После своего изобретения фотография очень быстро стала бизнесом, - родилась индустрия фотопортрета. Спрос на портретное фото был так велик, что на одном перекрёстке большого города могло быть несколько фотоателье. При этом свои силы в фотографии пробовали не только увлечённые энтузиасты, в новый бизнес шли и неудачливые художники, и разного рода авантюристы, и просто люди с «деловой жилкой».
А по маленьким провинциальным городам, где ещё не было фотостудий, разъезжали частные предприниматели, странствующие фотографы со своими передвижными вагончиками.
Как правило, такой фотограф приезжал в город, снимал помещение где-нибудь на рыночной площади, давал объявление в местную газету, и оставался в городе, пока не иссякал спрос на его фотографии. Такие умельцы часто были мастерами на все руки - помимо фотографий, они могли рисовать портреты, вывески для магазинов, вырезать силуэты из бумаги и расписывать фарфор. Качество их работ в целом было довольно средним, но для жителей провинции и плохонькие фотографии были чудом.
Рисованная иллюстрация из "Harper's Weekly", 1871. Надпись на стене: "Фотограф, в этом городе только на неделю".
Передвижной фотофургон, около 1870.
Джон Томсон - уличный фотограф за работой, 1878
Тележка уличного фотографа, современная реконструкция.
Для быстроты странствующие фотографы часто использовали тинтайп (или, как его ещё называют, ферротип). Тинтайп, в сущности, был модификацией амбротипа, только вместо стекла основой для светочувствительного слоя служили тонкие листы чернёного металла, и негативное изображение на чёрном фоне выглядело позитивным. По сравнению с другими процессами тинтайп давал невыразительное и скучное, неконтрастное изображение, зато такая технология позволяла делать снимки дёшево и быстро. Это стало главным достоинством тинтайпа: в руках умелого фотографа от съёмки до готовой фотографии проходило всего несколько минут. Отметим, что тинтайп унаследовал ещё одну особенность дагерротипа и амбротипа: изображение получалось перевёрнутым слева направо, и такая инверсия часто придавала изображению некоторую курьёзность: например, до нас дошли снимки целых оркестров из леворуких музыкантов и портреты армейских офицеров с саблями на другом боку. Как правило, таких недоразумений фотографы старались избежать до съёмки - сабли, пистолеты и ордена перевешивались на другую сторону офицерского мундира. Вторым решением проблемы была повторная съёмка самого тинтайпа, чтобы инвертировать изображение ещё раз. Но зачастую странствующие фотографы настолько гнались за быстротой и дешевизной, что забывали о подобных «мелочах» и делали пересъёмку, только если клиент возмущался. В целом же тинтайп стал первой массовой «экспресс-фотографией» со всеми неизбежными её чертами: быстро, дёшево, и, как правило, плохо.
Тинтайп, 1870-е
Тинтйп, 1870-е
Даже после того, как фотография перестала быть для обывателей экзотической новинкой, странствующих фотографов часто можно было увидеть в местах скопления публики - на ярмарках, праздниках и в курортных городах. Они перестали быть экзотикой и стали кем-то вроде бродячих артистов, точильщиков ножей или лудильщиков меди - они вели такую же кочевую жизнь, переезжая из города в город, предлагая горожанам свои услуги. Впрочем, надо сказать, что в те времена, когда многие предприимчивые люди зарабатывали бытовой фотографией, среди новоиспечённых студийных фотографов тоже были умельцы, которые сочетали несколько занятий: например, не редкостью были вывески вроде «фотограф и пивовар», «фотограф и брадобрей», и даже «фотограф и гробовщик». «Студийные» и «бродячие» фотографы сильно недолюбливали друг друга: мастера работы в студии смотрели на своих странствующих собратьев свысока, как на ремесленников, и считали, что они сбивают цену, подрывают их бизнес и отнимают клиентов среднего класса. Бродячие фотографы, в свою очередь, по меткому выражению одного критика, относились к студийным фотографам «так, как шарманщик относится к профессиональному музыканту».
