Нашёл в закромах журнал.
Смотрится совершеннейшим ретро, как будто прошло не двенадцать лет, а полвека.
Матрица в 20 мегапикселей - чудо прогресса (теперь у меня в смартфоне 50). На рынок выходят беззеркалки, и эксперты спорят: не за ними ли будущее? Во всём журнале - ни слова про мобилографию.
В 2010-м году Лапин ещё жив и его книги по композиции ещё актуальны. Слюсарев скончался - и два журнальных разворота посвящены воспоминаниям коллег по цеху о «Сан Саныче». Ещё на два разворота - пламенная дискуссия о фото-образовании в России: дескать, частных фотошкол масса, но где высшее образование на университетском уровне, когда же мы к этому придём?
Марина Ахмедова, будущая звезда «Русского Репортёра», берёт интервью у Сабины Вайс. Большой просветительский блок о классиках - о Брессоне, Эрвитте, Линдберге. Хорошая печать, красиво, зрелищно.
Ещё два разворота - разбор снимков, присланных читателями. В оценках редакции сквозит занудная советская серьёзность, и понятно, что не Эрвитт здесь выступал в роли аналитика. Но есть и своя прелесть: люди со всей страны присылали снимки в журнал, ждали оценки мэтра…
Люди увлечённо спорили, обсуждали сферу, которая им казалась важной. Вдохновлялись классиками и современниками, ходили на фотовыставки. Массово шли учиться в фотошколы, мерились рейтингами на фотосайтах. И пока это поле вовлечённых людей существовало - в нём были свои авторитеты и гуру, свои лагеря, своя жизнь и энергия. На мастер-классах гуру не было свободных мест. Под снимками разворачивались длиннющие ветви холиваров.
Я тоже в этом варился, и всё это казалось важным. Казалось, что фотография - большая часть нашей культуры, и что всякий культурный человек непременно должен знать, кто такой Слюсарев. Или Мохорев. Или Бахарев. Смайл.
Но уже тогда начались все эти шуточки про «завод по сжиганию фотографов» и прочее. Само слово «фотограф» стало даже пренебрежительным - мол, это хипстер какой-то, бездельник, места в жизни не нашёл, развелось тут всяких…
Фотография и вправду стала одним из молодёжных знамён, частью нового языка. Стало модно делать проекты, фотокниги, авторские высказывания. Стало модно говорить про новые медиа, визуальную культуру… И было много действительно сильных проектов, и всё это казалось очень значимым внутри тусовки, внутри «информационного пузыря». Этого стало много, очень много.
В какой-то момент у меня наступил передоз: я отписался от рассылки “Birdinflight”, перестал следить за результатами фотоконкурсов - и вдруг, хлоп! -это насыщенное поле перестало для меня существовать. Исчезло.
И теперь я, честно говоря, даже не знаю, чем дышит наша российская фотография последних лет - какие теперь авторитеты, тренды. Кто теперь вспомнит про Лапина? Ломаются ли теперь копья в бесконечных холиварах о композиции? Есть ли какой-то автор, чьи фотографии становятся новым откровением для многих зрителей?
Кажется, что мыльный пузырь действительно лопнул, важность какой-либо «творческой фотографии» схлопнулась, всё превратилось в бесконечный поток контента. И фотография, конечно, часть культуры, но вовсе не такая уж значимая, как нам когда-то казалось.
Или это я не слежу?