Начало
тут. Над всяким чиновником должен быть строгий контроль. Проблема в том, что контрольная функция возложена на таких же чиновников, которые в свою очередь, нуждаются веще большем контроле . Пирамиду контроля над контролерами можно строить до бесконечности, но принципиально проблема решена не будет. Системы перекрестного контроля тоже перестают работать, как только аппарат поражен коррупцией. А коррупция - это как сорняки на огороде - лезут отовсюду непрерывно, только успевай полоть. Единственный выход - осуществлять независимый контроль. Независимый контроль может осуществлять только общество. Нет, я не предлагаю упразднить следствие и суд, даровав обывателю право вешать на березах проворовавшихся чиновников (хот в переходный период так все и будет). Однако общество должно или встать раком перед государством, или стать коллективным товарищем Сталиным и
надзирать за чиновниками.
Теперь, как водится, перейду к конкретике, хоть и несколько издалека. Опять превращаюсь временно в Сталина, собираю в Кремле правительство в полном составе, включая руководителей около правительственных агентсв, служб и комитетов, верхушку парламента, армии, таможни, госстата, ростехнадзора, судей и т. д. Обвожу всех насупленным взглядом и толкаю речь: "Ох, сколько ж вас расплодилось, больших и важных начальников, а Москва-то не резиновая. Пора бы кой-кого и в Сибирь на ПМЖ". На этом месте я делаю длинную паузу, набивая трубочку и злорадно оглядывая предобморочные выражения на лицах министров, каждый из которых лихорадочно перебирает в памяти эпизоды своей трудовой деятельности, результатом которой стали нетрудовые доходы и припоминает статьи УК, квалифицирующих эти деяния.
Я тем временем, раскурив трубку, невозмутимо продолжаю: "Есть идея, товарищи, разгрузить Москву, передав функции столицы достойным губернским городам. Предлагаю перевести туда министерства и ведомства, оставив в первопрестольной только самые важные". Чтобы заглушить коллективный вздох облегчения, присутствующие поддерживают меня бурными аплодисментами. Каждый в душе уверен, что его контора уж точно самая важная.
- Вот скажите товарищ Балаболкин - обращаюсь я к председателю Верховного Совета, где у нас родина парламентаризма?
- В Питере… - неуверенно мямлит он - там Государственная Дума заседала при царе.
- Вот именно, товарищ Балаболкин, в Питере заседала при царе буржуазная Государственная Дума, а родина нашего, советского парламентаризма - город Иваново, где возник первый Совет. Туда вам и дорога.
- А вам, товарищ Шпаргалкин, как министру народного образования, от Сибири никак не отвертеться. Вас с радостью примет город Новосибирск, точнее, его пригород - Академгородок - авангард нашей научной мысли и кузница инноваций. Езжайте туда и куйте.
Шпаргалкин с трудом пытаясь скрыть на лице судороги отчаянья, подобострастно кивает.
- Думаю, товарищ Насосов, вы легко догадаетесь, какой город станет местом дислокации вашего министерства нефтяной промышленности.
- Тюмень?
- Ага, Тюмень - столица деревень. Считайте, что с сегодняшнего дня это официальная нефтяная столица России. У вас там и "Гипротюменьнефтегаз" под боком, и "Главтюменьгеофизика", и Нефтегазовый университет. Все это отобрано у буржуев, возвращено в собственность государства и ждет лишь твердой руки настоящего хозяина. Езжайте и твердо хозяйствуйте. Кстати, чтоб вам было не сильно скучно, Мингео и Мингазпром тоже можно вТюмень перебазировать. Хотя… не много ли там будет начальников на квадратный метр? Министр газовой промышленности, наверное, хочет быть поближе к голубой кладовой планеты - пусть он свое министерство перебазирует в Новый Уренгой.
-Но ведь Новый Уренгой - не губернский город - попытался слабо возразить газовый министр Метанов-Пропанов.
- Ну, это мы вмиг исправим, давайте уж заодно перенесем столицу Ямало-Ненецкого автономного округа из Салехарда в Уренгой. А министерству геологии лучше всего разместиться там, где ему работы непочатый край - в Якутии. Наши доблестные зеки как раз железную дорогу к городу подтягивают. Кстати, Путин с Чубайсом даже грамоты получили за успехи в соцсоревновании шпалоукладчиков. Для вас стараются, чтоб не на вездеходах по болотам вы прорывались в свою новую резиденцию, в комфортабельных купейных вагонах ехали, чаек попиваючи.
