Возможно кто не в курсе, недавно я побывал в Египте. Большой тур с посещением груды храмов разной степени сохранности. Организаторы
Михаил Туваль и
Катя Водопьянова. Это была очень интересная и насыщенная поездка. Огромная работа организаторов. Но что самое занятное - туда не пустили (не дали визу) Туваля, который должен был там нам рассказывать что к чему. Несмотря на это мы таки поехали и слушали местного египетского гида Ахмеда, а в утешение Миша обещал нам лекцию по приезду. Она состоялась, о чем я спешу отчитаться.
Миша крут и послушать его было одно удовольствие. Но вот совсем непонятно, как бы мы столько храмов обегали осмотрели, когда по каждому поводу Миша рассказывает интереснейшую как минимум часовую лекцию?
В поездке я делал заметки с фотками:
День 1:
Прилет. Вечер в Каире.День 2:
Асуан.День 3:
Абу симбель, озеро Насера и плотина.День 4:
Нил. -
Луксор.День 5:
Воздушные шары. -
Луксор. -
Еще Луксор.День 6:
Пирамиды! -
Еще пирамиды и Каир.День 7:
Каирский музей. -
Мечети, церкви, синагоги. -
Каирский рынок.День 8: Александрия. -
Библиотека. Должен заметить, что при посещении Египта меня интересовала не сколько их, а скорее наша, еврейская история. Очень рад за Египтян, что они построили пирамиды и красиво рисовали на стенах, но... Было очень интересно посмотреть и понять что да как в свете наших еврейских разборок с Египтянами.
То что здесь в дальнейшем изложено - результат моего осмысления Мишиного рассказа и лекций из цикла "Родина слонов", где выступают всякие доктора, доценты и прочие ученые-специалисты. Там есть весьма содержательные и увлекательные беседы про всякое, в том числе про Египет и древнюю еврейскую историю. Неистово рекомендую.
Собственно за Египет:
Пирамиды. Гость: Роман Орехов.Нубийская цивилизация. Гость: Светлана Малых.Логистика строительства пирамид. Гость: Максим Лебедев.Российские археологи в Египте. Гость: Светлана Малых.Новые методы в египтологии. Гость: Максим Лебедев.Раскрывая тайны пирамид. Гость: Максим Лебедев. Еврейская история:
Предыстория ветхого завета. Гость: Михаил Селезнев.Происхождение еврейского этноса. Гость: Михаил Селезнев.Ветхозаветная история. Гость: Михаил Селезнев.Авраамические религии. Гость: Алексей Муравьев.Межзаветный период. Гость: Светлана Бабкина. Попробую сформулировать тут выжимку из услышанного (и сопоставленного) чтоб понять самому.
1. Очевидный факт - в египетских источниках нет ничего по поводу Моисея, пленения, исхода и вот этого всего. То есть, вообще НИЧЕГО от слова совсем. Можно было бы подумать, что позорный утон провал фараоны не станут предавать увековечиванию, но мы имеем не только официоз, но и внутреннюю переписку египетской бюрократии. И там тоже по нулям. То есть, этого всего не было. Грубо говоря, сюжет, изложенный в Ветхом Завете - это лихо закрученный приключенческий роман.
2. Тем не менее, кое-какая историческая основа у истории Исхода таки есть. Профессиональных беллетристов в те времена не водилось, так что некие исторические сведения на протяжении сотен лет пересказывались-переписывались, додумывались, актуализировались, художественно переосмыслялись, подвергались политически мотивированной редактуре и т.д. и т.п. И в результате мы имеем то что мы имеем. Причем, если из междуречья и Египта до нас дошли тексты разных времен так что мы можем видеть как звучала актуальная на момент написания точка зрения (месопотамские глиняные таблички не горят, а в египте такой сухой климат, что папирусы вне поймы сохраняются тысячелетиями). А вот из палестины, напротив, у нас имеется только финальная версия Торы и сравнительно недавно найденные кумранские свитки, которые по меркам ветхого завета не очень уж древние. Так что проследить эти правки можно только с помощью анализа текста. И в самом деле есть специалисты, которые могут определить по стилистике где ранний кусок, где поздняя заплатка и примерно каких времен. Минус такого анализа в том, что он принципиально имеет дело только с тем что осталось. Если какой текст был важен всю дорогу и выпилен на самой финишной прямой (при очередной зачистке идеологически неправильных текстов) - мы об этом ничего не узнаем.
