Ох уж этот Флобер или история моего негодования.

Feb 23, 2014 18:02

Роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» по-настоящему меня измучил. Его популярность, художественность и изысканность классического романа, что приписывается ему по праву, прельстили мое честолюбие и любопытство, и я принялась читать. Несмотря на то, что роман не представлял собой чистый поток сознания, а все же имел содержательную и событийную линию, мне было иногда тяжело себя мотивировать к дальнейшему плаванию по просторам флоберовского слога. Долгое раскачивание и какая-то эмоциональная и внутренняя плоскость героев меня настораживала и постоянно отвлекала, поэтому параллельно я приглядывалась к другим героям из других романов. Взяв читательскую волю в кулак, читала дальше и в результате, была увлечена так, что хотелось дочитать все и сразу. Может быть, это и есть авторский конек или такой ход конем автора, я пока для себя не решила. Хотя если проанализировать классические романы XIX века то такой медленный разгон, а после «быстрая езда» характерна для многих. В процессе знакомства с той самой госпожой Бовари о которой написан роман, невольно вспоминаешь и сравниваешь другую героиню сердечных переживаний - Анну Каренину. Не умоляя авторитет и талант обоих авторов, отмечу, что последняя мне однозначно интересней. И вовсе не потому, что героиня Толстого ближе географически и ментально, это в принципе для трагедии и душевной драмы не столь важно. Вопрос о внутренней содержательности и глубине. Мадам Бовари, в отличие от русской подруги по несчастью, настолько инфантильна, глупа и вульгарна, что вызывает неприятное отношение к ней. Не знаю, стоило ли убивать своих героинь из-за интереса к другим мужчинам и любовных приключений с ними, видимо аморальность поступка, заключающегося в «полюбила другого» в то время оправдывалась только смертью. Но при этом я не могу не согласиться с Флобером, что его дама заслуживала только этого. Неуверенность в себе, отсутствие саморефлексии, пошловатое и провинциальное мировосприятие, праздное отношение к жизни и к здравому смыслу формируют из главной героини инфантильную барышню, которая бросается с головой в любое подворачивающееся приключение лишь бы изменить свою мелкобуржуазную жизнь на более веселую и насыщенную. Ни один из ее романов не завершается желанным счастьем, и как мне кажется, это в принципе для любой женщины всех времен и народов поучительно - так наседать на мужчину! Конечно, влюбляясь, женщина частенько перестает себя контролировать, но всему есть предел и в абсолютном погружении в жизнь, чувства, мысли и быт мужчины тем более. Супруг Бовари, этот бедный во всех смыслах работник медицины, настолько был слеп в своей любви и восхищении к жене, что представлял собой тесто для яблочного пирога в консистенции «густая сметана». Но больше всего мне жаль ребенка. «Ты же знаешь, мама не любит, когда ей докучают…». Бедная девочка с мамой общалась по расписанию: перед сном поцеловать, да в обед молчаливо и голодно схватывать и впитывать мамино внимание…Не могу никак оправдать отношение женщины к своему ребенку из-за того, что она не любила мужа. Злоба и отвращение к супругу, которое Мадам Бовари сдерживала при людях, проявлялась в равнодушии и разочаровании в собственном ребенке. Меня, конечно, переполняли разные чувства, когда я закрыла книгу: раздражение, любопытство, жалость, разочарование, но, несмотря на преимущественно сгущенные тучи в восприятии сюжета, я советовала бы прочесть его. Это как прожить другую жизнь, это как узнать не на своем печальном опыте, что «делать в случае пожара» и ощутить вкус новых впечатлений, тем более, что в романе есть и много других героев, нарисованных разными красками.

русская классика, французская литература, литература XIX века

Previous post Next post
Up