Но именно эти ремесленники и бродяги оставили нам множество интереснейших фотографий. Если салонные профессионалы делали всё по принятым канонам съёмки, тщательно придавали своим клиентам благородный вид, то бродячие фотографы не слишком-то об этом заботились. Да и нравы в провинции были попроще, и на этих тинтайпах можно увидеть более живые и непосредственные характеры - уже не фотограф управлял клиентом, а сама публика проявляла себя перед камерой. И эта живая жизнь в наше время часто оказывается интереснее правильных и «высокохудожественных» студийных фото.
Солдаты времён Гражданской войны в Америке, 1861-1865
Очень смелое по тем временам фото. Амбротип с наложением цвета, 1860-е
И в первой половине 20-го века странствующие фотографы не были редкостью. Выпускались камеры для «моментальной» съёмки, в которых съёмка производилась сразу на фотобумагу, и отпечаток проявлялся внутри камеры (!). Через специальный светозащитный рукав фотограф наощупь производил необходимые манипуляции, и за несколько минут снимок был готов. Конечно, по качеству изображения это нельзя было сравнить со студийной фотографией, но бизнес был весьма прибыльным. На оживлённых улицах и в местах народных гуляний происходила борьба за клиентов - между уличными и студийными фотографами, которые вели свой бизнес стационарно.
Уличный фотограф, СССР, 1920-е
Пляжный фотограф, 1920-е
Карикатура из журнала "Панч", 1920
Расселл Ли - Люди у палатки странствующего фотографа, 1938
Уличные фотографы брали за свои услуги недорого, и потому стали серьёзной угрозой для «профессионалов», отбирая у них потенциальных клиентов. В 30-е годы в Америке профсоюзы студийных фотографов добились даже законодательных запретов в свою пользу - допустимое количество уличных фотографов в некоторых городах было ограничено, они могли работать только по выданным лицензиям и были обязаны носить специальные значки.
Говард Сочурек - Пляжный фотограф, Крым, 1958
Весь двадцатый век племя уличных ремесленников продолжало существовать - на пляжах, курортах, на пешеходных улицах городов. Некоторые привлекали клиентов возможностью сняться с экзотическими животными - с попугаями, обезьянками, змеями. Некоторые рисовали сюжетные ширмы с дырками для головы. Самые активные фотографы сначала фотографировали идущего по улице человека, а потом предлагали купить карточку.
В наше цифровое время таких «частных предпринимателей» почти уже не осталось. Действительно, зачем сниматься у уличного фотографа, если есть своя цифрокамера? Впрочем, в развлекательных комплексах можно встретить целые бригады специально обученных фотографов, которые снимают людей и навязчиво предлагают купить отпечаток.
Но те самые реликтовые фотографы с аналоговыми ящиками ещё остались - в тех точках земного шара, куда ещё не успел дойти прогресс. Еще не так давно они встречались в некоторых странах Африки, Латинской Америки и Азии, а в Афганистане и они работают по сей день, самодельными деревянными камерами. Об афганских уличных фотографах есть очень информативный сайт -
http://www.afghanboxcamera.com Там масса интересного, осторожнее ))
Стив Маккарри - уличный портретист, Кабул, 1992
Патриция Монако - уличный фотограф, Афганистан, 2003 (кстати, похож на предыдущего, уж не тот ли самый?)
Казалось бы, уличные аналоговые фотографы в наше время обречены. Но лично я уверен - наверняка скоро нас ждёт ренессанс аналоговой уличной фотографии. Ведь в результате человек получает неповторимый, единственный отпечаток, память о месте и времени. И пусть отпечаток этот далёк от цифровой безупречности, но в том-то и состоит его преимущество - в нашем мире одинаковых вещей любой штучный, рукотворный продукт приобретает ценность, не так ли?