Жители республики тщетно пытаются найти объяснение неожиданному всплеску онкологических заболеваний
Жасмина Саидова
Потеряв друг за другом и маму, и брата, а теперь уже и двоюродную сестру, соседка моя так же - безоговорочно и безвозвратно - лишилась и доверия к медицине. Настолько, что она решила дочку «сделать» врачом. Самым лучшим врачом. Чтобы заполнить пустоту внутри.
Но дочь еще совсем маленькая. А родные все уходят и уходят. Не прощаясь. Потому что они до последнего не знают о своей страшной болезни. «Чтобы ничего не знали», - так решают врачи, так желают им добра близкие.
-И знаешь, что самое ужасное, - говорит она. - То, что такая же история и у мужа в роду, и на работе - девочка…молодая совсем, на днях умерла… Да откуда только он берется, этот рак, будь он неладен?!
Что-то жуткое есть вокруг нас
На этот вопрос вот уже много десятков лет ищут ответ ученые ведущих стран мира. «В природе существует нечто, что и вызывает рак. Возможно, это загрязнения окружающей среды, или нарушения в режиме питания, или же сам образ жизни человека» - это все, что можно услышать от медиков и специалистов, в том числе и российских.
Но не в Дагестане: наверное, только ленивый не скажет вам, что онкология в республике - это прямое следствие разложения радиоактивных захоронений в горах. Удивляет не то, что слух такой есть, а то, что он, хоть и не подтверждался никем, устойчиво держится уже очень много лет.
Более того, вопрос о радиоактивных могильниках поднимали совсем недавно даже на сессии Народного собрания республики при обсуждении онкологической ситуации в Дагестане. Может, все-таки, есть что-то, ведь не зря же говорят, что дыма без огня не бывает?!
Поиск злополучного «огня» начинаю с профессиональной среды.
- Ну как, разве ты не знаешь, что еще в далекие 70 годы в наших горах, на границе с Азербайджаном были захоронены отходы переработки ядерного топлива из армянской АЭС? - удивляется коллега, бывалый журналист.
И посвящает меня во все подробности общеизвестной истории. В принципе, думаю, такое возможно, тем более, что онкологический учет в Дагестане начали вести именно с 1971 года. Но если даже и так, то, наверное, были бы предприняты особые меры для того, чтобы могильник был герметичным. Ведь не могли же прямо с воздуха сбрасывать бочки с отходами в ущелья, как рассказывают люди.
- В том то и дело, что они находятся почти на поверхности, там и техника есть заброшенная - убежали все сразу… - продолжает свой рассказ мой коллега.
Честно сказать, звучит неправдоподобно. Ведь тогда и режим был, вроде, строже, и отношение не такое безалаберное, как сейчас, могло бы быть…
- Ты, наверное, не слышала и про взрыв в 8-ом цехе завода «Дагдизель» в Каспийском море… И то, что его из-за очень высокой радиации закрыли до 2025 года… И про усилитель (наподобие современного коллайдера) в республиканском Институте физики не знаешь, который настолько облучал территорию в центре города, что… - мой коллега, как пробудившийся оракул, начал без остановки выдавать какую-то жуть…
Специалисты отвергают предположения
Но этой информации вполне хватило, чтобы ноги сами довели меня до Факультета экологии Дагестанского государственного университета. Уж они то точно должны знать как обстоят дела.
- К нам обращались жители этих районов, мы ездили туда, брали пробы почвы и воды в указанных ими местах, но ничего особенного там не обнаружили. Были превышения в других районах, но опять-таки не ядерной радиации, а других токсичных веществ, о которых я уже говорила, - говорит доктор биологических наук, доцент ДГУ и соавтор монографий по дагестанской экологии Азиза Гасангаджиева.
Уверенность в отсутствии подобных могильников на территории республики выразил и министр здравоохранения Дагестана Ильяс Мамаев. По его мнению, никаких радиоактивных захоронений, слухи о которых постоянно муссируются, в Дагестане не было и нет. На нет, как говорится, и суда нет. Но есть вопросы. Главный из них: с чем же связано систематичное повышение из года в год количества онкобольных в республике?
- Так ведь это во всем мире увеличивается. У нас, наоборот, по сравнению с остальными, лучше ситуация. Из всех регионов России по числу онкобольных мы находимся на предпоследнем месте, после Ингушетии. Хотя по детской онкологии мы опережаем показатели России - говорит доктор медицинских наук, заведующий кафедрой республиканской Медакадемии Джабраил Хачиров.
А то, что число больных, несмотря на то, что промышленности в республике нет, выросло за последние 10 лет в 1,5 раза, по мнению профессора, связано с плохой экологией, химизацией сельского хозяйства.
- В принципе, изучением факторов риска онкозаболеваемости никто раньше не занимался. Единственное, что мы установили, это то, что химизация сельскохозяйственного производства в горах за много лет составляет четыре с половиной килограммов. А на юге республики, из-за развития виноградарства, составляет 27 килограмм. Вы посмотрите, что мы кушаем - сплошные пестициды, - продолжает он.
Для справки: по самым скромным расчетам от прямого отравления пестицидами в мире страдает ежегодно до 2 миллион человек. Из них погибает примерно 15-20 тысяч. Конечно, нельзя забывать и о последствиях аварии на Чернобыле - свою «дозу» тогда получила не только вся Россия, но и весь мир, считает профессор.