3. В истории Египта имеется эпизод, который каждый раз наводит на мысль об исходе евреев. Но связь очень отдаленная. Когда единое египетское среднее царство расшаталось, дельта Нила - самая плодородная часть Египта, - оказалась захвачена некими
Гиксосами. Кто они такие - не совсем ясно. Но очевидно, что это были пришельцы с северо-востока, то есть с Ханаана. Гиксосы пытались создать в дельте свое государство и свои династии, долго бодались с верхним Египтом, в результате проиграли и были выгнаны на мороз. Ахмед (наш гид в Египте) сказал, что их вырезали подчистую, а те кто сумел разбежаться, далеко не ушли и сдохли в пустыне. Так что теперь и спросить не у кого. По результатам успешного отвоевываяния страны, образовалось новое царство - милитаристская империя, в которой фараоны постоянно ходили по окресностям и вламывали всем встретившимся на пути, штоб боялись. Один из таких походов закончился для палестинских царей вполне себе настоящим
армагеддоном.
Датировки изгнания Гиксосов значительно не совпадают с датами в библии. Это, конечно, мелочь, но тем не менее.
4. Однако есть сведения, что Гиксосов таки не вырезали. Раскопки в последней их твердыне показывают, что последнего боя с поголовной резней не было. Кажется они сумели договориться и эвакуироваться организовано. Или сбежали. Фараоны потом
традиционно наплели, что всех убили. В любом случае, это была военаая победа египтян и из Гиксосов спаслось не так уж много народу. Но что были уцелевшие подтверждается тем, что на территории Израиля нашли большое количество золотых египетских украшений того периода. То есть, отступающие то ли заблаговременно, то ли в последний момент, но таки захватили с собой казну. А мы помним, что они там рулили всей дельтой - считай более чем половиной Египта. Подозреваю, это должно было помочь им обустроиться тут, в Ханаане. Как говорится, перед ослом, груженным мешками с золотом, не устоит ни одна крепость (и
трубить в трубы не понадобится).
5. Про связь истории исхода евреев и изгнания гиксосов напрямую писал
Манефон. Это древнеегипетский историк, живший IV-III веке до н.э. Именно он систематизировал предыдущие три тысячелетия Египетской истории. Схема оказалась столь удачной и аккуратно составленной, что мы и сейчас пользуемся плодами его трудов с минимальными изменениями. Он разбил всю эту груду фараонов на династии и “царства”: старое царство (строили пирамиды), среднее царство (пирамиды строить перестали) и новое царство (Египет стал империей). Между этими периодами имеются “междуцарствия”, когда крокодил не ловился и кокос не рос. Так вот именно второе междуцарствие и связано с Гиксосами.
Манефон прямо писал, а Иосиф Флавий потом на него ссылался, что, мол, евреи - это гиксосы и есть. В смысле, что гиксосы - одни из предков современных Манефону евреев.
По всему выходит, что, вероятно, история Египетского плена и исхода - это очень глубоко художественная переработка этого эпизода.
6. Евреи - это не чисто пришельцы, это народ, который выкристаллизовался в ханаане (наших палестинах) из местного супа и понаехавших. И как у всех остальных нормальных народов тех времен, у евреев имелся целый пантеон богов. Например, Яхве сопровождался практически равной ему богиней Ашерой (у уважающего себя древнего бога должна быть подружка).
Более того, как и у большинства других народов один и тот же бог имел различия в разных местностях. Как у греков был Зевс Афинский, Фивский и т.д., так и у евреев Яхве Шомрона, Иерусалима и других городов, были суть разные боги. Мы это знаем по находке алтаря в окрестностях Арада. Там благочестивые путники нацарапывали всякие граффити с благословениями. И из этих надписей выясняется, что Яхве совершенно не един, а локален для разных местностей. В итоге это разделило Евреев и Самаритян, у которых тот же Яхве, но своего разлива. Другие локальные Яхве были объединены с Иерусалимским. Исходя из этого, древние реформы под девизом "бог един" получают новое звучание. Изначально это не геноцид богов и богинь, а объединение разных Яхве в одну ипостась. Потом, конечно, дошло и до богоцида.
7. Весь этот плюрализм существовал вплоть до возвращения из Вавилонского плена. Вероятно, Вавилон, где уже тысячу лет как существовала цивилизация с упорядоченной правовой системой, защитой частной собственности и прочими плюшками, хотел навести орднунг среди своих земель. Использовалась стандартная схема: взять заложников, подождать, чтоб пропитались цивилизацией и отправить наводить порядок среди родичей. Так происходит и поныне, ну разве что теперь дети всяких варваров едут учиться в Кембридж не по принуждению, а добровольно, да еще и платят за это. В общем, пропитка цивилизацией шла своим чередом, но тут Вавилон захватили Персы. У царя Персов
Кира Великого были свои резоны поскорее отправить пленников обратно - ему нужно было чтобы в новых землях чего плохого против новой власти не удумали, так что он сделал одолжение евреям Вавилона - отправил их домой с черезвычайными полномочиями.
Вернувшиеся из плена товарищи претендовали на то что они тут главные. Во-первых, отбыла на учебу элита, а во-вторых, они имели мандат Кира. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и в наших Палестинах за время отсутствия нашлись новые рулевые. Забегая вперед скажу, что победили приезжие (кто бы сомневался).
В общем, пропитавшиеся духом централизации и орднунга товарищи навели порядок железной рукой. Это так называемые реформы
Ездры. Создается однопартийная система монотеизм, политбюро совет мудрецов, идут репрессии классовых врагов нарушителей благочестия. Места остальным богам кроме Яхве не остается. Это, на минуточку, уже 582 г. до н. э. До похода Александра Македонского и повальной элинизации остается каких-то 250 лет.
8. Все эти нововведения оформлялись как "возврат к истокам". Мол, со времен золотого века забыли, ерундой маялись, и вот, мы тут возвращаемся к тому, что завещал великий Ленин бог Моисею.
9. Итак, вооруженные научным коммунизмом единобожием комиссары мудрецы навели тут однопартийную систему монотеизм. Экономика при этом по счастью не пострадала. Наоборот, получилось очень даже неплохо, как в современном Китае. Кроме прочего, моральный кодекс строителя коммунизма иудея был вполне успешен. Своих поддерживали, о вдовах и сиротах заботились. Приехавшие куда-нибудь в незнакомое место получали помощь. Ну, вот как сейчас ученые вполне себе имеют некоторую солидарность и постараются помочь товарищу - общее дело ведь делают. Причем как сейчас любой может стать ученым, главное отучиться и соответствовать, так и тогда любой мог стать евреем.
10. Полное идеологическое единообразие может быть только на кладбище. Поэтому в иудаизме началась дробление. Фракционная борьба: саддукеи, фарисеи, ессеи. Про свойства каждой фракции писал ещё Иосиф Флавий сравнивая их с понятными читателям греческими философскими течениями: саддукеи - это вроде как эпикурейцы, фарисеи - стоики, ессеи - пифагорейцы.
