Skating Carnival, Victoria Rink, Montreal, 1870, монтаж
Numbered key for the Skating Carnival composite of 1870
"The Toboggan Party", Rideau Hall. c 1872-1875
William James Topley (один из фотографов Нотмена, на него целый штат работал).
Можно спросить - что же мешало Нотмену и его фотографам снимать групповые фотографии прямо на природе? Но снять одним кадром несколько десятков человек так, чтобы каждый хорошо получился, практически невозможно и сейчас. А работа в студии позволяла отснять каждого человека в выгодном ракурсе и освещении, сделать несколько разных дублей. Кроме того, в те годы съёмка была возможна только на долгих выдержках, и даже в статичных групповых снимках кто-нибудь частенько шевелился и выходил смазанным, не говоря уже о съёмке движения: например, снять катание на коньках или мчащиеся по склону сани было просто нельзя. А в студии можно было изобразить хотя бы иллюзию движения, и клиенты студии Нотмена застывали в различных позах, изображая катание на коньках, занятия спортом или какие-то фазы движения.
Mrs. Pereira, posed for a skating composite, Montreal, 1876
Миссис Перейра позирует для комбинированной фотографии. Отметим стойки - держатели, которые помогают миссис Перейре не двигаться во время долгой выдержки. Это один из фотографических символов эпохи, непременный атрибут каждой студии. Обычно эти стойки всячески драпировались или ставились за моделью, но в этом случае Нотмен снимал просто "рабочий" кадр для дальнейшего монтажа, и стойки в кадре ему были не важны.
А вот мисс Аллан и миссис Стивенсон занимаются кёрлингом:
Mrs. Russell Stephenson, posed for a curling composite, Montreal, 1876
Miss V. Allan, posed for a curling composite, Montreal, 1876
И вот что получилось в итоге:
Miss Allan and Mrs. Stephenson curling, 1876, монтаж
Групповые коллажи Нотмена шли нарасхват. При всей условности таких коллажей каждый человек в них был узнаваем, все узнавали в коллажах себя и своих знакомых наравне со знаменитостями и выдающимися людьми города. И вскоре коллажи стали свидетельством социального статуса человека, подтверждением его причастности к какому-то общественному кругу. Многие клиенты Нотмена часто заказывали больше одного отпечатка - послать родственникам, похвастаться...
В Канаде начался настоящий бум коллажных фотографий: к Нотмену обращались целые дворянские собрания, охотничьи общества, офицерские и спортивные клубы, выпускные классы колледжей. В некоторых таких коллажах число фигур измерялось сотнями, а самые массовые коллажи Нотмена включают около четырёхсот человек.
Montreal Snowshoe Club on Mount Royal, Montreal, 1872, монтаж
Монреальский Клуб Снегоступистов (впрочем, не уверен, что это слово есть в русском языке ))
Canada whom we love and prize, 1882, монтаж
"Канада, которую мы любим и ценим", игроки в лакросс.
Montreal Bicycle Club, Montreal, QC, 1885, монтаж
Монреальский клуб велосипедистов, да.
Конечно, над своими коллажами Нотмен работал не один - это было большое отлаженное производство с целым штатом ассистентов, печатников и ретушёров. В начале рисовался набросок - как примерно будут расположены фигуры на итоговой композиции, вычислялось расстояние для съёмки каждого портрета, чтобы пропорции фигур были правдоподобны и никто не казался бы слишком маленьким или неестественно большим. После съёмки индивидуальных снимков фигуры людей аккуратно вырезали и наклеивали на фон - фоном служил заранее сделанный рисунок или отдельно снятая фотография интерьера. Ретушёры дорисовывали тени от фигур и всячески сглаживали видимые несоответствия между фоном и фигурами, чтобы итоговый коллаж смотрелся более реалистично. После этого фотограф переснимал этот коллаж ещё раз, и в результате получался итоговый негатив, с которого можно было печатать копии для продажи.
Доходило даже до вот такого:
Group of dogs for Mr. Sandham, 1875, монтаж
Группа собак для мистера Сэндхема. Каждая собака снималась отдельно.
