полупрозрачные гости оттуда

May 21, 2012 17:45

В то же время были очень популярны спиритические сеансы.  Вплоть до начала 20-го века это было общим увлечением среди всех сословий - «верчения столов», разговоры с духами были обычным атрибутом домашних  посиделок и светских вечеров. Спиритизм, без преувеличения, многими считался…  научным методом, который позволяет получать знания от душ умерших людей - устраивались разнообразные публичные сеансы, лекции, выходили пособия по общению с душами покойных. И общая вера в возможность такого общения вполне объяснима - поскольку каждый христианин изначально верил, что после смерти человека его душа остаётся в  нематериальном мире. Большинство людей искренне считало, что наравне с видимым миром существует некий невидимый, потусторонний мир.
И скоро некоторые предприимчивые фотографы поняли, что на интересе людей ко всему непознанному и мистическому можно неплохо заработать...

Идея, в общем-то,  лежала на поверхности - например, на многих вполне обычных городских снимках 19-го века можно увидеть размытые контуры уличных зевак, которые зашли в кадр поглазеть на работу фотографа, чуть постояли, вышли из кадра, а на фотографии остались их размытые силуэты. Комбинированная печать и техника двойной экспозиции тоже были известны опытным фотографам.  Ещё в 1856-м году британский учёный, изобретатель калейдоскопа Дэвид Брюстер писал: «Чтобы развлечь зрителя, фотограф может даже показать ему сверхъестественный мир. Мастерство фотографа позволяет ему изображать фигуры людей в виде призраков».  Однако то, что Брюстер считал всего лишь развлекательным трюком, вскоре превратилось в  очень эффективный способ надувательства публики.

Первым, кто начал спекулировать на потустороннем, был американец Вильям Мамлер (William H. Mumler). В 1861-м году общество уже было проникнуто идеями спиритизма, и публика была готова легко поверить подобным фотографическим чудесам, Мамлер же сочетал в себе недюжинные технические способности с талантом мошенника-авантюриста.  Предприимчивый фотолюбитель открыл свою студию и объявил себя фотографом-медиумом, студию которого посещают духи.  Духи действительно начали исправно появляться на его снимках, и вскоре у Мамлера не было отбоя от клиентов. Люди надеялись получить фотографию с призраками своих умерших родственников, и бизнес шёл весьма успешно: в обычной студии цена за снимок была около четверти доллара, а Мамлер брал по десять долларов съёмку, притом даже не давал клиентам никаких гарантий - ведь кто может гарантировать появление духов?
В мошенничестве Мамлеру помогала его жена - она часто присутствовала при съёмке, и пока сам фотограф совершал театральные магические пассы над камерой и изображал состояние некоего транса, она в нужный момент восклицала: «Да, я вижу, дух появляется за вашей спиной!» и описывала очертания призрака - ведь она уже знала, какой силуэт потом будет впечатан в фотографию.



