Даже не знакомым близко с историей искусств людям известно имя художника, скульптора и архитектора Микеланджело Буонарроти . Но каким человеком был один из самых ярких и знаменитых представителей эпохи Возрождения?
Будущий гений родился недалеко от Флоренции в городке Капрезе 6 марта 1475 года. Он был пятым ребенком в семье. Когда ему было шесть лет умерла мать и маленького Микеланджело отдали на попечение кормилицы - жене каменотеса. Позже Микеланджело скажет: "Из молока кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи".
Думаю, что останавливаться подробно на биографии Микеланджело не стоит - она абсолютно доступна. Мне же интересен Микеланджело именно как человек.
В семье не верили, что из Микеланджело вырастет кто-то больший, чем каменщик. Ведь выбранный им путь - это был путь ремесленника. До 13 лет и отец, и братья старательно пытались выбить дурь из головы родственника. Но несмотря на это он смог в последствии сохранить теплые чувства к близким ему людям, поняв отца.
Он был чрезвычайно задирист и вспыльчив. Даже несмотря на покровительство богатых и знатных людей, он затеивал ссоры, в том числе и с заказчиками. В молодости он дразнил товарища по учебе, за что и получил по носу. Это изуродовало его лицо на всю жизнь.
От биографа Кондиви мы узнаем, что Микеланджело ложился в постель, не снимая сапог. Это объяснялось просто (многие дети это поймут): не надо было тратить время на одевание и раздевание. Он вел довольно строгий и аскетичный образ жизни, несмотря на то, что был довольно богатым человеком. Его не заботила пища, а в те дни когда он трудился, обед его состоял "из куска хлеба, который он постоянно жевал, не оставляя работы".
При этом Микеланджело очень дорожил положением в обществе и всячески отстаивал собственные взгляды на искусство, считая создание скульптуры - проявлением творчества, а не ремесленническим актом.
Будучи довольно честолюбивым человеком, Микеланджело Буонарроти был подвержен сомнениям. Известен факт, когда проект гробницы папы Юлия II не был осуществлен, скульптор впал в уныние и написал в 1542 году: "Я потратил свою молодость, будучи прикован к этой гробнице". Частые перепады настроения от эйфории к депрессии, от самовосхваления к самобичеванию усложняли не только его жизнь, но и жизнь окружающих его людей.
Он все больше уставал от своей работы. И даже описал те физические усилия, которые были затрачены на роспись потолка Сикстинской капеллы.
Он был угрюмый и странный. Микеланджело мог остановиться посередине дороги чтобы сделать рисунок для ребенка, а мог отказать в этой просьбе королям.
Он язвительно судил о работах современников. Вот так он отозвался о картине, на которой изображена была скорбь о Христе: "Поистине скорбь смотреть на нее"
Мнительный, скрытный, вспыльчивый и острый на язык, Микеланджело был добр и щедр к своим близким.
Он никогда не был женат. Крепкая дружба связывала его с вдовой Витторией Колоной до самой ее смерти.
За несколько недель до своего 89-летия Микеланджело Буонарроти умер после непродолжительной болезни. Но в отличие от многих художников ему повезло насладиться славой и богатством при жизни, а также увидеть две книги, посвященные его творчеству.