Стало нравится покупать диски в Ашане. В связи с этим завожу рубрику “Кино из Ашана”. В ней буду делать заметки по тем фильмам, которые там покупаю. первый фильм “Марафонец” 1976 г.. Смотрел его с одними ощущениями, а когда внимательно пересматривал, что бы сделать заметки и потом, когда внимательно прочитал, то что написано, впечатления были уже совсем другие. Все ляпы, многие вопросы, как, почему и т.п., которые могут возникнуть при внимательном рассмотрении сюжета, воспринимаются с юмором, но тем не менее не покидает ощущение серьёзности в замысле сценария. Очень было бы интересно исследовать подробней то, о чём этот фильм, и почему он снят именно так.
Показывают бегуна из прошлого, он прибегает к финишу; Дастин Хоффман бежит в «наше время» по своей беговой трассе на улице рядом со своим домом; кто-то открывает ячейку сейфа в банке; Дастин Хоффман бежит, смотрит на секундомер; Старый карлик достаёт металлическую коробочку из ячейки сейфа; Дастин Хоффман бежит; ячейку сейфа отдают обратно под замок. Старый карлик уходит из банка и на улице кому-то секретно передаёт эту коробочку. После этого он садиться в автомобиль и едет. Какой-то старик, поругавшись в автомастерской с мастером садится в свой автомобиль и едет. Он ругает пацанов - афроамериканцев, которые, переходя улицу стукают ему по капоту. Он говорит водителю соседней машины, что на них нет управы, с ним соглашаются. Дальше по пути он упирается в автомобиль с тем старым карликом, который не может его завести. Карлик растележился на дороге. Старик ругает карлика, называет его фрицем, и они вместе обмениваются националистическими оскорблениями. Старик таранит машину карлика в багажник, карлик наконец-то заводит машину и уезжает, старик не унимается и едет за ним уже изрядно помяв багажник машины карлика. Они развивают большую скорость и касаются боковыми сторонами машин друг друга. На большой скорости они вместе врезаются в перевозчик топлива, загорается огонь, и они сгорают в своих машинах. Карлик успевает достать ключ. Он выбрасывает в машине его и умирает.
Дастин Хоффман по пути свое трассы видит вдалеке огонь и дым от этой аварии. Он не на долго останавливается что бы посмотреть. Продолжив бег его обгоняет другой бегун, говорит иронически, с издёвкой, что он отстаёт и бежит дальше. Дастин Хоффман в это время смотрел на секундомер, подняв голову, посмотрев на бегуна и «закусившись», он старается догнать обогнавшего его, кричит по пути, чтобы кто-то, кто с большой невоспитанной овчаркой, взял её на поводок; не обращая внимания на лужи бежит за бегуном.
Дастин Хоффман прибегает к себе домой. Рядом с подъездом группа молодых латиносов с модными по тому времени стрижками кричат ему в след, что он зануда, показывают жест онанизма, кричат, что он этим занимается в душе. Дастин Хоффман не обращает на это внимания. Зайдя домой, камера показывает фотографии того бегуна из прошлого - марафонца, они висят на стене. Это маленькая комната, плотно заставленная и заложенная всякими вещами. Он записывает время пробежки, сравнивает его с прошлыми записями, что вызывает у него неудовлетворение. Включив телевизор, он слышит новости, рассказывающие о той аварии. Дастин Хоффман ложится в ванную и отдыхает. Диктор новостей сообщает, что один из погибших в аварии - нацист, участник второй мировой войны.
Автомобиль едет по тоннелю, рядом с ним группа участников демонстрации на велосипедах. Далее пассажир этого автомобиля в своём номере в отеле достаёт ту металлическую коробочку, полученную по секрету. Он прячет её в небольшую коробку, в которую сверху кладёт шоколадные конфеты, закрывает её и упаковывает как подарок. В этот номер по ошибке заходит портье. Он выясняет что он зашел по ошибке, извиняется и уходит. «Пассажир» в это время разговаривает по телефону с Джейни. Он приглашает собеседника к себе. Затем он выходит на улицу и идёт по узким улочкам, заходит в магазин элитных принадлежностей. В маленькой комнате этого магазина сразу же возле входа сидит некрасивый продавец в среднем возрасте за маленьким столом и ест. Он одет в классический костюм, опрятен, но с плохой фигурой, с усами. «Пассажир» отдаёт ему коробку конфет с секретом, тот раскрывает её и съедает несколько конфет. Продавец должен ему что-то «достать», что-то редкое, исключительное, но за это по просьбе продавца, «Пассажир» должен сходить с ним в оперу.
Прохожий с черной коляской для младенцев, которого встречает Пассажир на узких улицах, оставляет эту коляску возле автомобиля. Не обращая внимания на коляску, «Пассажир» садится в машину и говорит адрес куда ехать. В коляске кукла, показывают часть лица незнакомца в черном балахоне и линзой в глазу, коляска взрывается.
