Oct 23, 2018 15:01
Во сне вела семинар по истории искусства - что само по себе смехота - но суть не в том.
- Основная трагедия групп Ленинградского рок-клуба 80-х годов, - рассказывала я на семинаре, - таких как Кино, Зоопарк, Аквариум, Секрет и прочих, - состоит в том, что все написанные ими песни уже когда-то в 60-х годах написал и исполнил Боб Дилан, причём сделал это гораздо лучше чем Кино, Зоопарк, Аквариум, Секрет и прочие сделали это в 80-е. А если по каким-то причинам Боб Дилан эти песни не написал - значит их написали The Rolling Stones, Chuck Berry, Joy Division, The Doors и прочие, и прочие.
Я уже недавно затирала это кому-то вне сна (Кому, блин, кому?! Почему у меня такие проблемы с тем, чтобы это запомнить? Надо понимать, я рассказывала об этом единственному человеку на Земле, который по каким-то чудесным причинам этого ещё не знал, внимание вопрос: КТО это был?) но на этом я остановилась. Во сне же меня понесло.
- В первую очередь я говорю, конечно же, о музыке, - продолжаю, - хотя и к текстам это тоже относится. Но со словами проще, слова переводились с английского языка на русский. А музыка - она вне языков, за пределами языкового барьера, поэтому музыку они перевести никак не могли. Поэтому музыка практически полностью сохраняла свой первоначальный облик, данный нам Бобом Диланом, немного менялись лишь аранжировки. Писать песни Боба Дилана и других - было необходимым условием для вступления в Ленинградский рок-клуб. Давайте посмотрим на тех, кто это условие не выполнял. Ярким примером является Александр Башлачёв - он не следовал правилам и отказывался писать песни Боба Дилана, решив, что может и сам написать. Смело, очень смело, но давайте посмотрим, к чему же это его привело? Вспомним самые известные песни Башлачёва, такие как "Время колокольчиков", "Петербургская свадьба" и другие. Что их всех объединяет? Во-первых стихи. На любителя, возможно, но на мой взгляд они достойные. Но что же насчёт музыки? А музыки у Башлачёва нет. Не выдали. Он отказался брать музыку из уже написанных песен, а по-другому было невозможно, таковы правила, и, как следствие, его музыка равна нулю, его музыки НЕТ.
Время шло, начались 90-е. Почему же с распадом СССР распался также Ленинградский рок-клуб? Бытуют различные версии, в основном они заключаются в том, что Ленинградский рок-клуб стал уже не тот, да только это всё неправда, точнее не вся правда. Почему распался Ленинградский рок-клуб, почему к началу 90-х умерло большинство его участников? Я могу ответить вам на эти вопросы. Дело в том, что музыка находится в согласии с пространством и временем. Это проявляется в том, что в одно и то же время, в одном и том же месте не бывает двух одинаковых музык. Иными словами, можно переформулировать принцип Паули, применимый, например, для электронных оболочек атомов. Принцип Паули звучит так: "в системе одинаковых фермионов не могут одновременно находиться в одном и том же состоянии две (или более) частицы". Теперь допустим, что Музыка в целом - это абстрактный (любой) атом с некоторым количеством электронов (фермионов) на внешней электронной оболочке. Соответственно, состояние атома описывается квантовыми числами этих электронов, причём набор этих квантовых чисел не может быть одинаковым для двух электронов. Тогда Музыкальный Принцип Паули будет звучать так: "в пределах некоторой эпсилон-окрестности заданного пространства не могут одновременно находиться в одном и том же состоянии две (или более) музыки". Именно поэтому никто не пришёл на концерты Боба Дилана в СССР в 1985-м и 1988-м годах. Потому что в данном пространстве-времени (СССР 80-е) уже была музыка Боба Дилана, любезно предоставленная нам Майком Науменко и Борисом Гребенщиковым. Именно поэтому второй музыке Боба Дилана в СССР было нечего делать, а вовсе не из-за плохой рекламы его концертов и специфики Советского Союза, как написано на Википедии. Боб Дилан очень расстроился тогда в 80-х, что его концерты не пользовались успехом в СССР, но это он, конечно, зря. Если бы он знал Музыкальный Принцип Паули, он бы не расстраивался. С распадом Советского Союза закончилось время Ленинградского рок-клуба на этой территории и пришло время Боба Дилана (и The Rolling Stones, Chuck Berry, Joy Division, The Doors - и прочих тех из них, кто к тому времени ещё был жив). Вы спросите, так ведь если послушать интервью того же Майка Науменко, он там вовсе не отрицает существования Чака Берри или Роллинг Стоунз. Более того, он говорит о них почтительно, он говорит о них с любовью. Почему так? Я вам отвечу. Да, он говорит о них. Но он говорит о них так, как мы говорим о смерти. Да, почтительно, да, с любовью. Тем не менее мы всегда знаем, что когда закончится время нас, придёт время нашей смерти. Когда закончилось время Майка, пришло время Чака Берри, пришло время Боба Дилана, пришло время Мика Джаггера - они все - его смерть. Конечно, это выполняется для конкретной заданной территории, на других территориях, вне Советского Союза их время пришло гораздо раньше, но дело в том, что для Майка не существовало территории кроме Советского Союза, именно поэтому его группа называется Зоопарк - он сидел в клетке под названием СССР, которая разрушилась вместе с ним, увы. К сожалению, таких примеров больше чем хотелось бы.
