Feb 22, 2017 13:29
В связи с тем, что в нашей семье обновление - Юлин сын, я посчитал важным для себя сформировать комплекс знаний о том, как нужно вести себя с малышами. Я взял в библиотеке НГПУ книжки о младенцах и прочитал, отметив важные для себя моменты. Постараюсь закрепить прочитанное в блоге.
Вот вывод, который я сделал, прочитав книги: Что мы делаем с ребёнком, когда он появляется в нашем распоряжении? Это 1 - держим его на руках, играем с ним, 2 - кормим его, 3 - успокаиваем, когда он плачет, 4 - меняем ему пелёнки, 5 - следим за тем что бы он был в безопасности, не заболел.
Начну, пожалуй, с кормления.
Большинство детей нуждаются в дополнительном питании, когда их вес достигает 5,5 кг.
В книге написано, что кроме грудного молока ребёнку нужно давать другое питьё: тем, кого кормят грудью - прохладную кипячёную воду; тому, кто на искусственном вскармливании, фруктовый сок. Младенцам обязательно надо давать пить воду по меньшей мере два раза в день (вода должна быть кипяченой).
Ребенка необходимо приучать к весьма разнообразным вкусовым ощущениям. Чтобы ребёнок любил блюда, приготовленные вами, давайте ему с самого начала не консервированную пищу, а домашнюю. Каши, протертые фрукты; достаточно размять чайную ложку вареной картошки и добавить в неё молоко. Понравится ребенку и морковь, тертая на мелкой терке. Любые ягоды, кроме клубники (она иногда вызывает сильную аллергическую реакцию), придутся ребенку по вкусу, если их проварить и размять. Вкус блюда будет менее резким, если добавить молоко. В четырехмесячном возрасте нужно добавить немного железа в виде яблочного сока.
Многие блюда обязательно надо доводить до полужидкого состояния. Можно пользоваться миксером и добавлять в получившееся пюре бульон, молоко или воду. Волокнистую или грубую пищу (например, провернутое мясо, капусту или лапшу), а также ягоды с семечками надо протирать через сито.
Не предлагайте ребенку нормальную пищу до молока. Лучше всего сделать так: после нескольких минут кормления, когда самый сильный голод утолен, дайте ребенку понять, что грудь или бутылочка никуда не исчезают, что они тут на виду, а затем дайте немного обычной пищи, которую он потом запьет любым количеством молока.
Как только ребёнок примется засовывать игрушки себе в рот, предлагайте ему твердую пищу. Лучше всего давать кусочки яблока без кожуры, хлебную корочку или сухарик, очищенную сырую морковку и даже вываренную кость от бараньей или свиной отбивной.
Пусть он в свое удовольствие размазывает еду, окунает в нее пальцы, обсасывает их, пытается разобраться, что такое ложка и «с чем ее едят». Не важно, что все кругом перепачкано, важно отношение к самому процессу насыщения. Чем больше ребёнок чувствует себя полным хозяином положения, а не автоматом, который должен исправно глотать все, что ни запихивают ему в рот, тем больше удовольствия он получит от этой игры в еду. А чем больше ребёнок радуется еде, тем меньше вероятность того, что в последствии ребёнок станет отказываться от того или другого.
Твердая пища благоприятно влияет на развитие челюсти ребенка, а также помогает ему дождаться следующего кормления.
Попробуйте ребенку дать сырую морковку, кусочек яблока и даже гладкую косточку из супа - это похоже на игрушки, которые тоже можно сосать, но на вкус куда приятнее резины или пластмассы.
После соответствующего обучения ребёнок узнает, что с голодом можно справиться, обсасывая корочку хлеба или сухарь.
Чистить картошку - очень тривиальное занятие, а он её никогда еще не видел; вот и покажите ему картофелину, объясните, что вы делаете.
Некоторые младенцы заглатывают много воздуха, поэтому им нужно отрыгнуть воздух ещё до конца кормления. При грудном кормлении ребёнок отрыгнёт если его чуть приподнять. Ребёнок которого кормят из бутылочки просто перестанет сосать. Если вы его недолго подержите в вертикальном положении, он отрыгнёт воздух и потом опять будет есть.
После кормления ребёнку нужно дать возможность отрыгнуть воздух. Подержите его вертикально, прижав к плечу; поглаживайте его в это время по спине и ждите. Если прошло минуты три, а ребёнок так и не отрыгнул, значит, ему это на этот раз вовсе не нужно.