Лири (Дастин Хоффман) приходит в институт. Он спрашивает у случайного прохожего в институте где проходит семинар, на который он пришел. У него диссертация по тирании в политике США. Преподаватель даёт понять, что присутствующим очень повезло присутствовать на этом семинаре. Их всего 5 человек. Преподаватель задаёт вопрос, но никто не отвечает, Лири записывает правильный ответ. После того, как преподаватель говорит правильный ответ, не получив его от аудитории, он всех распускает, кроме Лири. Он сообщает, что знал отца Лири, который застрелился, когда ему было мало лет. Лири видел труп своего отца с пистолетом в руке, лежащем в их загородном доме. Преподаватель считает, что Лири умный, но не показывает свой ум. Лири поддакивает ему на счёт своей диссертации.
Не взорвавшийся «Пассажир» заходит в кафе, он подходит к столику, из-за которого сразу же встаёт и уходит девушка. Он остаётся в вдвоём с мужиком с удлинённой прилизанной стрижкой (МУПС) и разговаривает с ним о происшедшем взрыве. Далее в оперном театре он заходит в другую ложу по ошибке, а потом зайдя в ту, он находит «Продавца» с перерезанным горлом. Выйдя из оперы, он встречает Николь, говорит, что б он проходила мимо, не обращая на него внимания, потому что там не безопасно, сообщает её что клерк убит. Николь уходит в темноту, вокруг больше никого нет и из темноты навстречу «Пассажиру» выкатывается футбольный мяч. Он убегает. Утром в номере отеля он отжимается от пола с кровати. Его тело в хорошей форме. Он выходит на балкон и, смотря из окна, видит демонстрацию на велосипедах, проезжающую по дороге под домом. В это время сзади на него с удавкой нападает плешивый китаец примерно того же возраста, что и он. Это видит дед на инвалидной коляске, который тоже был на балкончике в доме по соседству. Он показывает на происходящее своей няне - молодой девушке. «Пассажир» убивает китайца, звонит по телефону и сообщает о происшедшем и о ранении, которое он получил от удавки. Он идёт в больницу, где ему делают перевязку. В больнице он встречается с МУПС, из их разговора становиться известно, что всё изменилось, они заполучили всех курьеров.
В библиотеке Лири сидит за столом напротив красивой молодой девушки. Девушка задаёт ему вопрос из истории. Лири отвечает и дополняет ответ интересной информацией, разговор прекращается. После Лири догоняет девушку на улице, чтобы отдать ей её книгу. Он навязывает своё присутствие и общение; рассказывает, что он марафонец; говорит, что украл книгу, чтобы встретиться с ней; говорит, что она красивая. Он упрашивает девушку сказать ему: «До встречи».
Лодка плывёт по реке. В ней сеньору привезли чистые вещи и т. п. Сеньор живёт в роскошном доме. В его комнате черепа, немецкие газеты. Он выстригает себе плешь. В лодке уплывают двое незнакомцев, они подозрительные.
У Лири свидание с той девушкой, после она уже присутствует с ним на его пробежках, смотрит на секундомер. Их показывают в одной постели на полу, рядом бутылка вина и пепельница с окурками. Она не может больше заниматься сексом, и он тоже устал.
Два незнакомца среднего возраста в классическом стиле одежды приближаются к скамейке, на которой сидит Лири и его девушка. Девушка встаёт и говорит Лири, чтобы уйти. Они уходят, и когда идут через рощу деревьев по аллее, их догоняют те незнакомцы, избивают и грабят.
Её зовут Эльза Абель. Лири пишет письмо о случившемся в парке.
Сеньор добривает свою плешь. Он в самолёте. Куда-то прилетая, его встречают. Вместе они идут по длинному широкому красно-белому коридору. Сеньор излагает националистический предрассудок.
Ночью кто-то появляется у Лири в комнате. Незнакомец пытается задушить его подушкой. В свете становится понятно, что это друг Лири - «Пассажир», он так шутил. Они распивают бутылку вина. Это ему Лири писал письмо. Затем становится известно, что «Пассажир» - его брат, «Пассажир» не хочет разговаривать об их отце. Он называет Лири малышом, также, как и Эльза. В их разговоре упоминается пистолет. Он ещё у Лири. Он достаёт пистолет, говорит, что не знает зачем он нужен. Лири приглашает брата в ресторан с ним и Эльзой. В ресторане официант вежливо сообщает Лири о том, что ему необходимо одеть чёрную бабочку, которую он принёс, потому что у них такие правила. Лири одевает бабочку, «Пассажир» пришел в галстуке. Брат Лири разговаривает с Эльзой о Швейцарии, её родине, её родном городе, затем он грубо разоблачает Эльзу в том, что лжет, отвечая на его вопросы. Эльза и Лири возбуждённые уходят из ресторана. Лири не забывает снять перед уходом бабочку.