Ладно, оглашаю коротко кому куда: командование ВМФ отбывает в полном составе в Мурманск чтоб сподручнее было командовать нашим самым мощным флотом; министерство авиации перебазируется в Саратов - в авиационное сердце страны; министерству сельского хозяйства сам бог велел обживать Воронеж; минвнешторг обустраивается в Калининграде, Росприроднадзор пущай мотает в Иркутск - оттуда легче надзирать за чистотой Байкала, а то экологи шумят; минавтопром переезжает в Нижний Новгород; министерству рыбной промышленности самое место на Сахалине; минкульт, так и быть, пусть двигает в культурную столицу - в Питер. Минэнерго - в Красноярск, минлеспром - в Сыктывкар, министерство тяжелой промышленности, разумеется, отправится в Екатеринбург - Уралмаш надо поднимать, а Магнитка и Нижний Тагил у вас окажутся буквально под боком - не надо будет суровым челябинским мужикам в Москву мотаться бумажки подписывать. По той же причине министерство гражданского судостроения надлежит депортировать в Астрахань, чтобы наладили работу четырех судостроительных заводов.
- А кто же останется в Москве? - раздался чей-то писк с галерки.
- В Москве помимо МИДа останутся штаб-квартиры органов госбезопасности, МВД, Счетной палаты и генеральной прокуратуры. И пусть силовики под моим личным надзором соревнуются между собой, кто лучше борется с коррупцией. Проигравший отправится в Магадан - столицу ГУЛАГа обживать...
Спрашивается, зачем "размазывать" по стране правительство, ведь в этом случае оно, как исполнительный орган власти практически перестает существовать а глава правительства элементарно не может вызвать себе министра на доклад? Поясняю: правительство не может быть органом власти, реальные нити управления у АППАРАТА правительства. Кстати, та же самая ситуация была и в партии в 30-е годы - высший орган ВКП(б) - съезд, но он выполнял роль парадно-декоративную: собрались, заслушали доклад, похлопали оратору, дружно осудили врагов народа и столь же дружно проголосовали за список кандидатов в ЦК. Думаете, ЦК всем руководил? Нет, Пленум ЦК собирался примерно раз в полгода. Гораздо большее значение имело Политбюро ЦК ВКП(б), куда входила самая макушка партийной верхушки.
Но и Политбюро по сути ничем не руководило, потому что решения Политбюро в подавляющем большинстве случаев вырабатывались путем персонального опроса членов этого органа. Члены получали документы, знакомились с ними и высказывали свое мнение. Полагаю, оно носило исключительно рекомендательный характер, поскольку де-юре Политбюро властными полномочиями не обладало. Те решения Политбюро, которые предполгалось наделить юридической силой, оформлялись в виде совместных решений партии и правительства. Поскольку большинство членов Политбюро были членами правительства, никакой сложности это не представлло. А вот чисто партийные междусобойчики были редкостью. Например, за весь 1939 г. Политбюро лишь дважды созывалось для очного обсуждения текущих вопросов. Вот тут мы и подходим к главному вопросу: кто же осуществлял непосредственное руководство компартией, кто формировал повестку дня заседаний Политбюро, кто рассылал опросные листы для высших партийных начальников, кто решал кадровые вопросы? Этим занимался аппарат - секретариат ЦК, который возглавлял генеральный секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили), который имел те же полномочия, что и другие пять секретарей ЦК, то есть в партии было коллегиальное руководство, и никакого единоличного лидера не существовало. Авторитет Сталина, как верховного вождя, носил неформальный характер, а реальное управление партией осуществлял возглавляемый им аппарат.