Пять кормлений в сутки нужны большинству детей до четырехмесячного возраста. Пока ваш ребёнок еще не отказался от шестиразового питания, вам обязательно придется просыпаться один раз ночью. Как только ребенку будет хватать пяти кормлений в сутки, вы сможете спать шесть-семь часов подряд.
Ваш ребёнок сам начнет спать всю ночь на пролет, когда достаточно повзрослеет.
Примерно в возрасте 4 месяцев ребёнок обычно готов отказаться от пятого кормления в сутки.
Вес: в первые три месяца жизни, начиная с десятидневного возраста, младенцы могут прибавлять в весе примерно 30 г в сутки. Однако по прошествии первых трех месяцев жизни нарастание веса уменьшится. Во вторые три месяца жизни ребёнок прибавляет около 140-170 г в неделю, длина его тела увеличивается за неделю примерно на 6 см.
Ниже перечислю то, что обратило на себя внимание о поведении малыша.
Для того что бы сделать жизнь ребенка интересней, устройте несколько мест на полу, где можно укладывать его. Запасной матрас для коляски вполне подойдет для этого. Одни предметы удалятся от него, а другие приблизятся.
Давайте ребенку разглядывать интересные предметы. Это поможет ему найти себе занятие. Подвесьте яркие игрушки к верху коляски и над кроваткой и меняйте их почаще, чтобы он видел перед собой все время что-то новое. Купите или сделайте сами какие-нибудь игрушки с движущимися частями, чтобы он видел перед собой подвижный предмет.
Подготовьтесь к тому, чтобы относиться к ребенку так, словно он старше своего возраста. В те часы, когда ребёнок бодрствует, он сможет многому научиться, поэтому вам нужно следить за его развитием, с тем чтобы давать ему новые «задания», как только он покажет, что готов к ним.
Сразу после рождения рефлексы могут заставить подумать, что ребёнок может ползать, а то и ходить, но это прекратится уже к недельному возрасту.
Примерно к трем месяцам жизни ребёнок научится управлять головой. Поддерживать её рукой надо только тогда, когда вы поднимаете ребенка из кроватки или коляски, или совершаете какое-то резкое неожиданное движение.
Он способен с удовольствием разглядывать игрушки, у которых много движущихся частей, рожицы, которые вы нарисовали и подвесили на листе бумаги над ним.
Быть в полусидячем положении полезно для детей. Так они сами могут наблюдать за тем, что происходит вокруг.
Посадите его на колени - и он начнет вести себя так, словно ваше тело полностью принадлежит ему: он будет сосать ваш нос, изучать ваше лицо - руками и глазами, он сунет свои пальцы вам в рот… посадите его на колени к незнакомому ему человеку: ребёнок будет вести себя вежливо, соблюдая приличия, и только.
Легкая ванночка позволяет купать ребенка в том помещении, где теплее всего, ставить ее надо на такую высоту, чтобы у вас не болела спина. Если ванночки нет, купать можно и в тазу.
Если ребёнок ловко играет в мячик, значит, у него в достаточной степени развита координация зрения и движения.
Помните, что лица людей для ребенка - самое интересное на свете.
От 2,5 до 3 месяцев:
Большинство детей этого возраста смотрят себе на руки, когда играют ими. Если показать малышу предмет, он не только смотрит на него и старается сохранить его в поле своего зрения, но и стремится что-то с ним сделать. Обычно он пытается достать этот предмет, взмахнув руками (обычно той рукой, которая ближе к нему). Ребёнок может также переводить взгляд с руки на предмет и обратно.
Что можно сделать. Ребёнок нуждается в тренировке, чтобы увереннее управлять движениями руки и уметь на глаз определять расстояние между рукой и предметом. На этом этапе лучше всего иметь такие игрушки, которые можно отводить рукой в сторону, отпихивать от себя. Например, над кроваткой можно подвесить на веревке пушистый или шерстяной шарик - примерно на расстоянии 25 см от лица. Ребёнок будет ударять по нему рукой и время от времени попадать в цель. Тот же шарик, подвешенный к ветке дерева, под которым вы поставили коляску на улице, доставит ему не меньше удовольствия: ведь при удачном попадании качаться будет не только шарик, но и ветка. Подвесьте точно так же погремушку - и ребёнок поймет, что его удары являются причиной не только движения, но и шума.
От 3 до 4 месяцев:
Качающиеся игрушки теперь не годятся: ребенку больше не доставляет удовольствия только ударять по игрушке, он хочет дотронуться до нее. Если игрушка откачнется, он даже, пожалуй, рассердится. Идеальным выходом из положения можно считать перекладину, укрепленную поперек кроватки или коляски на уровне фокусного расстояния глаз, но так, чтобы ребёнок мог легко достать игрушки, неподвижно укрепленные на перекладине.