Сеньор ждёт кого-то на улице. Опаздывающего зовут Сцилла. Когда Сцилла приходит, сеньор ругает его за опоздание. Сциллой оказывается брат Лири - «Пассажир». Сцилла высказывает своё подозрение о том, что это сеньор нанял плешивого китайца. Сеньор вначале отвергает это подозрение, но позже, когда Сцилла продолжает настаивать, он соглашается и говорит, что это было предупреждением. Сцилла бьёт сеньора, в ответ сеньор говорит, что не хочет драться с ним, он затевает разговор, потом вонзает нож в живот Сциллы; уходит он и его спутники, которые почему-то не заступались за сеньора в то время, когда Сцилла его бил.
Лири берёт трубку телефона в своей квартире. Это Эльза, она просит прощения за то, что соврала про Швейцарию. Объясняя причину лжи, она начинает говорить по-французски, Лири кричит в трубку что не понимает её. К нему приходит его умирающий брат. Умирая, он называет его малышом. Лири ругает пришедших полицейских за их вопросы к нему, за то, что они берут вещи в его квартире и смотрят их. Затем приходит МУПС, его зовут Питер Джейнвэй или просто Джейни. Тело уносят. В это время крупные планы лиц передают некоторую скрытую еле заметную иронию. Питер рассказывает Лири, что Док (Сцилла) работал вместе с ним в правительственном спецотделе по сложным преступлениям, он предлагает Лири выступить приманкой в поимке убийц Дока.
Отдыхая в ванной, Лири вспоминает сцены из детства с братом, умирающего брата, отца. Не понятно почему застрелился отец. Вдруг он слышит чьи-то голоса. Он вскакивает из ванной, одевается и пытается найти путь убежать. Со временем голоса стихают и закрытую в ванную деревянную дверь начинают открывать выдергой. Не дождавшись пока дверь взломают, Лири открывает маленький шпингалет и вбегает в комнату с криком о помощи. Его хватают и похищают, как предполагал Джейни.
Лири оказывается в полупустой комнате привязанным к стулу; он в халате; с ним в комнате сеньор и двое мужиков, они в классической одежде. Сеньор много раз спрашивает Лири: «Это безопасно?», не обращая внимания на ответы Лири. Лири отвечает каждый раз по-разному, пытаясь угадать нужный ответ. Сеньор разложил перед Лири принадлежности для стоматологии. Он ковыряется в зубах у Лири, делает ему больно, а после смазывает гвоздичным маслом - это помогает от боли. Он снова спрашивает: «Это безопасно?». Лири не понимает о чём речь. Тогда сеньор велит отвезти Лири, его уводят в комнату и там мужик даёт ему это масло помаленьку, года тот попросит. Вдруг появляется Питер (МУПС), он убивает этого мужика ножом и другого, выстреливая в него из пистолета.
Они убегают из этого места. Сидя в машине, Питер объясняет Лири, что сеньор - Кристиан Зель, так же известный как Белый ангел, он нацист и раньше занимался пытками. У него есть еврейские бриллианты. Бриллианты и золото он брал как взятку во времена работы в концлагерях. За них он освобождал узников. В этих делах ему помогал его брат (видимо, старый карлик из первых сцен фильма). Много и быстро говоря, Питер задаёт Лири вопрос: «Что успел сказать Док перед смертью?», но Лири ответить нечего. Питер останавливает машину, к ней подходят двое и хватают Лири, Питер оказывается предателем. Лири оказывается в той же комнате. После небольшого рассказа об отношениях Зеля и Сциллы, о том, что Кристиан - Белый ангел боялся, что Сцилла ограбит его, когда он заберёт бриллианты из банка, он начинает портить зуб Лири, выпытывая ответ на вопрос безопасно ли это. Лири ничего не знает, Кристиан заканчивает пытку и говорит людям избавится от Лири. В то время как его ведут куда-то люди Кристиана, Лири удаётся сбежать. Он бежит по ночной улице, крича о помощи. Навстречу ему на большой скорости несется скорая помощь с включенными мигалками. Игнорируя Лири, скорая едет дальше. Он бежит дальше полуголый, за ним погоня. Между тем он вспоминает бегуна, фанатом которого является. Питер несколько раз стреляет в него из маленького револьвера. Лири бежит дальше по многоуровневым кольцевым шоссе, убегает. Он находит таксиста и, подъехав к телефонному автомату, отдаёт таксисту, откуда-то у него взявшийся, роликс брата взамен на мелочь, чтобы позвонить. Он звонит Эльзе и говорит, чтобы она в течении часа была по указанному адресу - забрала его.
