Может быть, это и вправду так: труд сделал человека человеком. Но современным человеком, истинно homo sapiens, кем мы и являемся, нас сделало искусство. Начиная от той самой пещерной живописи.
Прекрасное так же необходимо человеку в жизни, как еда и питье. Без созерцания прекрасного, без вбирания его слухом, глазами - будь то музыка, поэзия, архитектура и т.д. и т. д. - мир не тускнеет и блекнет, а сворачивается свитком и закрывается от нас, между нами и ним воздвигается непреодолимая преграда, а мы не можем понять свое место в нем, теряем ощущение пути и захлопываемся в своем животном естестве. Вернее, так: схлопываемся до него.
Не исключено, что понимание Божественного начала всего сущего развилось именно из чувства прекрасного, дарованного нам так же, как чувство жажды и голода. Потому что нельзя не прийти к этому пониманию, вглядываясь в тот прекрасный мир, что окружает нас, и постигая его основы. Открытие золотого сечения - что за гениальное прозрение. Способ перевода устной, звучащей речи в письменную - какое великое изобретение. Пять линеек нотного стана с его диезами и бемолями, позволяющими записывать и сохранять для поколений музыкальные сочинения гигантов и просто творцов - не чудо ли?
Вся человеческая культура - это порождение изначально вложенного в нас чувства прекрасного. И, собственно, человеческая история - это не история войн, как нам то представляют учебники истории, а история развития культуры.
И когда сухие строчки бюджета свидетельствуют, что расходы на «войну» повышаются, а на культуру - наоборот, понижаются, и понижаются критически, это свидетельство обратного движения: от homo sapiens к homo animalis.
Ваш,
Анатолий Курчаткин