Но есть и хорошие примеры! Есть ли жизнь после Ленинградского рок-клуба, спросите вы? Есть! И для того чтобы эта жизнь стала возможна, надо было - всего лишь - отказаться от главного правила Ленинградского рок-клуба насчёт написания музыки западных исполнителей. Даже не так, поскольку Ленинградский рок-клуб к тому времени развалился, то его правила уже и так не работали, и всё что требовалось от исполнителей чтобы выжить - это понять, что эти правила уже не работают, и можно начинать самостоятельно писать музыку, не боясь при этом повторить печальный опыт Александра Башлачёва, написав НИЧТО, музыку, которой НЕТ, абсолютный ноль. Более того, стоит отметить, что наоборот, с развалом Ленинградского рок-клуба продолжать писать песни Боба Дилана стало губительно (как в случае Майка Науменко). Некоторые так и поступили, некоторые начали писать собственную музыку. Но, оказывается, и это было не обязательно! Если проявить достаточную смекалку, можно было продолжить писать песни Боба Дилана! Как, спросите вы? Рассмотрим песню "Некоторые женятся (а некоторые - так)" группы Аквариум. Эту песню мы впервые слышим в 1997-м году на альбоме Лилит. Запомните, что это 1997-й год - это важно. А теперь давайте разберёмся, ЧТО ИМЕННО мы слышим? Внимательные, наверное, уже заметили, что эта песня составлена из трёх различных песен. А именно из песен "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again" и "Sad Eyed Lady of the Lowlands" Боба Дилана с альбома Blonde on Blonde 1966-го года и песни "Ain't No Cure for Love" Леонарда Коэна с альбома I'm Your Man 1988-го года. То есть мы видим, что если брать не одну какую-то уже написанную музыку, а комбинацию НЕСКОЛЬКИХ уже написанных музык - то можно продолжать славные традиции почившего Ленинградского рок-клуба, не боясь нарушить Музыкальный Принцип Паули. Напомню, это 1997-й год. Таким образом, Борис Борисович - наш герой. Несмотря на то что ему всё-таки пришлось пойти на поводу у обстоятельств и-таки начать писать в 90-х свою собственную музыку - он не предал старые идеи. И ключ к этому нам дан уже в названии этой самой песни: "Некоторые сдаются (а некоторые - так)". Так - это как группа Аквариум. Борис Борисович не сдаётся! Он помнит и чтит свои корни и традиции. Браво, Борис Борисович!
Не знаю, кому вообще потребовалось провести такой странный семинар со мной в главной роли, но от себя могу добавить, что боже, как я ржала! Потому что, честно говоря, я никогда не понимала, почему Гребенщиков до сих пор делает ЭТО? В смысле нет-нет, да спиздит что-нибудь у Боба Дилана и других. Ведь восьмидесятые уже давно закончились, а Боб Дилан всё ещё исполняет свои песни лучше чем кто бы то ни было другой. Ну а когда мне так доступно объяснили, что он чтит традиции Ленинградского рок-клуба - наконец! - стало всё понятно. Для этого, правда, пришлось самой сходить на свой же семинар, но мы бойцы бывалые, нас такие трудности не останавливают.
1988,
1997,
сны,
Аквариум,
1966,
bob dylan,
Зоопарк