То же самое и в правительстве - проекты решений вырабатывает аппарат, вся информация стекается туда же, министры могут владеть ситуацией каждый на своем участке работы, но даже все вместе они не способны руководить страной, если у них нет аппарата. У них его и не будет, аппарат контролирует глава правительства, глава дает распоряжения министрам, а аппарат контролирует, как они исполняются. Председатель правительства при всем желании не способен проконтролировать работу десятков министерств, комитетов, агентств, палат и прочих привластных структур. Так что рассредоточение по стране министерств и ведомств нисколько не затруднит управление, а для официального заседания кабинета пару раз за год министров можно собрать вместе, главное известить их за сутки до мероприятия, чтоб успели авиабилеты забронировать.
Смысл же в распылении высших чиновников по стране очевиден - элитарии не должны кучковаться, не должны образовывать неформальные группировки, рублевские анклавы,
кооперативы "Озеро", не должно появляться закрытых школ для начальственных деток. Еще лучше, если между ними вообще не будет возникать никаких личных, а тем более, родственных (через браки детей) отношений. Сейчас министры могут запросто затусоваться на даче и порешать в бане под пивко вопросы к общей для себя выгоде, заручившись гарантией неприкосновенности со стороны прокурорских боссов, бывающих в той же баньке. Элита, размываясь, географически утрачивает те лоббистские способности, какие она имела в столице, представляя собой громадную, инертную серую безликую массу, скрепленную тысячами неформальных уз. Ну и, разумеется, контролировать больших начальников легче, когда они по-отдельности.
Но не это главное, рассредоточение власти нужно лишь как повод для следующего удара по бюрократии. Товарищ Сталин в Москве, как глава правительства, издает директиву о полном переводе всего документооборота в электронную форму, что обосновываетс невозможностью поддерживать между инстанциями связь традиционным способом. Это наносит страшный удар по коррупции. Дело в том, что электронный документооборот полностью исключает возможность состряпать документ задним числом, что колоссально затрудняет воровство. А еще не надо будет осуществлять в ходе следственных действий выемку документов. Любой следователь просто скачает с базы данных нужный массив документов и приобщит к делу. Уничтожить компрометирующие документы тоже будет невозможно.
Помню, однажды прокуратура начала уголовное преследование мэра города Н, против которого я работал. Повод был довольно смешной - нецелевое расходование средств резервного фонда главы города на каких-то вшивые пять миллионов рублей. Уголовное дело возбудили в пятницу под конец рабочего дня. Соответственно, следователи приехали делать выемку документов только в понедельник ближе к обеду. Толку от этого было мало, потому что два выходных мэрия работала в авральном режиме все 48 часов, я сам наблюдал, как окна во многих кабинетах горели в пятом часу утра. Как потом шутил один мелкий клерк из бухгалтерии, за эти два дня бумаги израсходовали столько же, сколько за полгода. Компрометирующие документы были уничтожены и заменены новоделами, либо "утрачены". Конечно, финансовые хвосты "нецелевых" утечек денег скрыть довольно сложно, но и мэр не лыком шит. Банк, через который он отмывал деньги, в котором находились на обслуживании все подконтрольные муниципалитету организации, принадлежал… ну, не трудно догадаться, самому же мэру, и банк этот мало того, что в течении выходных вдруг сменил юридический адрес и виртуально переехал в Москву, так еще и поспешно слился с другим банком, сменив название. Короче следователям, чтобы затребовать вещдоки, пришлось вести переписку с различными ведомствами несколько месяцев. Разумеется, прокуратура больше года прессовала мэра не ради торжества законности, а исключительно с целью подоить с него бабла. После того, как его выжали, он получил три года условно и спокойно живет сейчас в своей вилле в Краснодарском крае. Суть в том, что даже если бы прокурорские реально взялись расследовать мэрские финансовые художества, получить доступ к документам даже такому могущественному ведомству довольно затруднительно.
