утопий восстает гораздо большее количество читателей, чем против утопий бредовых - но красивых.»

Результат рациональности, как мне сейчас кажется, это некоторая система, имеющая разумные основания, но, как и все остальное окружающее нас, воспринимается и оценивается нами с точки зрения удобства, то есть нерациональности. Вот, например, автомобиль, очевидно - продукт разума. Но, глубже: одним - БМВ, другим - ВАЗ, кто-то ищет простоту эксплуатации, другие - престиж и т.п. Если видеть в разуме нечто большее, чем содержится в отдельно взятом черепе, то логично заключить, что отдельному триггеру с его логикой никогда не будет доступен для понимания результат работы всего компьютера. При этом, наверное, триггер будет «ощущать» свою полезность в одних случаях и бессмысленность - в других, как следствие принадлежности к целой системе. «Умом людей не объединить» только до тех пор, пока этот «ум» не приобретает цельности, но в этом случае он становится непонятным отдельным своим частям.

«получается в итоге социальное существо - совершенно неразумное.»

Можно взглянуть по-другому. Выделить неразумность первого и второго рода. Первого - опора на инстинкты и случайность. Второго - непостижимость вследствие сложности. Рациональность - это когда из общих предпосылок мы, пользуясь логикой, выводим одинаковые выводы. В первом случае - чистая работа недоступной пониманию программы, нашей операционной системы. Во втором - незнание оценивающим исходных посылок, ограничений и т.д. Автомобиль совершенно неразумен, но как конструкция, очевидно, рационален. Социальное существо и не должно быть разумным, а его конструкция нам до конца неизвестна. Это своего рода общий транспорт, где каждый может разумно управлять в свою пользу. Социум - конструкция, которая по вполне рациональным законам может приобретать или терять устойчивость. Каждый «пассажир» имея свои представления, может на неё воздействовать, а она, как компьютер все их суммирует, интегрирует.

Но и как существо, общество вполне разумно, если ключевой орган (правительство, интеллигенция) занимает субъект наделенный волей и разумом. Это рациональность третьего рода. Колонизации и коллективизации, модернизации и войны - все это задачи вполне рациональные, задуманные и, во многих случаях, осуществленные по плану.

социум, разум, общество

Previous post Next post
Up