Двое в машине сидят около подъезда, в который зашел Лири. Лири позвонил в домофон в одну из квартир, ему ответила миссис Мендес, он позвал её сына. Она ругаясь начала кричать, что вызовет полицию, затем трубку домофона берет сам Мендес, её сын, он тоже ругается. Лири представляется, он говорит, что он тот зануда, которого он знает. Том Мендес выходит к Лири, Лири рассказывает, что за ним кто-то охотится; он просит ограбить его квартиру, предлагает взять то, что они захотят, но говорит, что это опасно.
Том соглашается и говорит, что опасность - это преимущество.
Питер приходит с пистолетом в тот момент, когда группа парней взламывает дверь в квартиру. Они тоже достают пистолеты и грубо его игнорируют.
Лири встречает Эльзу, он садится к ней в машину, они уезжают,
и приезжают в загородный дом, одиноко стоящий на просторной территории. Лежат жёлтые листья, осень. Эльза говорит, что это дом семьи её подружки, но Лири уверен, что это дом Зеля, и что Эльза работает на него.
Лири начинает истерику, и Эльза соглашается с ним и говорит, что Джейнвэй и тот, кто с ним, скоро приедут. Между тем видно, что зуб у Лири не очень-то и повреждён. Оказывается, это дом брата Зеля. Об этом говорит Эльза сразу после того, как Лири достаёт из кармана пистолет и «взводит» его. В доме порядок, хорошая мебель. Брат Зеля помогал перевозить бриллианты и Эльза тоже. Подъезжает автомобиль, Лири выбрасывает бутылочку с гвоздичным маслом. Из авто выходят трое, один из них Питер. Лири говорит, что скоро приедет полиция, но Питер сомневается, что они приедут и предлагает войти в дом, потому что там лучше разговаривать. В доме Лири, угрожая всем пистолетом, держит Эльзу за руку. Происходит перестрелка. Питер стреляет в своих, и они с Лири убивают тех, кто с ним приехал. Питер говорит, что выдаст Зеля в память о брате Лири, он сообщает адрес, где будет Зель. Эльза говорит Лири убегать, убегая он забывает забрать пистолет у Питера, и тот убивает Эльзу, а Лири стреляет в Питера через окно. Питер умирает.
Зель идёт по улице вдоль магазинов с драгоценностями. В одном из магазинов ему не отвечают на вопрос о стоимости бриллианта. Возле магазина, из которого вышел Зель, показывают пожилую женщину, стоящую у входной двери, она смотрит на Зеля. Он заходит в другой магазин, разговаривает о бриллианте. Бриллиант стоит 90000$. Услышав стоимость, Зель начинает говорить о лондонском магазине драгоценностей и уходит, сказав, что цена для него слишком велика. Бабка начинает истерику на улице. Она кричит, чтобы Зеля остановили, что он тот самый Белый ангел. Белый ангел она произносит на иностранном языке; со стороны не очень-то понятно, почему нужно останавливать Зеля. Вначале её игнорируют, потом, когда она пугается резко затормозившего перед ней автомобиля на дороге, падает, к ней сбегается народ со всех сторон. Эту сцену показывают сверху.
К Зелю подходит продавец, с одним из которых он разговаривал в магазине на счет бриллианта. Он хватает его за руку и говорит ему, что знает его - он тот самый Зель - нацист, убийца. Зель с размаху перерезает горло продавцу выдвинувшимся из рукава ножом, затем уходит.
Зель едет в такси. Он открывает чемодан и берёт оттуда бумажный пакетик, внутри которого ключ, похожий на тот, который выронил в горящей машине карлик в начале фильма.
Кристиан Зель приходит в банк, даёт ключ охраннику и ему выдают содержимое ячейки. В ячейке много бриллиантов в таре из-под кофе или несквик и металлическая коробочка, которую показывают вначале фильма. Зель уходит из банка, забрав всё. Его встречает Лири с пистолетом и говорит: «Это не безопасно, они все мертвы», и чтобы Зель шёл. Они заходят в помещение из камня, на входе в которое написано 1864. Это очень стильно обустроенное место с текущей отовсюду водой и вентилями управления. Зель открывает чемодан, там много бриллиантов. Лири, угрожая пистолетом, говорит, чтобы Зель их ел. Зель не хочет. Лири бросает горсть бриллиантов в Зеля, они падают на решётчатый пол и затем вниз, в воду. Зель отказывается есть бриллианты, кроме одного. Один он съедает. Он говорит, что Лири слишком слаб, чтобы выстрелить, а после выдвигает из рукава лезвие, происходит драка. Лири выбрасывает открытый дипломат с бриллиантами вниз по лестнице, Зель бежит собирать, спотыкается и кубарем катится по этой лестнице. В падении лезвие врезается ему в живот, он падает в воду мёртвым.
Лири идёт по своей беговой трассе в обратную сторону, он выбрасывает пистолет в воду за забор, начинаются титры.