После того, как все учреждения переведены на электронный документооборот, нужно нанести окончательный удар коррупции - открыть свободный доступ ко всей чиновничьей переписке. Каким бы немыслимым это не казалось сегодня, ничего невозможного в этом нет. Все, что является секретным, пусть таковым остается, но что-либо засекретить в работе министерства сельского хозяйства или министерства культуры невозможно. Ничего секретного нет в компетенции местных органов власти и региональных правительств. Даже министерство обороны свободно может придать гласности всю информацию, касающуюся хозяйственной деятельности. В этом случае любой гражданин может посидеть полдня в Интернете и раскрыть парочку преступлений. Я нисколько не преувеличиваю. Вот конкретный пример: ознакомившись с
годовым отчетом ОАО "Тюменская ярмарка", я написал
заметку, которую с очень большими купюрами напечатал правдокопательский интернет-ресурс
Правда УРФО. Попридержала значительную часть компромата редакция вовсе не из страха, а с расчетом склонить эту воровскую лавочку к сотрудничеству: мол, разместите у нас рекламу на мильён, а мы про вас больше ничего гадкого писать не будем. Но суть в другом: публичный доступ к информации делает абсолютно невозможным скрыть воровство.
Если вам лень читать материал по ссылке, коротко излагаю: в Тюмени в фактическом распоряжении чиновников регионального правительства находится огромный Выставочный комплекс (формально принадлежит мэрии областного центра), в котором проходят коммерческие отраслевые выставки и ярмарки, пользующиеся большой популярностью. При этом чистая прибыль принадлежащего казне ОАО "Тюменская ярмарка", чистые активы которого составляют 164 млн. руб., составляет всего 2,8 млн. руб. Для сравнения: один мой знакомый, владеющий уличной шашлычной и кафе в бойком месте, хвастался, что за год "срубил чистоганом почти два ляма". Даже если он все 100% прибыли положил себе в карман, претензий к нему нет, он же частник. А вот то, что директор казенной "Тюменской ярмарки", принеся формальный доход бюджету 2,8 млн. руб., (в бюджет, разумеется, эти деньги не попадают), получил зарплату в 2,5 млн. руб., это уже вызывает недоумение - почему дерьмовый менеджер получает зарплату такую же, как губернатор?
Но дело тут даже не в том, что чисто коммерческим предприятием распоряжаются чиновники, превратив его в синекуру для "своих". Просто из отчета следует, что годовая выручка фирмы не превышает 77 млн. руб. Между тем, зная стоимость аренды выставочных полощадей и количество участников, заплативших регистрационные сборы (полный список их в каталогах выставок) вполне можно прикинуть, что только по этим статьям выручка "Тюменской ярмарки" превысит 150 миллионов. Специалисты же оценивают потенциал предприятия в 500 млн. руб. годовой выручки. В любом случае факт налицо: десятки миллионов рублей проходят мимо кассы и оседают в чьих-то карманах. Для того, чтобы это установить, не надо проводить никаких сложных оперативных мероприятий, достаточно просто полистать официальные отчеты и каталоги.
Почему прокуратура не проявляет интереса к явному воровству, понятно, ведь директор АО
Эдуард Бакиев - шестерка губернатора Якушева, они вместе в вузе учились, потом вместе рейдерством занимались, так что эта гнида неприкасаемая, может воровать хоть миллиардами, "государево око" в отношении него всегда зажмурено. Я этот пример привел лишь затем, чтобы показать, что раскрыть хищение в особо крупном размере можно за полдня, но лишь в том случае, если есть доступ к информации. Кто владеет информацией - тот и имеет власть.
А теперь представьте, что в открытом доступе появилась весь массив документов, касающийся расходования бюджетных средств. Мне, например, очень интересно узнать, кто конкретно украл 575 миллионов, отпущенных из федерального и областного бюджета на строительство второй очереди тюменского технопарка. Первую очередь "построили" очень даже "эффективно" - разогнали детские творческие коллективы из ДК "Геолог", сделали там евроремонт, повесили вывеску на английском языке и отчитались, что "инновационный кластер экономики" в Тюменской области создан. А вот со второй очередью технопарка все гораздо мутнее. Все, что есть - вот
эта картинка, и бодрые отчеты, что строительство начато, идет, будет продолжено в следующем году и завершено в 2012 г. Ага, завершили… На месте технопарка с яхтклубом, гостиницами, университетом и библиотекой до сих пор камыши шумят. Главный менеджер проекта заместитель губернатора
Серега Дегтярь повышен - он теперь федеральный инспектор по Тюменской области, зорко следит, чтобы чиновники исправно работали, ога, ога.
