Поселок этот производит впечатление удручающее и обнадеживающее одновременно. Здесь как на провинциальном рынке - люди не особенно дружелюбные, говорят друг про друга гадости, рассказали, что недавно пьяные ненцы подрались с русским милиционером и отрезали ему голову...
Тем не менее, в Неси, в отличие от куда более традиционной, осмысленной, но все-таки вымирающей соседней Архангельской области, есть ощущение жизни - полукочевой, бестолковой, без прошлого и будущего, но все-таки жизни - много снующих туда-сюда "Буранов", много детей, не пустующая церковь. Временная жизнь, ставшая родным домом.
Как известно, советская власть стремилась контролировать самостоятельность малых народов - и потому делала все, чтобы большая часть ненцев и коми стала похожа на рядовых граждан СССР. С семи лет детей кочевников забирали в интернат, а потом - сразу в армию, после чего они возвращались совсем другими людьми - как правило, сильно пьющими, послушными и с трудом говорящими на своем языке. Для таких "окультуренных" ненцев и был приспособлен административный центр поселок Несь. Сейчас здесь проживает около 1200 человек - среди них есть ненцы, коми и русские. Сейчас для ненцев, в отличие от коми, существует много льгот, вроде бы способствующих сохранению их самобытности. Но, к сожалению, большая часть материальной прибыли уходит на покупку алкоголя, которого ненцам-монголоидам нужно очень немного. Дети оленеводов по-прежнему учатся в интернате; правила их пребывания здесь несколько смягчились - родители, проезжающие мимо со своими стадами, могут брать детей на выходные и на каникулы.
Да, вертолет тут бывает два раза в неделю - из Архангельска и из Нарьян-Мара. Но, поскольку все зависит от погоды, то, как правило, один. А вот такие сигнальные огни: