Пока глухие поют, дурдом голосует за Путина

Nov 21, 2011 13:35

image Click to view


10 лет назад я некоторое время работал на радио. Прямо напротив моего кабинета находилась эфирная "Красной Армии" (крупнейшая в России региональная радиосеть), откуда и шло вешание. Часто мне приходилось слышать через открытые двери примерно такой диалог:
       -  Здравствуйте, меня зовут Маша. У моей лучшей подруги Нюры сегодня день рождения. Пожалуйста, поставьте ей в подарок песню Цоя "Мы хотим танцевать".
       - Нет, Маша, к сожалению, мы не можем поставить Цоя. Давай поставим Нюре Галкина.
       - Но это же отстой!
       - Ну, тогда давай включим песню Киркорова "Зайка моя".
       - Нет, уж лучше Галкина.
       - Отлично! Маша, оставайся на линии, через 15 секунд мы будем в эфире, ты поздравляешь Нюру и просишь поставить ей хорошую, душевную песню.
       Это называется формат. Все, что неформат, не имеет право на существование, потому что хоть одна неформатная песня в эфире может привести к тому, что радиослушатель переключится на другую волну, например, на "Шансон", и в итоге рекламодатель понесет свои денежки именно туда. То есть в FM-диапазоне могут звучать только раскрученные, популярные песни, а раскрученными и популярными песнями будут только те, что звучат в эфире. До того, как попал на радио, я понятия не имел, где у этого замкнутого круга начало, и есть ли оно вообще. Оказывалось, оно есть, и даже имеет четкие географические координаты - кабинет №14 на 5-м этаже без вывески. Там сидел программный директор А., который определял, какие музыкальные композиции  попадут в эфирную ротацию и составлял плей-лист. Хитрость состояла в том, что определить, какая очередная "Зайка моя" будет  хитом надо еще до того, как песня станет известной, популярной и раскрученной, потому что как только она таковой станет, она уже надоест обывателю и он начнет переключать приемник в поисках чего-нибудь свеженького. В результате рекламные денежки уходят к конкурентам.
       Фактически работа программного директора состояла в том, чтобы нутром почуять, что будет "пипл хвавать" в ближайшую неделю, а чем он уже "нахавался". Учитывая, что погоду делает всего десяток FМ-радиостанций ("Европа плюс", "Русское радио", "Авторадио", "Шансон", "Юмор-FM" и т.д.) можно с уверенностью говорить о том, что музыкальные вкусы десятков миллионов людей формировали 10 программных директоров ведущих станций. Ну а как же музыкальные продюсеры, которые мнят о себе, что они властители дум и открыватели звезд? На самом деле, они всего лишь подстраиваются под вкусы публики, подлаживаются под радиоформат и стараются выдать на гора продукт, который "схавает пипл", чьи вкусы уже отфарматированы развлекательным радио. Таким образом поп-культура быстро и неуклонно деградирует до уровня поющих трусов. На ТВ та же бодяга, только трусы короче, а ноги длиннее.
       Неформатная музыка, конечно, продолжает существовать, и даже находит своего потребителя, но проклятый формат и тут все портит, потому что свой формат есть и у неформата. Однажды мой знакомый музыкант Евгений Кокорин (раньше играл в "Инструкции по выживанию" и "Гражданской обороне"), лидер группы "Чернозем", принес на НЕформатную московскую станцию свой альбом, признанный каким-то авторитетным контр-культурным журналом лучшим панк-альбомом 2002 года. Встретили его очень любезно и даже налили чайку. Прослушав лучший альбом года, программный директор изрек вердикт: "Неформат". И даже любезно пояснил: песни без припева - неформат. Песни, длиннее 4 минут - неформат. Песня, где есть слово "звездец" - неформат, потому что кому-то здесь послышится "пиздец". Песня, где есть слова "кухонные Чегевары" - неформат, потому что имеет политический душок, а песня про любовь, где упоминаются школьные парты, вообще жуткий неформат, ибо попахивает педофилией. "Следовательно, - резюмировал программный директор, - Ваш формат абсолютно не подходит под нашу НЕформатную радиостанцию".