Кстати, случай с технопарком примечателен тем, что украсть умудрились дважды - сначала украли упомянутые 575 млн. руб., а потом, когда Счетная палата РФ установила, что денежки спиздили, а ничего не сделали, чиновники, не долго думая, спиздили из текущего бюджета области 261 млн. руб. и вернули их в федеральную казну. На выходе, как я и сказал, только футуристическая картинка, да и ту из клипарта выдернули. Но это всего лишь информация из открытых источников - то, что чиновники не боятся публиковать, а куда утекли денежки, я вам смогу рассказать только тогда, когда возглавлю тюменскую ВЧК. А вот ежели б весь документооборот областного правительства имелся в открытом доступе, вопрос был бы прояснен за пару часов. Не родился еще такой коррупционер, который бы смог так замести следы, чтоб я его не раскусил.
Но информация только тогда власть, когда ею можно распорядиться. Сейчас я, зная массу подробностей о многомиллиардном воровстве чиновников, даже имея на руках копии документов, изобличающих воровство, ничего не могу сделать, поскольку менты, гэбня, и прокурорская шваль не борются с коррупцией, а кормятся с нее (как - описано выше). Поэтому даже получив от меня ценную информацию, они вежливо меня поблагодарят, и тут же отправятся к Якушеву, Дегтярю или Бакиеву ставить их на бабки. Тем, соответственно, придется воровать еще больше, но правоохранительные пидорасы отнесутся к этому с пониманием, ведь чиновники воруют для того, чтобы поделиться с ними. А мне они пришлют отписочку, что по моем заявлению проведена проверка, факты не подтвердились. У меня этими мусорскими отписками можно стены оклеивать вместо обоев
Так вот, я, как товарищ Сталин, решаю вопрос с гражданской активностью радикально - закрепляю за гражданами право на возбуждение уголовного дела в отношении чиновников. То есть любой гражданин может собрать доказательства преступлений, совершаемых чиновником и потребовать, чтобы прокуратура провела следствие по всей форме. Поскольку весь документооборот ведется в электронной форме, то я, товарищ Сталин, могу за пять минут получить статистику, сколько жители Мухосранской губении возбудили уголовных дел в отношении чиновников и сколько из них прокуратура смогла довести до суда. Если мало - гнать прокурора в шею! А еще очень важным показателем будет отношение уголовных дел, возбужденных по завлениям граждан в отношении чиновников к уголовным делам, инициированным на основании прокурорских проверок. Если вторых меньше, чем первых - гнать прокурора в шею, поскольку он пассивно работает. Заодно неплохо бы сделать так, чтобы менты и прокуроры конкурировали между собой. То есть, допустим, кто-то из граждан изучил отчетность ОАО "Тюменская ярмарка" возбудил уголовное делопроизводство в отношении Бакиева (он, конечно, не чиновник, но лицо, аффилированное), а прокуратура решила дело замять. Не беда, гражданин вновь инициирует преследование преступника по линии МВД, и если менты доводят дело до обвинительного приговора в суде, то прокурор области АВТОМАТИЧЕСКИ теряет пост и проходит строгую проверку: если в его действиях усмотрено несоответствие занимаемой должности - изгоняется со службы. А если усмотрен преступный сговор - тут уж не обессуть, дружок, лет 10 на северном курорте проведешь.
Одно дело, когда прокурор покрывает коррупцию, пользуясь своим положением над законом, и совсем другое дело, когда любая его ошибка может стать фатальной. Если все действия чиновника оставляют несмываемый электронный шлейф, то он не может быть уверен в своей неприкосновенности. Да, сейчас он купил всех, заручился поддержкой на самом верху, но если слетит его покровитель, то даже делишки 10-летней давности тут же всплывут и утянут его на дно. То есть 37-ой год должен длиться непрерывно без перерывов на обед.