Big John and party shooting Lachine Rapids, near Montreal, 1878, монтаж
Большой Джон и его команда проходят порог Лашин на реке Святого Лаврентия ! Вот это, конечно, для всех туристов-водников надо было повесить отдельным постом ))). Не знаю, честно говоря, плавали ли они там так, как это показано, но сейчас там каякеры тренируются.
Yachting near Boston, Massachusetts, about 1880, монтаж
В наше время, конечно, такие коллажи смотрятся довольно наивно и неестественно. Бросается в глаза надуманность поз, и, несмотря на все старания ретушёров, зритель всё равно видит очевидную и неизбежную странность коллажной фотографии: люди в таких фотографиях смотрят мимо друг друга, сквозь друг друга, существуют как бы отдельно от остальных лиц. Виден огромный труд фотографов и ретушеров, и невольно думается: «Как, неужели ради вот этого нелепого результата люди старательно снимали, вырезали, вклеивали?». Но то, что для нас смотрится наивно и надуманно, для людей того времени как раз было шагом к большей непосредственности, и клиенты Нотмена охотно прощали ему некоторую условность таких коллажей - ведь фотограф изображал их в непринуждённой обстановке, за какой-то игрой или развлечением. Люди тогда ещё просто не знали (хотя и надеялись!), что фотография скоро сможет ловить движение, мимолётные улыбки, эмоции, жесты и выражения лиц. Но они очень хотели получать фотографии «как в жизни». И старательно позировали фотографу, на несколько секунд замирая перед камерой с тем или иным, как будто естественным выражением лица.
Впрочем, в наше время как раз "рабочие" снимки Нотмена смотрятся интереснее многих его готовых коллажей. Можно увидеть "кухню". Нотмен содержал в Монреале огромную студию - и что он там только не использовал в качестве реквизита для съёмок. Кроме обычных рисованных задников, он использовал вполне реальные предметы для декораций переднего плана: он приносил в студию большие камни, ставил заборы и настоящие деревья, а полированный металлический лист весьма правдоподобно изображал лёд.
Curling group, Montreal, 1867
Miss Benjamin, Montreal, 1867
Miss Gordon skating, Montreal, 1869-70
Сугробы в студии Нотмен делал из соли и овечьей шерсти, получалось вполне убедительно:
Caribou Hunting, Montreal, 1866, монтаж
Частенько он посыпал одежду людей солью:
C. Boyer and lady, posed sleighing, Montreal, 1868
А для изображения снегопада он вообще придумал гениальную вещь: он распылял в воздухе краску и проносил негатив под падающими частицами краски. И вот каким правдоподобным получался результат:
Young Canada, Montreal, 1867. Один из самых известных снимков Нотмена, он снял своего сына, и назвал снимок "Юность Канады". Вообще в работах Нотмена очень часто видна эта спекуляция на национальной специфике: снегоступы, кёрлинг, заснеженные просторы... Если судить о Канаде по его архивам, то можно подумать, что в Канаде стоит какая-то вечная зима и лета вообще не бывает.
И такая вечно-зимняя атмосфера тоже была частью бренда: допустим, "Юность Канады" очень хорошо продавалась, как открытка для туристов, да и сами туристы и обычные канадцы тоже очень любили гордо позировать в зимних костюмах, посреди бутафорских сугробов и нарисованных снежных равнин.
J. Inglis and friend, Montreal, 1868
Mr. Tinmerman, Montreal, 1868
Mr. H. E. Jopling & Mr. D. McIntyre, Montreal 1876 монтаж
Earl of Dunraven and Mr. Campbell hunting, Montreal, 1875 монтаж
The Bounce, Montreal Snowshoe Club, QC, 1886, монтаж
Один из самых занятных Нотменовских коллажей, опять Клуб Снегоступистов )). Вверху летает (на самом деле, просто стоит на полу студии) лорд Стэнли, чьим именем назван хоккейный кубок.
Ну, и напоследок, просто такой вот ребёнок Хейденов:
Baby Hayden, Montreal, 1885
P.S. Вот так, хотел написать небольшой пост про монтажи, а получилось, как всегда )).