ИЗ "КНИГИ ЖИЗНИ И МУДРОСТИ ВИВИАНА ВИВИАНОВА" Подача 11-я, первую см. в записи от 4 сентября 2015

Nov 24, 2015 20:40


                                                                    *   *   *

Разное

Бывают полотенца личные. Ими вытирают лицо и руки.

Бывают полотенца банные. Ими вытирают тело.

Бывают полотенца кухонные. Ими вытирают посуду, чтобы не ставить ее в буфет мокрой.

Еще бывают полотенца для ног. Которыми, естественно, вытирают ноги и желательно больше не вытирать ничего.

Иногда вместо банного полотенца употребляют банные простыни.

А в парикмахерской, если возникнет нужда побриться, парикмахер для смягчения щетины наложит тебе на лицо смоченную в горячей воде салфетку.

Что меня во всем этом многообразии восхищает. Ведь до всего нужно было додуматься!

Все-таки человек весьма не глупое существо.

*   *   *

Самое сокровенное

Помню, когда сидел в андерграунде, другим там не сиделось, и они уезжали в свободные страны. В свободных странах свобода встречала их радостно у входа, жала руку и оставалась встречать других, а дальше по жизни они уже шли сами.

Я же продолжал сидеть в андерграунде, скованный цепями по рукам по ногам, тяжело звенел ими и пел мрачные песни.



Потом свобода пришла и к нам. Мы ее встретили у входа, она пожала нам руки и тут же растворилась на просторах нашей необъятной родины, отправившись пожимать руки остальным. Кто как, а лично я после этого некоторое время пребывал в растерянности, не зная, что теперь делать дальше. С цепями я свыкся, привык и петь мрачные песни. Порою я даже подумывал оборвать мой творческий путь и замолчать навеки, оставшись в народной памяти жертвой советского тоталитаризма.

Но тут из других стран стали приезжать мои прежние друзья, овладевшие навыками жизни в условиях демократических свобод. Они брали у меня интервью под диктофон и печатали их в прессе зарубежных стран. Так о моем творческом кризисе стало широко известно мировой общественности. Мировая общественность живо отреагировала на переживаемые мной трудности и, чтобы помочь мне пережить их, стала активно приглашать меня к себе в гости - где я рассказывал о своем кризисе и тем самым изживал его (по Фрейду!), получая еще при этом и гонорары в твердой валюте.

Поездив по миру, я открыл в нем для себя много мне прежде неизвестного. В частности, что свободные страны отнюдь не лишены недостатков, и существенных, а мои прежние друзья не свободны от низких чувств: когда они увидели, сколь я сделался популярен, они радикально переменились в своем отношении ко мне и стали всячески вставлять мне палки в колеса, чтобы я поменьше ездил по миру, а слава бы моя уменьшилась, как равным образом и гонорары.

Благодаря этим открытиям творческий кризис был мною успешно преодолен. Я снова отчетливо увидел пороки, с которыми мне как художнику надлежит бороться, изъяны системы, которая кичится своим совершенством, ее слабости и червоточины. И теперь, когда я сажусь за письменный стол творить, мой мрачный талант снова находит темы, клеймит и жжет, возмущается и негодует.

Недаром говорят, у палки два конца. Человеческая судьба - та же палка. Одним концом тебя огреет, другим приголубит. Не только в условиях андерграунда можно творить.

*   *   *

Не устаю восхищаться, до чего совершенное существо человек!

Если бы у него была одна нога вместо двух, он бы не мог ходить, и ему пришлось перемещаться прыжками. Как это неудобно, легко проверить, подогнув одну ногу и попробовав поскакать на другой.

То же и с руками. Будь их у него не две, а одна, нетрудно представить, как бы ему было сложно есть суп с хлебом: все время клади ложку и бери кусок, клади кусок и бери ложку.

Главное же, голова. Будь их две, они бы постоянно спорили друг с другом, какая из них умнее, и жить было бы просто невозможно. А так живешь со своей одной и не знаешь с ней никаких проблем.

Все же, создавая человека, Бог потрудился на славу!

*   *   *

Из дневника

Ходил на Пасху ко всенощной в ближайший храм. Народу было - не протолкнуться, стоял на улице, не заметил, когда совершился крестный ход. Понял, что тот уже был, только когда вокруг стали говорить: «Христос воскресе! - и отвечать: - Воистину воскресе!» Рядом со мной стояло чудное создание лет девятнадцати, в руках восковая свечка, в глазах свет и красота высокой духовности. Я ей, естественно, тоже: «Христос воскресе!» - и с открытым сердцем - похристосоваться. И что же это небесное создание? Вместо того, чтобы откликнуться на благую весть благой радостью, отозваться на поцелуй любви ответным поцелуем, выставляет перед собой руки, упирается ими в мою грудь и буркает «Христос воскресе!» вот так, и близко не подпуская к своим устам.

Во мне все прямо перевернулось. Нет, правильно говорят, молодежь ходит в храмы из моды. Никакой настоящей веры в душе. Никакой высоты христианского чувства!

*   *   *

О дворянстве

В истории России большую роль сыграло дворянство. Сначала оно помогло Ивану Грозному прищучить бояр, благодаря чему удалось избегнуть новой феодальной раздробленности. Позднее, во времена Смуты, добилось отмены Юрьева дня - и тем способствовало установлению крепостного права. Дворяне успешно сражались в коннице и, если оставались живы, получали себе в кормление поместья. В поместьях они жили оставшиеся им до смерти годы, эксплуатируя закрепощенных ими крестьян и используя молодых крестьянок в качестве наложниц. Дети их, выросши, тоже шли в конницу и, если им везло, становились крупными военачальниками, прославляя свою фамилию в веках.

При Петре Первом дворяне отправились за границу учиться наукам, а также из конских седел пересели на морские суда и одержали победу над шведами при Гангуте. Дворяне руками своих лучших представителей, служивших в гвардии, возвели на престол дочку Петра Первого - Елизавету Петровну, чем обусловили появление в России в недалеком будущем такой выдающейся правительницы, как Екатерина Великая.

Дворяне успешно бились за свои права и первыми из других сословий получили освобождение от порки, а также от обязательного труда - в виде военной или государственной службы, - до сих пор служа примером нашим призывникам при уклонении от обязательной воинской повинности.

Дворяне первыми в России обучились в Европе хорошим манерам и этикету, положив основание отечественной культуре быта. Они же, кроме русского, заговорили на французском языке, показав всему миру, что если мы чего захотим, то сможем. Они же, наконец, первыми в российской истории объединились в профсоюзы, назвав их Дворянскими собраниями.

Александр II, упразднив крепостное право, подрубил дерево дворянства. Оно стало хиреть и засыхать, а Октябрьская революция подрубила его уже под самый корень. С той поры наши манеры испортились и продолжают портиться дальше. Мы разучились говорить на иностранных языках, а наши профсоюзы не в состоянии отстаивать наши права.

Минувшее десятилетие, однако, вселяет в сердца надежду.

В России воссоздано Дворянское собрание. Войти в него могут все, кто докажет, что предки его были дворянами. Надо думать, Государственной думой невдолге будет принят закон, запрещающий милиции избивать задержанных членов Собрания. Потом - закон об освобождении их от обязательной воинской повинности. Закон о минимальной заработной плате членам Собрания - равной прожиточному уровню…

Глядишь, так дворяне снова сыграют исключительную роль в возрождении России.

*   *   *

О купечестве

Купечество в истории России тоже сыграло большую роль. Особенно в истории отечественной культуры.

Если бы не их яркая жизнь, насыщенная событиями и необыкновенными приключениями, русское народное творчество не сложило бы замечательной былины про богатого гостя Садко, живо и образно запечатлевшей для нас будни и праздники наших далеких предков. Афанасий же Никитин не попал бы в Индию и не оставил нам никаких записок о хождении за три моря, которые вошли драгоценнейшим камнем в ожерелье древнерусской литературы. А наш великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в более поздние времена не создал бы жемчужины русской поэзии - «Песни о купце Калашникове».

