Основные предписания, которыми должен руководствоваться езид в своей повседневной жизни, направлены, главным образом, на заботу о сохранении чистоты религии, где особое место занимают так называемые се харф - три [буквы] ограничения:
1.Диза дане (dоza de’nк) - «глиняный горшок для краски» или «котелок для краски». Вводит табу на брачные или любовные связи с представителями иных народов и конфессий, ограждает своих адептов от влияния других религий, исключает переход в иную веру.
Обусловлено это тем, что принять езидскую веру извне невозможно. Только рождение от отца и матери - езидов - предопределяет становление езидом. В случае смешанного брака езид объявляется клятвоотступником, и община отторгает его. Дети, рождённые от этих связей, также не признаются езидами. «Кровь езидов - от езидов», - утверждает езидская традиция.
Л. Маммад объясняет: «В переводе с курдского языка “диза дане” дословно означает “кув-шин семян”, поэтому в заповеди, скорее, речь не о “краске”, а о семенном материале de’n. А ведь очень мудро нашими предками подмечено - не разбрасывайтесь, а именно сохраняйте в неприкосновенности (в дизе - кувшине) семенной фонд “своего поля”» , - и продолжает: «Однако во время распространения влияния мировых религий, вследствие политических и экономических причин, курды были вынуждены нарушать старое правило и отходить от этнической веры. Есть много примеров смешения: часть таких племён как бохти, махмуди, думбули - езиды, часть - мусульмане. Среди других племён в этом плане выделяются наджинан (к северу от города Сирта), дуркан (район Тур Абидин), дасикан, алийян, часть племени мамраш (Иракский Курдистан)» .
2.Шалбке (куске) зерин (єelbikк zкrоn) - в переводе с курдского означает «золотая кружка». Запрет освящает незыблемость межкастовых отношений внутри общины, табуирует брачные или внебрачные связи мрида с представителями духовенства, а также внутри самих каст Шехани и Пирани. Олицетворяет святость вероубеждения и непогрешимость традиций.
3.Дарба хирка (derba xerqe) - «удар рубища», «удар власяницы». Обязывает соблюдать уважение к представителю духовного сословия: ни под каким предлогом не допускается на-силие над представителем духовной касты. Судя по названию, видимо, изначально этот запрет распространялся на странствующих факиров - носителей хирки.
Хирка - это почётная одежда, символ благочестия, отказа от мирских благ, смирения и чистоты помыслов, - символизирует божественную нравственность и атрибуты. Саади сказал: «Восседай хотя бы и на царском троне, но будь дервишем, чистым в помыслах». При радении, когда дервиши впадали в иступленное состояние, было принято рвать хирку в клочья, причём верующие миряне старались заполучить такой клочок как нечто якобы несу-щее благодать.
Езид, который не придерживается этих заветов и преступает их, объявляется вероотступником. Его изгоняют из общины, с ним прерывают всяческие отношения и могут побить камнями .