А ведь именно так называли в России конку - запряженных лошадок, которые неторопливо тащили за собой вагончики по рельсам. В Туле конку тоже именовали «Сорок мучеников». Скорость ее была крайне низкая. Иногда пешая прогулка выходила быстрее.
Обслуживали конку кучер-вагоновожатый и кондуктор. До 1916 года профессия кондуктор была сугубо мужской.
Конка относилась к железным дорогам, поэтому ее служащие носили тоже форму «железнодорожников» - черную суконную гимнастерку, косоворотку с застежкой на левую сторону солдатского образца. Верхней одеждой служила двубортная тужурка, напоминающая морской бушлат, с цветными петлицами и накладными металлическими буквами на них ГЖД (Городская железная дорога). В комплект формы также входила двубортная шинель, к которой зимой пристегивался черный барашковый воротник.
У кондуктора на ремне сумки был личный номер и свисток на цепочке.
В Туле кучера-вагоновожатые получали 50-55 копеек в день. За эти же деньги они ухаживали за лошадями. Спать сотрудники ГЖД ложились не раньше полуночи, а вставали в 4 утра. За проступки, пусть и незначительные, были предусмотрены штрафы. Как понимает, кадры на конке менялись быстро.
На каждом вагоне были таблички с номером и названием линии движения.
Пассажиры должны были выходить на определенных остановках, но остановки по требованию также были распространены. Вагоны часто сходили с рельсов, поэтому кучеру и кондуктору приходилось вручную возвращать их на место.
Даже при всей этой крайне невеселой ситуации, с конкой происходили забавные случаи. Об этом нам рассказывают тульские газеты.
Например, в «Тульской молве» (9.01.1914г.) можно прочитать, что некий гражданин обратился к городскому судье первого участка с обвинениям, в том что вагоновожатый кондуктор так гнал (а мы помним про скорость!), что сбил данного пешехода вагоном. Как результат у гражданина оказались ушибленными колени. Надо сказать, что судья оправдал обвиняемых. И вагоновожатый кондуктор П. И. Вешин благополучно продолжил свой трудовой путь.
А как такое «Письмо в редакцию»? «Отправляясь за выслугой лет на живодерню, прошу всех, которые ездили на мне, не поминать меня лихом. Тех, которым попадется мое мясо в ресторанах, прошу не особенно ругаться. Попробовали бы они потаскать вагоны, может быть, их мясо было бы еще тверже. Коночная кляча».
В конце 1918 года движение конки в Туле,просуществовав 30 лет, было закрыто.