Давненько я не была на спектакле, причем не премьерном, а репертуарном, после которого зрители не отпускали бы актеров в течение 10 минут, устроив настоящую овацию. Но вчера мне повезло: спектакль
"Деревья умирают стоя" театра им. Леси Украинки вызвал бурную реакцию в зале, многие зрители не могли сдержать слез в финальной сцене. И ведь спектакль идет в театре далеко не первый год, но видимо, каждый раз выходя на сцену, актеры переживают все заново и заставляют зрителей переживать вместе с ними.
Краткое содержание. Бабушка уже 20 лет живет в ожидании своего горячо любимого внука, единственного родного человечка, к которому она испытывала самые нежные чувства. Дед выгнал юношу из дома после того, как тот пошел по кривой дорожке и стал бандитом. Чтобы не расстраивать жену, старик посылает ей фальшивые письма от внука, а потом с помощью Агентства добрых дел инсценирует "возвращение блудного внука" с молодой женой домой, Бабушка счастлива: она ощущает себя нужной, собственноручно готовит "внуку" его любимые блюда, а "внучке" дает советы по налаживанию семейных отношений. Между тем, "внучка" по-настоящему влюбляется во "внука", а к бабушке испытывает искреннюю преданность. И тут появляется настоящий внук, которому не нужна ни любовь, ни забота бабушки - его интересуют только деньги. И бабушка осознает, что близкие люди - не всегда родные по крови, а это те люди, рядом с которыми ты счастлив. Поэтому она прогоняет своего настоящего внука и остается с теми, кто за несколько дней сделал ее жизнь наполненной и счастливой.
Спектакль этот имеет свою долгую и успешную историю в нашем театре: впервые он был поставлен в 1956 году знаменитым режиссером Леонидом Варпаховским, и до сих пор в нем используется оригинальная сценография режиссера: полукруглая бамбуковая штора вместо декораций. Бамбук, по замыслу Варпаховского, символизирует несгибаемую силу по-настоящему сильных духом людей, которые принимают все радости и печали жизни с одинаковой стойкостью. Всем известно, что бамбук - очень мощное растение, стебли его можно только сломать, но невозможно согнуть. Так и героиня пьесы Алехандро Касоны - бабушка - остается несгибаемой до конца своих дней. И в финальной сцене мы видим эту величественную старуху (в блестящем исполнении
Валерии Заклунной) все такой же несгибаемой, верной своему слову и своим идеалам. Кроме того, использование бамбука в визуальном оформлении спектакля является посвящением Всеволоду Мейерхольду, учителю Варпаховского (в спектакле Мейерхольда "Учитель Бубус" тоже использовался бамбук в качестве декораций).
Надо сказать, я давно знала, что Валерия Заклунная - прекрасная актриса и очень красивая женщина. Она и сейчас не утратила своей красоты и обаяния, а сила ее таланта ничуть не стала меньше. Такой силы, исходящей со сцены, я давно не ощущала. Финальная сцена потрясла не только меня, я видела, что многие женщины утирали слезы. Кроме того, она говорит настолько внятно, что слова, сказанные тихим голосом, хорошо слышны. Более того, она даже может шептать так, чтобы ее было слышно.
Юрий Мажуга тоже прекрасен и величествен в роли сеньора Бальбоа. Ну, и не могу не отметить "младшее" поколение:
Кирилла Кашликова,
Елену Нещерет,
Наталью Шевченко и
Татьяну Остапенко. Кроме того, замечательные костюмы (платьице с кармашками - просто находка! И бабушкина мантилья!), и музыкальное оформление с песнями Земфиры очень современно и к месту.
Словом, настоятельно рекомендую: сильный и мощный спектакль.