Некоторые заметки о плаче младенца.
Не пытайтесь кормить кричащего, взбудораженного младенца. Он не сможет хорошо сосать.
Ребёнок способен совершенно спокойно засыпать при включенном телевизоре, но проснется, когда его выключат и в комнате станет тихо.
Ребёнок может плакать из-за того, что родители поссорились. Он чувствует это, поскольку к нему даже прикасаются иначе; иное при этом и выражение лица у взрослого.
Ребенку просто не нравится, когда воздух непосредственно касается кожи. Крик прекратится, как только ребёнок будет переодет.
Если ребёнок все-таки хнычет, попробуйте походить с ним по комнате. Легкое покачивание постепенно успокоит его, и наступит тишина.
Если у ребенка все-таки колика, помочь ему чем-нибудь практически трудно. Колика обычно мучает не более двух месяцев (с рождения).
Если ребёнок часто плачет без видимой причины, можно подумать, что виноваты родители, но это не совсем так. Попробуйте запеленать ребенка на время сна, может он будет лучше спать; если ему приятно быть на руках долго, сделайте из теплой пеленки «гамак», в котором и носите его на спине большую часть дня. Не начинайте давать ему даже фруктового сока, пока он не перестанет быть «несчастным» младенцем.
Все новорожденные вздрагивают при громких звуках, отворачиваются от яркого света.
Первый зуб появляется в возрасте 5 - 6 месяцев. Посочувствуйте ему, если время от времени раздраженно принимается плакать из-за того, что слишком сильно нажал на воспаленную десну. В других случаях просто не обращайте на него внимания.
Следующее написание о ситуациях, которые могут быть чем-то опасны плюс меры защиты от опасностей.
Если ребёнок выпьет из бутылочки, стоявшей некоторое время в теплой комнате, он получит огромное количество микробов. Гастроэнтерит, как правило, самый частый из диагнозов, с которым младенцы попадают в больницу.
Стерилизуйте (ошпаривайте кипятком) всю посуду, в которой вы готовите пищу для ребенка, бутылочку, соску и футляр соски.
Выливайте все оставшееся от кормления молоко, не пытайтесь сохранить пол бутылочки до следующего кормления.
Ребёнок на грудном молоке может стать полнее, чем нужно, в одном случае - он малоподвижен.
Многие дети, которых от рождения кормят молочной смесью, быстро набирают вес. Чрезмерная полнота одна из причин, почему предпочтительнее кормить ребенка грудью, а не из бутылочки.
Аккуратно приготавливайте порцию смеси. Лишняя ложка концентрата смеси означает чрезмерную калорийность молочной смеси в бутылочке.
Чрезмерное количество сахара или жира может привести к расстройству желудка. Помните, что до сих пор ребёнок был приучен к идеально сбалансированному продукту - молоку.
Не открывайте банки с консервированным детским питанием той же открывалкой, какой пользуетесь для открывания других консервов. Открывалку и верх банки обязательно облейте кипящей водой.
В стуле может быть слизь или непереваренная пища. Это лишь означает, что ребёнок еще не в состоянии переваривать именно эту еду и надо временно отказаться от нее. Не давайте ее две-три недели, а потом вновь предложите, но в меньших количествах и более протертую.
Регулярно мойте игрушки.
Соски довольно негигиеничны, если вы их не ошпариваете достаточно часто кипятком.
Если в шестимесячном возрасте ребёнок стал более спокойным, попробуйте не давать ему соску вообще. Именно в то время, когда ребёнок начинает ползать и учиться ходить, соска особенно негигиенична и ограничивает возможности ребенка познавать окружающий мир.
Опрелостью называют разное состояние кожи: от легкого покраснения до сильного воспаления с гнойничками и ранками. Кожа трескается от постоянного трения об одежду, смачивается испражнениями, ее раздражают плохо простиранные пеленки. Бактерии из фекальных масс попадают на поврежденную кожу и заражают ее.
Предотвратить все это можно следующими мерами: тщательно кипятите и прополаскивайте пеленки; старайтесь, чтобы промежность была сухой, вовремя перепеленывайте ребенка, не держите его подолгу в полиэтиленовых штанишках, пусть он больше времени проводит без одежды. Если кожа у ребенка особо чувствительна, обмывайте промежность водой при любом пеленании и смазывайте либо вазелином, либо растительным маслом.