Но для Дагестана воздействие было не такое существенное, компетентно утверждает Хачиров. Еще в 1987 году он выступал с докладом «Радиационное загрязнение территории после аварии на Чернобыльской АЭС».
-Ну а как же дым без огня?- не унимаюсь я.
- В ответ на эту реплику позвольте вам ответить: настоящий огонь обычно бывает без дыма, в таком дыму и мудрец-слепец, - философски изрек профессор. - А вот обильный «дым» обычно создается из нечего. Самый опасный дым тот, что родился в голове у людей.
У онкологов свое мнение
Согласно данным экологов, исследования воды, воздуха, почвы выявили превышение в них целого ряда тяжелых металлов, фенолов, формальдегидов, нитратов.
В отвалах и на полигонах накопилось и продолжает накапливаться десятки тонн нефтепродуктов, сотни тонн гальванических отходов, сотни тысяч ртутных ламп и еще много чего опасного.
Однако, по мнению онкологов республики, то, что больных раком с каждым годом становится все больше и больше, связано, в том числе, и с хорошо налаженной выявляемостью рака в городах и районах. Вернее, налаженной лучше, чем раньше.
«Сейчас чуть ли не в каждом райцентре республики есть прекрасные УЗИ-аппараты, которые дают возможность определить болезнь на ранних стадиях, - говорит Нурудин Нурудинов, заместитель главврача Республиканского онкологического диспансера.
На вопрос, есть ли в районах хорошие специалисты, которые могут профессионально работать за этими прекрасными аппаратами, доктор задумывается. И есть над чем. Поскольку грамотный медперсонал для Дагестана проблема не менее актуальная.
«Возможно, раньше тоже умирали от рака не меньше, но это скрывалось под другими болезнями, - считает доктор, - Ведь сельские люди, особенно женщины, не очень-то охотно идут на медицинские обследования. Они обычно, не обращают особого внимания на боли тут, там, ждут, пока все само по себе пройдет, а потом уже приходят к нам, когда самостоятельно передвигаться уже не могут…»
В чем же все-таки дело?
По словам специалистов, на учете в Дагестане состоит более 16 тысяч онкобольных. Республика, к сожалению, занимает одно из первых мест по запущенности рака. Больные, в основном, выявляются уже на поздних стадиях и больше трети из них не доживают первый год болезни.
На первом месте, говорят врачи, рак легких. 11,3% живут с диагнозом рак молочной железы, 10% пациентов страдают от рака кожи и 8% - рака желудка. Эта статистика сразу же рождает в голове несколько картин.
Один из них образ строителя (а этот вид работ сейчас в республике самый распространенный), который абсолютно не соблюдает технику безопасности. При работе с аэрозольными красителями, асбестом, при фасовке цемента надеть средства защиты в Дагестане считается чуть ли не позором - обсмеют ведь!
Вряд ли вы увидите летом в палящую южную жару кого-нибудь с зонтиком - обсмеют ведь! Такая же редкость найти человека в Дагестане, который, как и положено, раз в полгода, или год проходит обследование в поликлинике - не факт, что не заработаете новую болезнь в очередях.
Получается, человек сам своими же руками «формирует» свою болезнь. Получается, наш враг не в каких-то там ядерных захоронениях, которые закопали в наших горах некие злодеи, а в нас самих, в нашем легкомысленном и грубом отношении к жизни.
На этом удручающем фоне есть все-таки и то, что радует жителей республики. Недавно была принята Республиканская целевая программа «О мерах по предупреждению и борьбе с онкологическими заболеваниями в республике Дагестан на 2011-2015 годы». На нее предусмотрено потратить почти полтора миллиарда рублей.
Как отмечают власти, разработанная программа позволит улучшить техническую оснащенность медицинских учреждений, где оказывают помощь онкологическим больным, обеспечить необходимыми медикаментами.
Всего из средств республиканского бюджета на эти цели предполагается потратить 1,4 миллиарда рублей. Согласно программе, к 2015 году ожидается стабилизация основных показателей по онкологическим заболеваниям, повысится до 18% выявляемость онкологических заболеваний при профилактических осмотрах, смертность на первом году установления диагноза снизится до 29%.
Основная причина
Но никакие обнадеживающие цифры, прогнозы и обещания властей не могут искоренить главную причину повышенной заболеваемости - нашу с вами безалаберность и легкомысленное отношение к своему здоровью.
- Известно же, все дело в нервах, - продолжает соседка историю сестры. - Ведь муж ее пил, в карты играл. А она…сначала просто поясница болела, потом начала какие-то народные средства испытывать - боли сильнее стали. Снимок сделала. Ничего не нашли. Болело. На массаж направили. Боль стала адская. Наконец компьютерная томография обнаружила рак.
-А в онкодиспансер не отвезли ее?
- Нет. Не хотели пугать. Я отнесла ее карточку туда, так они сказали уже смысла нет укладывать…
Я с тяжелым сердцем выходила от своей соседки. И с не менее тяжелым сердцем набирала последние строки этой статьи. Поскольку и ее слова, и выводы врачей подтверждали одно - причина всех наших страшных болезней в нашей безответственности. Если мы не справимся с ней, никакие продвинутые клиники, никакие программы, никакие чудодейственные средства не смогут нам помочь.
http://kavpolit.com/rakovaya-opuxol-dagestana/