Nov 03, 2019 04:12
После выхода методички "Как правильно утонуть в болоте" нам пришла записочка с пожеланием ещё более подробной категоризации видов погружения в трясину. Вот, например, в белорусском языке есть множество вариантов для обозначения болота - а раз так, то и категорий погружения по идее должно быть не меньше. Таким образом, стало понятно, что в более основательном дроблении жанра sludge нам поможет прослушивание белорусских сладж-коллективов. А пока что мы остановились на пяти подвидах:
1. Падать, погрязать вечно
2. Авторы утопли, черти пляшут
3. Воспламеняющиеся трясины
4. Это не сладж
5. По ту сторону болота
На данный момент промежуточный отчёт такой: в первом приближении прослушивание белорусских сладж-групп DRTVBRGH и Coat позволило выявить два новых поджанра - что уже само по себе очень круто, потому как сладж-группы, образовавшиеся за последние десять лет, как правило, отдают предпочтение поджанру №1 Падать, погрязать вечно. Вот, что удалось выяснить:
Мы дошли до конца жёрдочки - и пришли в группу Electric Wizard. Из дебютного альбома "Swamp" (2013) группы Coat мы узнаём в первую очередь то, что от Swamp там только название, а в остальном это ой-доска-кончается, Pure Electric Wizard. Даже обложка альбома - она что-то типа Wizard Bloody Wizard. На самом деле не очень хорошо, конечно, так писать, потому что из-за непрерывного сравнения с Electric Wizard молодые сладж-группы опасаются выдать хоть сколько-то однозначный рифф. Потому что все тут же начинают тыкать в этот рифф пальцем и говорить: о, так это ведь уже было у Electric Wizard (Melvins, Eyehategod). Весь ужас в том, что при этом вообще не обязательно слушать даже какой-нибудь супер-известный "Dopethrone" - достаточно просто сказать волшебные слова: "похоже на Electric Wizard" - и все тут же согласно закивают, и только один кто-нибудь скажет: "Да сейчас вообще всё вокруг похоже на Electric Wizard". В любом случае, лучше так, чем когда сравнивают с Black Sabbath. Не потому что Black Sabbath - это позор, а потому что они всё-таки совсем не сладж. Так что неважно, на что конкретно похож альбом "Swamp" - важно, что он похож на то, как сойдя с жёрдочки на твёрдую землю, нам пытаются рассказать про трясину и - вот чёрт! - ничего не помнят. И это ведь ещё надо выяснить, что они действительно были на жёрдочке и смотрели вниз, а не просто подошли рядом постоять (а то и вовсе не подходили).
Однако, в 2015-м у группы Coat выходит альбом "Doomsdays", а нам становится понятно, что ничего выяснять не надо. Потому что теперь Coat будут старательно притворяться, что они на самом деле видели трясину (может они и правда видели, да не помнят), а мы будем пытаться им поверить. И в данном случае это никакой не сарказм, а хороший, рабочий метод, который приводит к тому, что всё начинает мерцать. Не то чтобы у группы Coat всё уже получилось, оно как-то так: кажется, всё получилось - ой, Electric Wizard - получилось - опять об Wizard - кажется получилось, получилось. Ведь понятно, что "получилось" в данном случае - это не что-то, к чему можно прийти сделав некоторое отмеренное количество шагов (ещё три шага - и мы на месте), а переменное, неопределённое, кажущееся, которое так и будет мерцать до тех пор, пока не перейдёт в непрерывный режим (который, естественно, никогда не бесконечен, но в некотором смысле - навсегда). О чём не очень хочется упоминать, но всё-таки надо, иначе будет нечестно: Coat большие молодцы, что к 2015-му практически полностью избавились от вокала. Потому что им ну совершенно не стоило петь то, что они поют и то, КАК они поют - НИ по-английски, НИ по-русски (после англоязычных композиций кажется, что мы уже слышали вообще всё, но это мы просто не дошли ещё до русскоязычной песни "Desertir"). Возможно, подошёл бы белорусский язык, но на нём они не пели. Если говорить о существующих категориях, то для группы Coat это что-то среднее между №0 Вне жёрдочки/на жёрдочке/в попытках прыгнуть и №4 Это не сладж. Вообще №4 - это очень обширный поджанр, потому что для каждой такой группы ответ на вопрос "почему нет?" - будет совершенно уникален.
