На первый взгляд это, возможно, напоминает робота-трансформера или боевого киборга из какой-нибудь фантастической саги. На самом деле на гравюре - фотограф, который отправляется поснимать что-нибудь на свежем воздухе. Камера, штатив, палатка, колья для палатки, ящик со стеклянными пластинами, ёмкости с химией и дистиллированной водой - всё это весило в лучшем случае килограмм под тридцать. Такая вот прогулка.
Вы спросите - зачем фотографу палатка?
Дело в том, что во второй половине 19-го века самой распространённой технологией был мокроколлодионный процесс. При всех своих преимуществах у него было одно главное неудобство: стеклянную пластину нужно было покрывать светочувствительным раствором коллодия непосредственно перед съёмкой, а проявлять пластину - сразу же после съёмки, и всё это - конечно же, в темноте. Поэтому палатка играла роль фотолаборатории, "тёмной комнаты".
И вот как это примерно выглядело на практике:
Передвижная лаборатория разложена и готова к работе, фотограф настраивает камеру, а мальчик-ассистент держит наготове футляр с пластиной. Впрочем, ассистенты подчас нужны были даже не для помощи в работе, а для переноски всего этого хозяйства. Такой заплечный походный набор, который мы видим на первой гравюре, был только необходимым минимумом, и годился только для небольших маршрутов. А в длительных путешествиях нужны были разные объективы, большой запас пластин, нужен был запас дистиллированной воды - и полный набор для "походной" фотографии весил около ста килограммов.
Занятный факт - но первые фотографы-путешественники сильно зависели от воды, им нужна была не только питьевая, им нужно было довольно много воды фотографической. И в своих маршрутах они держались поближе к воде, и не случайно очень многие "трэвел-фотографии" 19-го века были сняты неподалёку от рек и озёр.
Походный ящик для пластин.
Конечно, перемещались не только на своих двоих и не только с тентами. Очевидная идея - сделать фотолабораторию в передвижном фургоне быстро была реализована, и такие фургоны по-настоящему открыли возможность фотографического изучения мира. Если раньше фотограф был так или иначе привязан к своей студии, то теперь фотокамере стали доступны все места, где могло пройти колесо фургона. И любое удалённое место или событие теперь могло быть сфотографировано - конечно, если туда была проложена дорога.
Фотография на колёсах добралась и до театров военных действий - вот, например, фотофургон Роджера Фентона, который снимал Крымскую войну со стороны англичан. В своих воспоминаниях Фентон писал, что каждый раз перед работой ему приходилось выгонять из фургона всех мелких мошек, залетевших внутрь, а летом жара в фургоне была настолько невыносимой, что он мог снимать только по утрам, иначе проявлять пластину в жарком и душном фургоне было очень сложно.
Roger Fenton, 1855
Лаборатории на колёсах входили в состав научных экспедиций, добирались до малоизученных и экзотических мест. Воистину, это было время героев: когда англичанин Фрэнсис Фрит путешествовал с камерой по Средней Азии, от жары коллодий у него почти закипал и быстро испарялся, и от съёмки до проявки у него было всего несколько минут. Французские фотографы братья Биссоны взошли с громоздкими фотокамерами на Монблан, снимали виды Альп и столкнулись с противоположной проблемой: им приходилось растапливать снег. Надо сказать, что мокроколлодионный процесс даже в обычной обустроенной лаборатории требует большой деликатности и точности - а эти люди умудрялись получать отличные результаты у чёрта на рогах, в самых неудобных полевых условиях.
Timothy O'Sullivan's ambulance wagon and portable darkroom used during the King Survey rolls across the sand dunes of Carson Desert, Nev. By O'Sullivan, 1867.
Вот, кстати, у американца Тимоти О'Салливана был случай, когда во время экспедиции лодка с грузом отснятых пластин перевернулась в пороге, и результаты многомесячного труда утонули.
Но надо сказать, что фото-вагонами пользовались не только первопроходцы и путешественники. Лаборатории на колёсах породили новый бизнес и новую касту странствующих фотографов, которые на своих фургончиках разъезжали по провинциальным городам, в которых ещё не было своих фотоателье.
Frank Micklethwaite's portable photography studio on wheels, Ireland (circa 1870)
Такие странствующие фотографы - отдельная тема, впрочем, о "речных" фотографах-ремесленниках, которые устраивали целые плавучие фотостудии, я уже писал вот здесь:
kunst-camera.livejournal.com/3817.html