В курдском предании «Шараф-наме» Бохтану отводится значительная роль. В нем говорится, что все курды будто бы являются потомками двух братьев Бохта и Бачана. Однака сам Минорский делает оговорку, что «в принципе рискованно основывать происхождение народов на этимологических данных. Последние должны опираться на исторические и географические факты». Затем он отмечал, что в арабских источниках название «курды» было синонимом «кочевников», арабы называли курдов «акрад». Во избежание путаницы Минорский и рассматривает курдов, говорящих именно на курдском языке. Он писал: «Для курдов, разбросанных на столь значительном пространстве и обладающих столь заметными различиями в соматическом облике, существенными факторами для их национальной характеристики являются образ жизни, а также язык».
Несмотря на то, что курдский язык имеет несколько диалектов, все же он обнаруживает большое постоянство характерных черт и принадлежит к северо-западной группе иранских языков. Минорский, исходя из этого, делает вывод, что в основе курдского языка лежит язык какой-то значительной группы. Его основные специфические черты сформировались еще до экспансии курдов и их расселения в горах. И несмотря на тот факт, что от первоначального мидийского языка до нас дошло лишь несколько собственных имен, все же невозможно представить себе формирование северо-западных диалектов иранских областей без участия мидийского. Не отбрасывая в сторону ряд положений исторического и географического порядка, историки допускают, что экспанися курдов могла произойти из Малой Мидии, т.е. Атропатены (современного Азербайджана).
Затем Минорский переходит к историко-этническому анализу области, расположенной к югу от озера Урмия. На протяжении долгого времени она была объектом распрей между Ассирией и Урарту. Вначале на юге от озера находились неиндоевропейские княжества (Аллабриа, Хархар, Эллипи и др.), затем на юго-западе - область Парсуа (впервые в истории она упоминается в 844 году до н.э.). Именно эту территорию считаю древним местом обитания персов; на юго-востоке от Парсуа находились мидийцы (матай, мад), упоминаемые с 836 года. Позднее, с 714 г. до н.э., название Парсуа исчезает (персы эмигрируют на юг) и мидийы постепенно становятся хозяевами всего района. Наконец, на арену выдвигается загадочный народ по имени маннай, или манней. Они были непосредственными соседями Парсуа с востока, примерно с 856 - 830 гг. до н.э. Об их этнической принадлежности точных данных нет, но они основательно смешались с мидийцами. Маннейцы, как отмечают ученые, не избегли иранизации. Особенно после того, как среди них распространились скифы. Их иранизм больше не вызывает сомнений.
Анализируя сочинения Ксенофонта, Страбона, Геродота, Полибия, Тита Ливия, а также ряд географических названий (особое внимание уделяя тем наименованиям, которые включают элемент «корд»), ученый приходит к выводу о том, что курды в своей экспансии следовали от берегов озера Урмия к Бохтану, где с 4 века было известно курдское княжество Махкерт.
В.Ф. Минорский в своих работах предлагает весьма отроумную гипотезу, объясняя название «курмандж», которое курды сами дали себе. Отделеяя начальный суффикс «дж», он видит в остающихся составных частях первый элемент «курд» и второй, соответствующий Мидии или маннейцам-матианам «ман».
Имея в виду исторические и географические данные, представляется весьм правдоподобным, что курдская нация сформировалась из слияния двух однородных племен мардов (потомков маннейце) и киртиев, которые говорили на очень близких мидийских диалектах. С другой стороны, несомненно, что в своей экспансии на запад курды, включали в свой состав некоторые местные элементы.
Положения, выдвигаемые Минорским, звучат весьма убедительно, и в настоящее время исследования курдского языка и его истории подтверждают автохтонное происхождение курдов.
В.Ф. Минорский. Курды. Пг, 1915
kurdishcenter.ru