http://news.bbc.co.uk/hi/russian/talking_point/newsid_7059000/7059633.stm Муж и жена, получившие бесплатную обувь на Песах 2005 года. Два сапога пара.
Это старые и довольно некачественные фотографии из еврейского общинного дома на Семеновской - там по выходным собираются пенсионеры и трогательно, неловко и нелепо веселятся. Играют во что-нибудь, пытаются танцевать. Эти старички несколько интереснее, чем лоснящиеся хабадники, наполняющие международные аэропорты. У них нет никакого еврейского антуража (кроме ермолок, надетых по случаю праздника), это обычные советские старики. И поэтому видна какая-то чистая еврейская суть. В них не осталось ничего от местечек, они не говорят на идише и албанском, они прожили такую же жизнь, как все вокруг. Они редко вспоминают, что они евреи. Но ты встретишь такого старичка, увидишь, к примеру, как он спускается по леснице, - и видишь, что он до мозга костей еврей. И то, как он прожил жизнь, как он тихо приспосабливался к советской власти, как увлекался своей работой, читал «Новый Мир» - это что-то совершенно аутентично еврейское. Смотришь на него и проваливаешься в эту полную забвения историю - сквозь скучные годы приспособленчества, и энергичные 60-е, когда он, молодой, конечно, и думать забыл про свое еврейство, сквозь войну, уничтожившую местечки и всю старую еврейскую жизнь, сквозь темные паутинистые столетия этой местечковой жизни - хедеры, шулы, мешугим, гешефт, гевалт, дир гелт, процент, йонтеф, цимес, дрейдл, фидл-шмидл, трейгеры, марвихеры, раввины, цадики, шейды, хасидские сказки - куда-то в высохшую книжную древность.
Мне нравится, как они деревянно танцуют, каждый сам по себе, - в память о танце.
И нравится, как сгорбленно и обособленно сидит дед на следующей.
Почему-то меня волнует, как сидит этот старик, задумавшись, один за столом, посреди праздника.
играют там в игры, как маленькие дети
Вспомнила кстати:
Пашка как-то раз вернулся с какой-то стариковско-еврейской тусовки, где были, если не ошибаюсь, Шаинский, Кобзон и т.д. Паша там пел - и потом какой-то старикан ему говорит, типа: идиш-шмидиш, зачем все это? Зачем идишкайт какой-то? Чепуха это все, не нужно. По-русски пой, не надо выделяться. И Пашка почувствовал, что вот он где, идишкайт.
Еще немножко выкладывала когда-то