Сидящий Бык, Стоящий Олень и другие

Mar 14, 2011 01:11

Когда стало ясно, что индейская культура исчезает на глазах, многие неравнодушные учёные, антропологи и этнографы, поняли, что эту исчезающую культуру надо по возможности документировать.  В 1879-м году было основано «Бюро Американской Этнологии» (Bureau of American Ethnology), и фотография была поставлена на службу науке: многие фотографы снимали индейцев по заказу этого бюро и участвовали в этнографических экспедициях.




Джон Хиллерс - Большой Навахо, 1879



Джон Хиллерс - индеец из племени Чирикахуа (1886)



Джон Хиллерс - вождь племени Оглала Лакота, 1884

И в то же время множество дошедших до нас индейских снимков было сделано из простых коммерческих побуждений: индейцы, особенно североамериканские, для цивилизованного мира были большой экзотикой.  Индейцам платили за позирование в парадных одеждах, а потом эти фотографии очень хорошо продавались как сувениры для туристов: человек, побывавший на Диком Западе, мог купить такие открытки на память о путешествии, или отправить их знакомым  - мол, вот среди каких диких краснокожих я сейчас нахожусь.

Постепенно из таких постановочных снимков сложился общий стереотип представлений об индейцах. Образ гордого свободного дикаря в перьях вскоре был подхвачен кинематографом и растиражирован по всему миру.  Однако даже в первых фотографиях этот образ уже не был правдив: у индейцев уже не было свободы, и их гордость вполне позволяла им позировать фотографам за деньги.


Фрэнсис Барри - Сидящий Бык, 1885

Это, между прочим, Татанка Иотанка, "Сидящий Бык" из племени сиу, один из главных вождей индейского сопротивления, который очень долго оставался непокорённым. Его имя было легендарным среди индейцев и вселяло страх в бледнолицых; под его началом индейцы одержали несколько побед над американскими войсками. История сохранила письмо, написанное Сидящим Быком командиру одного из армейских отрядов:

"Я хочу знать, что вы здесь делаете и зачем едете по этой дороге. Вы здесь распугали всех бизонов. Я хочу здесь охотиться. Я хочу, чтобы вы повернули назад. Если не повернёте, я снова буду с вами сражаться. Оставьте здесь вашу провизию и немного пороха, и уходите отсюда.
Я ваш друг
Сидящий Бык."

Но когда вождь понял всю бессмысленность дальнейшего сопротивления, он всё же вынужден был сдаться. Несколько лет он провёл под надзором в разных военных гарнизонах, а потом устроился на работу в цирковое шоу Баффало Билла.  И вот наглядная иллюстрация:



Уильям Нотмен - Сидящий Бык и Баффало Билл, 1885

Легендарный вождь четыре месяца участвовал в шоу Баффало Билла, получая 50 долларов в неделю, чаевые от зрителей и проценты от продажи таких фотооткрыток. В этой их совместной фотографии видна удивительная ирония судьбы: ведь Баффало Билл долго  был самым известным охотником на бизонов, а истребление бизонов привело к голоду среди индейских племён. В свою очередь, Сидящий Бык в своё время снял немало белых скальпов - а теперь, когда томагавки войны зарыты, эти двое мирно позируют для открыток. Впрочем, говорят, что во время выступлений старый вождь всячески поносил белых на своём языке.  Другие считают, что работа в цирке была для него способом лучше узнать белых и на своём опыте убедиться в их многочисленности и техническом могуществе.



Джон Хиллерс - Харегара ("Стоящий Олень") 1881

Портреты индейцев, как правило, снимались в очень простой технике: ведь обычно фотографы не преследовали никаких художественных целей, и у них не было мотивации угодить заказчику. Они фотографировали индейцев «документально»,  делая простые фронтальные портреты без особых изысков.  Однако на рубеже веков делались попытки фотографировать индейцев более творчески:



Фрэнк Райнхарт - Портрет индейца сиу, 1900



Гертруда Кейсбир - Крутящийся Конь, около 1900



Гертруда Кейсбир - Джо Чёрный Лис, 1900

Это одна из моих любимых карточек. Здесь видно, как ближе к двадцатому веку гордая невозмутимость индейских лиц иногда даже сменяется намёком на улыбку.  Но отметим, что на снимках Гертруды Кейсбир - тоже индейцы из шоу Баффало Билла, в некотором роде артисты. А вот какими на самом деле стали индейцы в начале 20-го века:



Джилл Де Лэнси - Уильям Пенн, Его Щит, Леви Большой Орёл, Призрак Медведя, Чёрный Ус.   1909

Я не шучу:  "William Penn (Cherokee), His Shield (Yanktonai), Levi Big Eagle (Yanktonai), Bear Ghost (Yanktonai) and Black Moustache (Sisseton)".

1900-е, 1870-е, 1880-е

Previous post Next post
Up