       Короче, с одной стороны давит попсовый формат, с другой - антипопсовый НЕформат. Куды податься непризнанной звезде панк-рока и рэпа? К счастью, времена засилия FM-фашизма, как окрестил эту систему известный андеграундный деятель Ник Рок-н-Ролл, проходят, и убивает ее Интернет, который открывает дорогу всему тому, что называется искусством. Конечно, в Сети такое же обилие поющих трусов, но если на ТВ и в радиоэфире трусы заполнили все и вся, то вытеснить из Интернета неформат они не в состоянии. Более того, именно благодаря всемирной паутине, некоммерческое искусство получает возможность не только существовать, но и порой выходит, что называется, на широкую аудиторию без помощи продюсеров-гомосеков и каких-либо баблозатрат. Механизм этого продвижения - вирусный эффект. Суть его в том, что каждый, рекомендущий друзьям, знакомым и незнакомым людям посмотреть клип и послушать песню, является программным директором для 69 миллионов интернет-пользователей в стране.
       Недавно я, уж и не помню по чьей наводке, наткнулся на очень хороший клип, снятый Владимиром Шевельковым (актер, который играл в "Гардемаринах", популярном фильме конца 80-х) при участии глухонемых ребят из студии жестового пения. Клип мне очень понравился во многом именно тем, что ни малейшей претензии на формат в нем нет. Вот я его и разместил у себя в ЖЖ. Если у меня шесть тысяч с чем-то френдов, и хотя бы треть из них клип постмотрит, а каждому третьему из посмотревших он понравится, да потом еще каждый десятый из тех, кому понравилось, каким-либо образом рекомендует ролик своим френдам, а те своим, то его аудитория благодаря этому вирусному эффекту теоретически может возрастать до тех пор, пока не охватит всю многомиллионную интернет-тусовку. На практике этого, конечно, не произойдет, но все равно, авторам произведения будет приятно. Надеюсь, и вам тоже. Красиво поют, хоть и глухонемые. Аж слеза прошибает.
       Меня, конечно, вирусный эффет интересует в чисто утилитарном аспекте. Например, от чего зависит скорость распространения информационного вируса, и можно ли ее каким-либо способом ускорить, а тем самым и расширить охваченную аудиторию? Причем, вопрос этот интересует не одного меня. Недавно одна очень солидная международная организация предложила мне поучаствовать в исследовательском проекте по изучению русской блогосферы. Не знаю, по каким критериям они сочли меня "одним из 30 наиболее политически мотивированных блогеров Рунета" (так это звучит в буквальном переводе с английского), но суть предложения в следующем: всем участникам проекта предлагается разместить у себя в блоге ссылку на некий политический ролик (ролик один, но адрес каждый топикстартер дает свой), после чего по многим параметрам замеряется эффект "кругов на воде". Потом все "политически мотивированные блогеры", участвующие в проекте, должны одновременно дать у себя в постах ссылку на один и тот же контент, чтобы экспериментаторы могли замерить синергетический эффект от такого вброса. Ну, не иначе твиттерную революцию готовят, хе-хе.
       Ролики мне не понравились - какое-то оранжевое говно про то, что все, кому дорога свобода и демократия, должны сплотиться и свергнуть тоталитарных кремлевских гоблинов. Я, конечно, с радостью их свергну, но не ради же ебучей демократии? Поэтому я вежливо послал международных исследователей нах, отписав, что мне органически чужды идеалы ихнего либерализма.
       Но идея мне понравилась. Поэтому я решил поддержать другой проект. Екатеринбургская группа "Рабфак" записала самый смешной клип из всех, какие я видел за последние годы - "Наш дурдом голосует за Путина", а анформагенство "Ура.ру" предложило всем интернет-пользователям дружно проголосовать за то, чтобы эта песня поехала на "Евровидение". Смотрим, наслаждаемся неформатнной политической сатирой, голосуем здесь, а оранжевые клипейкеры пусть поучатся работать у безбашенных уральских парней.

image Click to view


Порекомендуйте друзьям в Моём Мире@Mail.Ru   Поделитесь ссылкой ВКонтакте   Разместите в Tвиттере

Путин, попса, музыка, рэп

Previous post Next post
Up