Но что действительно интересно, так это загадочная группа DRTVBRGH. Всё, что удаётся узнать о группе DRTVBRGH из интернета - так это то, что о группе DRTVBRGH не известно решительно НИЧЕГО кроме того, что они вроде как из Беларуси. Что тоже, если честно, не факт, потому что никак не проверишь: ни имён участников, ни концертов, ни информации о том, как именно расшифровывается название, ни какой-то вообще любой информации - ничего этого нет. Есть только единственный альбом "Gore" 2018-го года и ещё два сингла - тоже 2018-го года. В первой же песне "Grave" альбом "Gore" открывает нам новый под-поджанр, производный от №2 Авторы утопли:
Наблюдателя нет. Авторы утопли, однако альбом никто не записывает. Тем не менее, альбом всё равно выходит - он каким-то неизвестным образом складывается из деталей замкнутой экосистемы: из отголосков лесной чащи, из очерета, из пробегающего мимо зверя, из ваточника мясо-красного, из дымки над водой. Ключевое здесь то, что система именно замкнутая: все части связаны друг с другом как звенья, и каждый видит только соседа или двух, полной же картины нет ни у кого - это и означает, что наблюдателя системы как целого - нет. Наблюдателя нет, а альбом о системе есть, и это - чудо. "Кто тогда записал этот альбом?" - Спросит слушатель. Ответ может быть только один: никто не записал/записал никто. Думаю, поэтому участники (участник?) группы DRTVBRGH не раскрывают себя и ничего не расшифровывают - потому что некого на самом деле раскрывать и нечего расшифровывать.
Альбом "Grave" содержит четыре песни, и стоит тут написать о каждой. Первая была "Grave".
2. On the Road to Shivering Depths. Конец этой песни - это что-то среднее между дождём, костром и аплодисментами. И вот откуда-то оттуда, видимо, в песне 3. Roar ov Tortured Souls появляется наблюдатель. Точное время и конкретный механизм его появления нам, конечно, неизвестны (если были бы известны, мы бы писали сейчас не "как правильно утонуть в болоте", а "как правильно стать Богом"), но он появляется. Как мы поняли, что он появляется? Потому что начал прослеживаться какой-то путь. У замкнутой экосистемы, пищевой цепочки и круговорота воды в природе не может быть пути. У наблюдателя - может. И в третьей песне мы видим: он идёт. Видим это пока что только по следам, которые он оставляет в траве, по шороху веток, по тусклым отблескам лунного света - но видим. Хорошая новость для тех, кто любит группу Godspeed You! Black Emperor - в песню "On the Road to Shivering Depths" такое ощущение, что вставлена часть (а может и правда вставлена) песни GY!BE "Providence" с альбома "Фа Диез Ля Диез Навсегда" (1997) - та самая часть, которая перед частью "Абсолютная тишина".
4. Eve's Chase. Тут что-то типа третьего закона Ньютона: раз кто-то наблюдает за замкнутой системой, то и замкнутая система начинает наблюдать за этим кем-то. А, ну или по-другому можно сказать: бездна начнёт вглядываться в тебя - только не бездна, а замкнутая болотная система, которая, как мы уже выяснили, вглядываться не умеет. Тем не менее, на альбоме "Gore" она начала ответно вглядываться уже на четвёртой песне (потому что третий закон Ньютона: там где нет воли и наблюдателя - всегда работают законы классической механики). А дальше вот что: поскольку у наблюдателя всегда есть путь, ему приходится уйти - остаться физически невозможно, потому как в рамках замкнутой системы путь не существует: либо уходи, либо оставайся бессознательной частью. На самом деле и этот выбор иллюзорен: наблюдатель не может превратиться в бессознательную часть, он может лишь оставить болотам какую-то шкурку, которой успел тут обрасти, но эта шкурка - не он, а он всё равно так или иначе уйдёт. Вот он и уходит, хотя уходить ему больно, конечно. И замкнутой системе больно тоже - дело в том, что в болотах всё слишком инертно (хотя есть, кстати, очень любопытные исключения), и любая перемена - это всегда боль, потому что ломается сама природа. В общем всем больно, но расставание неизбежно, и оно происходит. А вот что означает ржавый гонг в конце - это уж совсем какая-то запредельная тайна.
Вообще, от себя я хочу добавить, что альбом "Gore" (да и всё, что сейчас есть у группы DRTVBRGH) - это для меня теперь самая страшная love story ever, хотя и очень сложно объяснить, почему: сработает только превратиться в меня и послушать этот альбом.
Также у группы DRTVBRGH есть ещё два сингла: "Devil'n'Love " (записан до альбома "Gore") и N.E. (записан после альбома "Gore" в жанре падать, погрязать вечно), прослушав которые, можно понять, откуда появился и куда ушёл наблюдатель, чьи голоса мы слышали на альбоме "Gore", кто влюбился в дьявола ответно и ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР - но тут стоп, когда возникает чёткое понимание того, что именно хотел сказать автор - всегда следует остановиться.
sludge,
2013,
coat,
2015,
как правильно утонуть в болоте,
2018,
godspeed you black emperor,
drtvbrgh