Алекс Сэндоу

Oct 29, 2009 19:47

Светлая память.



Фото allinn
Сегодня я узнала, что умер Алексей Михайлович Песков, который был очень важным для меня человеком. Он научил меня писать сочинения - и я этим до сих пор занимаюсь.

Он ко всем обращался по имени-отчеству - это у него была такая игра - даже когда мы уже поступили на филфак и ходили к нему на семинар про миф и знак. Семинар назывался каждый год по-разному, то "Язык и сознание", то "Проблемы историко-литературного комментирования", то еще как-то. Мы там просто читали всяких Леви-Строссов и Бартов и пытались хоть что-нибудь понять.

Однажды после семинара он вдруг подошел ко мне и спросил: "Юлия Львовна, а вы случайно не пишете стихов?" (а я, конечно, писала) - а покажите?"

Одно стихотворение он похвалил, сказал, что у меня есть "представление о том, что такое поэзия" и посоветовал писать по одному стихотворению в день "как Дмитрий Александрович Пригов" (но я, конечно, не стала). И предупредил, что в возрасте 20-22 лет желание писать стихи пройдет. (Так оно и случилось).

Сам он писал отличные очень смешные и сложные стихи под псевдонимом Алекс Сэндоу. Он придумал такого поэта, который пережил всех - от Сумарокова до Бродского, живет в Старо-Зеландии и пишет стихи в эклектической манере игры с культурным наследием прошлого -  "Во времена моей молодости это называли классицизмом, теперь - постмодернизмом...". Песков опубликовал материал про Сэндоу, кажется, в "Независимой газете" - и даже нарисовал для нее автопортрет, бородатого старца вроде Солженицына. Самое удивительное, что многие поверили - читатели звонили в редакцию и спрашивали, как это они раньше не знали про такого поэта-долгожителя. (У меня потерялась эта публикация, и в интернете нет, может кто-то найдет?)

В общем Песков был светлым, умным, прекрасным, веселым, для меня - можно сказать, сакральным человеком. И конечно я мечтала когда-нибудь через много лет подружиться с ним и общаться на равных. Но он умер, так и остался сакральным.

Еще он заставлял нас очень много учить наизусть, чтобы на вступительных экзаменах мы могли просто завалить преподов цитатами. И в стихах, и в прозе - сон Раскольникова, "Невыразимое" Жуковского целиком, первую главу "Онегина" целиком, все эпиграфы к "Капитанской дочке" и чуть ли даже не Жирмунского с Лотманом.
Из всего этого сейчас я помню только вот это (Шиллер в переводе Жуковского):

И вовеки надо мною
Не сольется, как поднесь,
Небо светлое с землею
Там не будет вечно здесь

Некролог Андрея Немзера

Олег Проскурин о Пескове

Лекция Пескова о судьбах России на Полит.Ру
Previous post Next post
Up