William H. Mumler - "Герберт Уилсон и его невеста", 1870s



William H. Mumler - Миссис Фрэнч с духом своего сына, ок. 1868



William H. Mumler - Мозес А. Доу с духом покойной Мэйбл Уоррен, с.1871

Сегодняшний зритель явно увидит, что фотографии Мамлера были результатом комбинированной печати и двойной экспозиции. Но Мамлер был искусным аферистом, и не ограничивался только фотографическими махинациями - например, он рассылал людям письма от имени их покойных родственников, примерно следующего содержания:  «Мой дорогой муж, знай, что мой дух жив и будет вечно с тобой. Посети фотостудию мистера Мамлера, и я явлюсь рядом с твоим портретом, с цветами в волосах и венком в руке, с перстом, указующим вверх».  Конечно же, муж спешил сняться у Мамлера и в итоге получал именно такую фотографию.  Впрочем, в большинстве своём на отпечатках появлялись довольно размытые фигуры, но нередко люди действительно получали узнаваемые портреты своих родственников - стало быть, Мамлер заранее где-то добывал их старые фотографии для монтажа.  Успеху Мамлера способствовало и то, что большинство его клиентов изначально верили и ждали появления призраков, и были готовы узнать в них черты своих дорогих покойников.
И большая часть публики действительно принимала такие изображения за чистую монету - ведь бытовые, «семейные» фотокамеры ещё не были изобретены, сама технология фотографии для большинства обывателей оставалась загадкой - в сознании людей фотокамера была неким магическим ящиком, в котором свет рисует картины окружающего мира. При этом люди твёрдо верили, что фотокамера не врёт, достоверно фиксирует всё происходящее, и фотография не может быть обманом - поэтому у Мамлера не было отбоя от клиентов. Вскоре по обе стороны океана появились и другие "спиритические" фотографы, "спиритическая" фотография стала модным трендом и прибыльным бизнесом. По сути дела, это была спекуляция на интересе людей ко всему потустороннему и на чувствах людей, которые шли к фотографам в надежде получить свой портрет вместе с духом покойного родственника или близкого человека. Кроме того, такие фотографы хорошо зарабатывали продажей фотооткрыток с «магически запечатлёнными» духами и привидениями.

Конечно, были и скептики, намеренные уличить Мамлера в жульничестве. Несколько раз профессиональные фотографы наблюдали за работой Мамлера в студии и лаборатории - и не смогли заметить никаких признаков обмана. Между тем, «призраки» исправно появлялись на фотографиях даже в присутствии критически настроенных скептиков.
Несколько лет подряд бизнес Мамлера процветал, но в 1869-м году один из посетителей узнал в «призраке» на фотографии вполне ещё живую женщину, которая приходила сниматься к Мамлеру незадолго до этого. Затем журналист одной из газет явился к Мамлеру под видом обычного посетителя. Увидев на фотографии бесформенный призрак, который никак не походил ни на одного из его покойных родственников, он подал на Мамлера в суд.

Процесс из обычного вроде бы дела о мелком десятидолларовом мошенничестве превратился в громкое дело «за и против» спиритизма, которое освещалось в прессе по обе стороны океана. Сторона обвинения, среди которой было несколько фотографов и известный цирковой антрепренёр Барнум, специально для процесса подготовила ряд подобных фотографий с призраками, и наглядно показала, какими способами могли быть сфабрикованы фотографии Мамлера. В то же время свидетели защиты - среди которых, между прочим, были весьма влиятельные люди, уверяли, что они действительно получили фотографии своих родственников, и что они очень благодарны Мамлеру за это. Сам же гениальный аферист скромно продолжал утверждать, что он вообще мало чего понимает в фотографии, и явление призраков никак от него не зависит. За неимением конкретных доказательств обвинение и защита вели поистине богословские споры о природе спиритизма, но в итоге суду так и не удалось доказать обман Мамлера, и он был признан невиновным. Итоговый приговор звучал весьма странно - судья, зачитывая приговор, заявил: «Я убеждён, что мошенничество и подделка фотографий имели место… но обвинение не смогло предоставить этому веских доказательств».



Еженедельник "Harper's Weekly", посвящённый делу Мамлера, 1869

В дальнейшем Мамлер продолжал заниматься съёмками духов, хоть его репутация с тех пор была подмочена и клиентов стало меньше. В 1875-м он издал свою автобиографию, в которой всячески себя оправдывал и по прежнему говорил о себе, как о проводнике, медиуме для духов. Однако вот интересный факт - в дальнейшем он запатентовал несколько практических изобретений в области электротехники и газетной печати. Такие изобретения мог сделать только человек с глубокими познаниями в технических науках, но никак не тот простак-дилетант, которым Мамлер хотел себя представить на суде и в глазах публики.