Если опрелость не проходит, посоветуйтесь с врачом. Во всяком случае, как можно дольше оставляйте ребенка без одежды, откажитесь от полиэтиленовых штанишек, меняйте пеленку сразу, как только она будет намочена или испачкана, смазывайте промежность растительным маслом или вазелином - не мойте водой и мылом! Не применяйте крем, пока кожа не станет лучше, - кремы изолируют кожу от воздуха. И будьте терпеливы, ребёнок в это время очень много кричит - ему больно.
Не купайте ребенка в воде, которая локтю покажется прохладной; не окунайте его в слишком теплую воду - для него это слишком сильное потрясение.
Информация о груди
Если младенец ест недостаточно много и недостаточно часто, чтобы это приносило облегчение молодой матери, некоторую помощь окажет прикладывание к груди полотенец, смоченных в ледяной воде, или кусков льда, завернутых в ткань.
Чем чаще ребёнок высасывает груди, тем больше молока они произведут. Возможно ребёнок пожелает получить грудь десять или даже двенадцать раз в сутки. Не важно, как часто вы его кормите если в остальном все в порядке - есть время для отдыха, с сосками все хорошо.
Что бы образовалась дыхательная ложбинка, достаточно слегка нажать на грудь чуть выше околососкового кружка.
Вполне возможно, что утром у вас молока даже больше, чем требуется, но после того, как вы целый день крутились по хозяйству, грудь вырабатывает молока все меньше и меньше.
Беспокойство и усталость лишь способствуют уменьшению количества молока.
Ребёнок может стимулировать выработку молока. Стимуляция происходит за счет сосания. Чем чаще ребёнок отсасывает молоко, тем больше молока будет вырабатывать грудь. Когда выработка молока увеличится, он начнет сосать реже.
Что бы молоко не убывало, нужно следить за собой. Вы отнюдь не увеличите выработку молока, если будете много пить, но необходимо утолять жажду. Выпейте хотя бы кипяченой воды если нет возможности приготовить себе чай с молоком.
При прикармливании ребёнок «ленится» сосать грудь. Уразумев, что молоко есть не только в груди, но и в бутылочке, ребёнок может перестать «стараться» при кормлении грудью, особенно же тогда, когда нужно высосать последние 20 г. Если молоко идет из груди плохо, ребёнок отвернется от нее и начнет оглядываться по сторонам в поисках уже знакомой ему бутылочки.
Режим дня.
Большинство младенцев поначалу спят около 16 ч в сутки. Самые большие, «сони» способны проспать даже и 22 ч в сутки. Но те младенцы, кто предпочитает сну бодрствование, спят не больше 15 ч, и редко, когда их сон длится больше 2 ч подряд.
1. «Жаворонки» (семья рано встает и рано ложится).
Ребенку дают бутылочку между 5 и 6 ч утра, после чего он засыпает. Утренняя суматоха уже пройдет, когда ребёнок снова потребует внимания: завтрак у него в 9 -10 ч утра, обед между 13.30 и 14.00, ужин после 19 ч. В промежутке между обедом и ужином ребенку можно дать сок.
2. «Совы» (ребёнок просыпается поздно, и вся семья поздно ложится спать).
Ребёнок, проснувшись, завтракает вместе с остальными членами семьи около 8 ч утра.
Обедает он рано - около 12.30, а затем получает ужин около 17.00, который устраивается специально для него. Перед тем как родители ложатся спать, ребенка будят, чтобы покормить его в четвертый раз, только молоком.
3. «Золотая середина».
Ребёнок просыпается около 7 ч утра. Он может тут же с удовольствием позавтракать, так что обед и ужин будут достаточно рано, а покормить молоком его можно поздно вечером.
Однако ребёнок с не меньшим удовольствием выпьет утром молока, а затем, соответственно, поздно позавтракает, пообедает и поужинает.
Порой ему надо что-то перекусить, чтобы дотянуть до «большой» еды. Тогда вместо молока он будет сосать что-то твердое (скажем, ломтик хлеба). Чем больше он будет получать возможности есть руками, тем больше радости это ему доставит.
Пусть он в свое удовольствие размазывает еду, окунает в нее пальцы, обсасывает их, пытается разобраться, что такое ложка и «с чем ее едят». Не важно, что все кругом перепачкано, важно отношение к самому процессу насыщения. Чем больше ребёнок чувствует себя полным хозяином положения, а не автоматом, который должен исправно глотать все, что ни запихивают ему в рот, тем больше удовольствия он получит от этой игры в еду. А чем больше ребёнок радуется еде, тем меньше вероятность того, что в последствии ребёнок станет отказываться от того или другого.
На этом пока всё. Мне эта информация вселила некоторую уверенность, поэтому думаю, что она полезная.