Марк Рибу - О выборе фотографа

Oct 26, 2016 03:00




Marc Riboud - Contact sheet of the Painter of the Eiffel Tower, Paris, 1953

Я не удержался и перевёл текст Марка Рибу - о выборе, отборе кадров.  Написано это было им в 1988-м году, как предисловие к фотоальбому "L’embarras du choix"  ("Трудность выбора").  Рибу представляет ту старую гвардию, которая умудрялась поймать тот самый "решающий момент" одним кадром - и конечно же, здесь слышна полемика с обладателями камер с серийной съёмкой.



*****

Выбор и свобода выбора - не просто насущный вопрос для фотографа. Это занятие всей жизни. Мы проводим куда больше времени, всматриваясь в контактные отпечатки, чем в видоискатель камеры.  Наши глаза при этом устают не меньше, чем глаза ювелиров или часовщиков нашего детства.
Импульс, рефлекс, одна сотая секунды уходит на снимок, на щелчок затвора - но долгие часы терпения на то, чтобы выбрать нужный кадр.

Стоит ли нам публиковать эти «контакты», этот долгую летопись щелчков затвора? Нужно ли показывать пробы, наброски, открывать всем записные книжки со страницами наших тайных сомнений?  Нужно ли людям слышать эти фальшивые ноты, которые мы издаём, пытаясь взять верный тон, сделать «тот самый» кадр?

Сколько тысяч кадров мы делаем ради одного хорошего? Судя по количеству, обыватель скажет: «Да там в любом случае что-нибудь получится», и с появлением скоростной съёмки такой комментарий всё более неизбежен. Скоростная съёмка помогает вам быстрее поразить цель, но поможет ли это сделать лучший кадр? Я думаю, нет.

Если дать обезьяне возможность сделать миллион кадров - это ведь не поможет ей сделать кадр уровня Кертеша или Дуано. Да, камеры с мотором помогли лучше документировать события, но улучшилось ли качество фотографии ?
Как же мы делаем выбор? Конечно, исходя из баланса форм, гармонии и пластики композиции, но также и из-за содержания. На выбор влияет наше настроение и противоречивые советы компетентных друзей и коллег. Но чаще всего лучший кадр инстинктивно привлекает наш взгляд - так же, как приятная мелодия завораживает наш слух.

Наш вкус и наш выбор со временем меняются. Когда я смотрю на снимки, которые я сделал 30 лет назад, я вижу их другими глазами, взглядом почти постороннего человека. Тогда я отбирал кадры в спешке, сразу же после моих командировок - и на выбор влияли мои эмоции, симпатии и антипатии, обязательства - но всё это с годами тускнеет и становится менее важным.
В конце концов, фотограф сам должен сделать и принять свой выбор. Отбор кадров - тоже инструмент самовыражения, и именно отбор кадров помогает фотографу найти собственный стиль.



Marc Riboud - Painter of the Eiffel Tower, Paris, 1953

Оригинал текста - http://marcriboud.com/en/texte/choice-marc-riboud/

1950-е, 1980-е

Previous post Next post
Up