Пример Мамлера породил массу последователей. Подобные «фотографы-медиумы» появились в Англии и Европе, и там тоже повторялось то, что происходило в Америке вокруг Мамлера: множество людей жаждало получить фотографии с призраками, а скептики всячески старались уличить этих фотографов в обмане. И иногда это удавалось: например, английского фотографа Фредерика Хадсона поймали с поличным, когда он переодевался в «привидение». А при обыске в студии француза Эдуарда Буге полиция нашла два завёрнутых в саваны манекена и три сотни фотографий различных человеческих лиц, которые он впечатывал в свои итоговые фотомонтажи. Процесс над Буге наглядно показал слепую веру общества в подлинность таких снимков: даже когда сам фотограф сознался в своём мошенничестве и прямо на суде подробно рассказал о своих «творческих методах», бывшие клиенты Буге всё равно отказывались признать себя обманутыми. Люди самых разных профессий, зачастую образованные и знатные, всё равно продолжали утверждать, что узнали на фотографиях своих родственников. В итоге Буге всё же был приговорён к году тюремного заключения, и даже обрёл в кругу спиритистов статус «мученика за идею».



Frederick Hudson - “Медиум Чарльз Вильямс и призрак”, 1872



Phillips Bros, с. 1870



Edward Wyllie - Дж. Р. Мерсер с призраками своей первой жены и матери, посланием от духов и цветами, 1897

Здесь полный набор - не только призраки, но и цветы из мира теней, и даже рукописное письмо от покойных родных. "Я так рада, что ты наконец-то увидел свет и что ты так счастлив. Элизабет Мерсер"



H. Kirkham, с.1870  Здесь целых семь призраков посетило бабушку.



William Eglinton - Мэри Бёрчетт с призраком своего школьного директора, 1886

Надпись на обороте: "Снято в моей комнате моей собственной камерой на пластину мистера Эглинтона и проявлено сразу в моём присутствии, девятого декабря 1886. Мэри Бёрчетт."
Приписка карандашом: "Я уверена, что это дух старого директора нашей школы, мистера Ванда"



Robert Boursnell - "Пара с призраком своего семейного врача, который умер в 1880-м", 1893









William Hope - Мужчина с призраком своей покойной первой жены



William Hope - Тот же мужчина с призраком своей покойной второй жены.



William Hope - Уилл Томас и неизвестный призрак



предположительно William Hope, c. 1920



Edward Wyllie - Роберт Уайтфорд с неизвестным духом, 1909



Ada Emma Deane, "Spirit Photograph" 1920-23



Unknown Photographer, c.1920, USA - Здесь, как минимум, три гостя пришли в кадр.

Сейчас нам сложно понять, как люди могли верить этим примитивным и зачастую попросту нелепым фотомонтажам. Но люди того времени очень хотели верить, очень хотели получить документальное подтверждение тому, что их покойные родственники не оставляют их, что тени близких и дорогих людей по-прежнему незримо присутствуют рядом. Люди видели в этих снимках и обещание собственного бессмертия - что и сами они после смерти тоже не исчезнут и будут существовать в каком-то невидимом мире. Они охотно узнавали своих близких даже в бесформенных тенях и размытых лицах, и охотно платили фотографам-мошенникам за этот прекрасный обман.
Между тем, волна спиритической фотографии вызвала и ответную реакцию в фотографических кругах - некоторые фотографы увлечённо начали снимать подобные фотографии «призраков» просто ради шутки, наглядно доказывая, что такие изображения легко можно получить с помощью технических трюков, без всякого вмешательства потусторонних сил.



Eugene Thiebault - "Анри Робин и призрак", 1863.



Eugene Thiebault - "Анри Робин и призрак", 1863.



Jacques Henri Lartigue - “Zissou as a ghost Pont-de-l'Arche”, 1905

Фотографы и общественные деятели пытались бороться с мошенниками  - например, известный цирковой иллюзионист Гарри Гудини не раз разоблачал трюки спиритистов, в том числе и фотографические. Но даже несмотря на ряд громких разоблачений и судебных приговоров мошенникам, спиритическая фотография продолжала активно существовать вплоть до тридцатых годов.  Воистину, сила человеческого воображения - чуть ли не главная сила на Земле ).

1920-е, 1910-е, 1890-е, 1900-е, 1870-е, 1880-е, 1860-е

Previous post Next post
Up