Не купцы бы, гордость русской драматургии А.Н. Островский не вылепил в своей бессмертной пьесе «Гроза» запоминающихся образов Дикого и Кабанихи. Которые, в свою очередь, вдохновили гениального русского критика Н.А. Добролюбова на статью «Луч света в темном царстве». Эта статья стала шедевром русской критической мысли XIX века и вошла в школьную программу изучения русской литературы.

Благодаря купцу Третьякову у нас имеется национальное достояние - Третьяковская картинная галерея.

Благодаря купцу Алексееву, ставшему Станиславским, у нас возникло другое национальное достояние - Московский художественный академический театр, МХАТ. Из купеческого образа жизни, требующего особого лицедейства при покупке и продаже товара, Станиславский вынес науку перевоплощения и разработал «театральную систему Станиславского”, ставшую достоянием не только России, но и всего человечества.

Без купцов, любивших хорошенько обмыть удачную сделку в дорогом ресторане, некому было бы поддержать молодых цыганских артистов, и мы бы не могли теперь наслаждаться знаменитым цыганским романсом.

Советская власть купцов ликвидировала. Отдав закупку товаров товароведам, а продажу товаров - продавцам.

Результатом, как известно, - упадок искусств, социалистический реализм в литературе и стагнация в области оперы и балета.

Новая российская власть возродила купечество.

Возрожденного купца зовут коммерсантом. Его деятельность называется коммерцией. Он, как и купцы в прошлом, ездит по европам, азиям и америкам, покупает там что-нибудь подешевле и продает это что-нибудь здесь подороже. Полученный доход коммерсант перегоняет обратно в Европу, Азию или Америку и держит там на своем счету в банке, опасаясь, что в России его снова сделают продавцом или товароведом.

С его возрождением искусство не расцвело, литература не вспыхнула новыми красками, опера и балет все так же пребывают в стагнации. Однако же у возрожденного русского купца уже и сейчас неоценимые заслуги перед отечественной культурой. Ему мы обязаны появлением анекдотов о «новых русских».

*   *   *

Из дневника

Сел сегодня за компьютер работать. Для разминки решил разложить пасьянец. И потом целый день до вечера резался во всякие игры: гонял монстров, бегал от пиратов, жег корабли и вел звездные войны. Встал с чувством усталости, но глубочайшего удовлетворения.

И как раньше мир жил без компьютера? На работе работали, дома - тоже всякие дела, да еще воспитание детей. Куда-нибудь выбраться, получить впечатления - целое событие. Гостей к себе позвать, пообщаться - тоже труд: все прибери, пол вымой, сходи в магазин за угощением и еще стол накрой. Никакому разговору не будешь рад.

А теперь сиди себе дома - и полная куча всяких впечатлений. Как в какой-нибудь ЦПКИО сходил. И квартиру в порядок приводить не надо, и на угощение тратиться; треплись с кем сколько хочешь по электронной почте, - стоит копейки, удовольствия на рубль, если не больше.

Тусклая была жизнь до компьютера!

А ведь еще Интернет есть. Ни тебе в библиотеку тащиться, ни в кинотеатр, ни в магазин. Жизнь - как в раю.

Только вот откуда там в Интернете это все есть? Кто эти книги пишет, кино снимает, магазины держит? Кто? Когда все раскладывают пасьянсы и ведут звездные войны!

Или остался еще кто-то, кто работает?

Если так, ничего не понимаю. Для чего тогда нужно было компьютер изобретать?! Работать и без него можно.

*   *   *

До чего все же положительное явление, эта реклама по телевизору!

Во-первых, она глупа.

Во-вторых, и рассчитана на идиотов.

Посмотришь ее - и понимаешь: сколь все-таки ты лично и умен, и развит, и тонок!

А коммунисты, запрещая рекламу, лишали нас такого положительного психического стимулятора!

Из-за одного этого будешь антикоммунистом.

В роли публикатора Вивиана Вивианова -
Ваш,
Анатолий Курчаткин

Книга жизни и мудрости Вивиана Вивианова

Previous post Next post
Up