Кто там был за что и кто именно редиска, а кто прогрессивная сила, я лично запутался. Но факт в том, что иудаизм значительно продвинул философию. Например сам Аристотель писал, что встретил в палестине такого мудреца, что очень впечатлился. В итоге иудеи стали смотреть на другие религии, как сейчас ученые-материалисты смотрят на суеверия барабашек-полтергейстов. В лучшем случае пожмут плечами, а скорее воспримут как повод для презрения, троллинга и всего такого.
11. За это высокомерие и успешность евреев не любили. Миша рассказал сочный случай:
Как-то ехал из Израиля в Египет некий караван. Остановился потому что на дороге сидела ворона, и караванщики взялись гадать о будущем по тому как и что она там клевала. Тут проснулся еврей-лучник. Что происходит? Вот, птица. Тот ни слова не говоря натянул лук и влепил вороне стрелу в бошку. Ты чего?! Вы идиоты, говорит, если бы птица знала будущее, она бы не стала сидеть на дороге когда я тут еду. Как вы собираетесь выяснять будущее у глупой птицы? А ну поехали!
Ну как таких любить?
А ещё, эти мерзавцы объявили остальных пидорасами гомосексуальные отношения вне закона. До них что куда и кому сувать было сугубо частным делом. Ну женщины, например, делами заняты, забот невпроворот. Зачем их лишний раз напрягать? А тут, прикиньте, за обыкновенную практику смертная казнь! Вот как если у нас тут за справление нужды в кустах у обочины будут прям реально расстреливать или сажать в тюрьму. Народной любви евреям это тоже не прибавило.
12. При Птолемеях в Египте евреи находились на привилегированном положении. Обладали всеми правами и богатели. И в качестве особой милости имели право не учавствовать во всех этих языческих штучках, обязательных для всех граждан. У греков и римлян, религия была именно что гражданским общественным делом. Все эти “личное дело каждого” для них было новинкой. То есть, мутить в каких-то дополнительных тайных мистериях, это пожалуйста, но в официальных религиозных церемониях принимать участие извольте. Что евреям было совсем не в жилу. В итоге, евреи пользовались всеми правами, но гражданства не имели. И когда владычество Птолемеев завершились на высокотрагической ноте жизни и смерти царицы Клеопатры, в Египет пришла римская власть. Эти были поклонники юридического подхода. А ну покаж аусвайс! Нету? Ну, тогда ты не гражданин, а понаехавший. Какие такие привилегии? Ничего не знаем. Обнаруживаются документы тех времён где так и написано с зачеркиванием и вписыванием новой формулировки: “Такой-то такой-то, гражданин долгое время проживающий в городе таком-то.” В общем, хозяева жизни стали вторым сортом. Вот тут на них и отыгрались. Не сразу конечно, но первый еврейский погром произошел именно в Александрии через 70 лет после присоединения Египта к Римской империи.
13. Кончилось все это довольно печально. Сознание собственной крутизны и превосходства над другими входило в явное противоречие с реальностью. В итоге случилась попытка реформы, давшая миру Христианство, и произошла череда восстаний беспрецедентных по размаху и жестокости сторон. Сохранилось письмо некой римлянки своему сыну-солдату, где она пишет, мол, храни тебя боги, чтобы ты не попал в плен к этим ужасным евреям, где они могут тебя живьем зажарить. Насколько это было результатом пропаганды (той или другой стороны), это большой вопрос. Но факт, что кровь лилась рекой и ожесточение сторон было громадным. Причем война шла не только в самом Израиле. Диаспоры тоже выступили и были раздавлены. Часть евреев видела куда это ведет, так что выступали против. В итоге разгром был столь сокрушительным, что выжившим пришлось как-то объяснять самим себе, что это, черт побери, было. В итоге, современные религиозные евреи смотрят на строительство Израиля и видят повторение той истории (для них она куда ближе, чем для нас, скажем, Российская революция столетней давности). Мы их зовем предателями, но дело именно в том, что они отказались от сионизма именно в результате той катастрофы. Правда, они не замечают, что и по ихнему тоже вышла катастрофа та еще (я о Холокосте).