Когда я высказывал подобные идеи, быдлообыватели тут же возражали мне, что наш народ слишком труслив, чтоб какие-то там граждане осмелились воевать с системой. Мол, все наберут в рот воды и будут помалкивать, только идиоты готовы рисковать своей шкурой ради справедливости. Признаю, быдло трусливо. Но нам достаточно идейных 5% населения, чтобы загнать коррупцию на нары, а еще лучше под нары возле параши. Но о быдлообывателях забывать не стоит, надо тоже втягивать их в процесс. За идею они биться не станут, а вот за деньги… Короче, мудрый товарищ Сталин выдвигает новую инициативу - материально поощрять стукачей бдительных товарищей. Скажем, если по инициированному гражданином уголовному делу вскрылось мелкое хищение в размере ста миллионов рублей, он имеет право на поощрение в размере 1% от этой суммы. Что, обезьянки, оживились? О, да, не сомневаюсь, что отныне тысячи охочих до денег трусов тут же осмелеют и будут следить за каждым шагом какого-нибудь чиновника, ожидая, когда же он накосячит, чтобы успеть первым слить компромат в органы.
Разве обыватель при этом чем-то рискует? Да ничем. А получить миллион за стук ой как хотца! Я уже знаю, что вы мне возразите: мол, при такой системе быть чиновником будет мало того что материально невыгодно (все привилегии отменены), но еще и смертельно опасно , а следовательно, никто на госслужбу не пойдет. Отвечаю: всякого рода мразота не пойдет туда, где нет возможности воровать, бездельничать и при этом высокий уровень ответственности, но это просто прекрасно! Во власть пойдут только смелые и идейные люди - те самые 5% морально здоровых и умственно полноценных. Их с лихвой хватит для того, чтобы сформировать новую элиту и еще будет пятикратный кадровый резерв, если кто-то все же окажется профнепригоден или не чист на руку.
Многомиллионная армия добровольных (и даже материально мотивированных) общественных контролеров власти - единственный способ уберечь элиту от быстрого морального разложения. Этого КОЛЛЕКТИВНОГО СТАЛИНА невозможно убить, запугать и подкупить. Ну просто физически нереально. Допустим, я приду к Бакиеву и скажу: дай мне сто тыщ на лапу и я больше не буду писать о твоих делишках у себя в ЖЖ. Допустим, он мне даст. Но завтра к нему явится с тем же предложением еще 30 блоггеров, которые мониторят его баблоотмывочную шрашку. На всех у него просто денег не хватит. Но в любом случае найдется 31-й блогер, который решит, что государственная премия за разоблачение коррупционера будет больше, чем 100 тыс. руб. и инициирует уголовное преследование ворюги. Противопоставить гражданской активности власть ничего не может в принципе. По мере развития системы гражданского контроля многие контролирующее-надзорные органы следует начисто упразднить. Зачем государству содержать контрольно-ревизионные управления, счетные палаты, ОБЭПы, налоговые инспекции и межведомственные антикоррупционные комитеты, если сотни тысяч добровольных и неподкупных гражданских контролеров держат госаппарат под пристрастным наблюдением 24 часа в сутки, а милиция и прокуратура борются между собой за право вести расследование в отншении коррупционеров?
Когда я писал
серию статей о коррупции, многие комментаторы писали, что это все фигня, мол, в Сингапуре коррупцию победили без всякой революции и гражданской войны. Хоть комментарии эти были в массе своей шаблонные и тупые, поскольку оставляли их в основном упоротые либерасты, но тему я все-таки погуглил. Собственно, все что я написал выше, никоим образом не противоречит сингапурской практике, а в некоторых случаях даже усовершенствует их опыт (например, если в Сингапуре просто платят очень высокую зарплату чиновникам, то я предлагаю ввести бонусную систему, когда бонус госслужащий получает только после ухода с должности в случае беспорочной службы). Но схема остается точно такой же:
- Политическая воля к борьбе с коррупцией сверху (нео-Сталин в Кремле, элита, рекрутируемая из идейных 5% населения);
- Развитая система гражданского контроля снизу (поощрение стукачества);
- Прозрачность в работе госорганов, причем я предлагаю эту прозрачность довести до абсолюта через перевод всего документооборота в электронную форму с публичным доступом (в помощь павликам морозовым);
- Лишение представителей власти каких-либо преимуществ перед остальными гражданами (уничтожение системы привилегий, как феодального пережитка);
- Равенство всех перед законом (лишение элиты фактического уголовного иммунитета).
Кто-то хочет что-то возразить хоть по одному из этих пунктов? (Продолжение следует)
Порекомендуйте друзьям в Моём Мире@Mail.Ru Поделитесь ссылкой ВКонтакте Разместите в Tвиттере