"Убить Билла" по-русски, или новый фильм Михалкова

Apr 22, 2010 11:55

Сегодня в кинотеатрах начинается широкий (и широко же разрекламированный) показ нового фильма Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2. Предстояние".

К этому фильму режиссер шел долгих 16 лет лет. За это время Михалков снял "Сибирский цирюльник" (с рассчетом на международный успех, но не получилось) и фильм "Двенадцать" (блестящая игра всех актеров, в нем участвовавших!). Тем не менее, все эти долгие 16 лет режиссер не оставлял мысли снять продолжение своего знаменитого фильма. Снимал его долго, отсмотрел километры кинохроники, изучил горы документов, поэтому и фильм получился долгим: продолжение "Утомленных солнцем" состоит из двух частей, первая как раз и стартует сегодня. И эта первая-то часть получилась долгой: фильм длится три часа, даже с антрактом!  Чувствуется, что режиссер хотел сказать много и о многом рассказать. В результате получилось слишком длинно и непонятно. Меня не покидало ощущение дежавю: вспомнился тарантиновский "Убить Билла" и "Убить Билла-2", которые я с трудом досмотрела до конца и даже после просмотра не вполне поняла, к чему все это было ))) Так и после просмотра "Предстояния" пришлось долго думать над основной мыслью картины. Следует отметить, что я так и не смогла бы ее сформулировать: о чем фильм? О войне? О судьбе маленьких людей в судьбе большой страны? О тяжкой доле советского народа? - не могу понять! Наверное, Михалков хотел нам показать и дать почувствовать, что война - это страшно и больно, это не только героизм, но и оторванные руки-ноги, вывалившиеся кишки, растерянность, боль и страдания "пересичных" граждан и солдат, брошенных бездумными властями в страшное горнило стражений. Но режиссер столько всего нагромоздил, что тяжело проникнуться, особенно тем, кто войны, к счастью, не видел и не знает. Слишком много всего, на мой взгляд, потому и теряется главная мысль фильма.

Такими же потерянными оказываются и главные герои "Утомленных солнцем": на передний план выходит только бывший комдив Котов (Михалков) и его дочь Надя (Надя Михалкова). Герой Меньшикова как бы присутствует в фильме, точнее, периодически мелькает, как бы создавая интригу, но очень неярко. Кстати, здесь он появляется в форме советского офицера, и следует сказать, что эта форма удивительным образом Меньшикова не красит, скорее даже уродует))) Вместо Ингеборги Дапкунайте очень старается вписаться в образ Маруси Виктория Толстоганова, но получается у нее весьма неважно.  Вообще, Михалков привлек много хороших и известных актеров, даже маленькие роли и эпизоды у него сыграли Валентин Гафт, Мария Шукшина, Валерий Золотухин, Александр Адабашьян, Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Андрей Панин. Хорошие актеры и сыграли замечательно. Понимаю, что это одна из фишек Михалкова, которая тоже должна привлечь зрителей. Из всех мне лично больше всего понравился Евгений Миронов. Даже любопытно стало: он сам придумал концепцию этой маленькой роли (жесты, голос, грим) или четко выполнял указания режиссера? В любом случае, получилось очень убедительно, меня торкнуло.

Очень не понравилась работа оператора, хотя, наверное, таково было видение самого Михалкова. Вот камера фокусируется на курке винтовки, мееееедленно движется вдоль дула, доходит до приклада, наконец, с очень близкого расстояния показывает лицо молоденького солдатика (видны поры на носу, пушок на щеках, реснички). Солдатик целится, целится, вспоминая такую далекую теперь мирную жизнь, засыпает и случайно нажимает на курок. Так вот зачем, оказывается, так долго, во всех подробностях нам показывали винтовку!))) Таких неоправданных длиннот в фильме много, мне думается, если бы их убрать, смысл от этого не потерялся бы, а действие стало более живым. Но это ИМХО))

А вообще, я лишний раз убедилась: успех фильма и его "смотрибельность" зависят не только от имени режиссера и мастерства актеров. Хороший фильм, который не оставляет зрителя равнодушным, - это целая совокупность факторов: сценарий, актеры, режиссер, оператор, музыка, художник, костюмы, монтаж и т.д. И если все эти факторы совпадут, фильм можно считать состоявшимся. 

кино

Previous post Next post
Up