2023 год стал урожайным по числу политзеков в России. Общество «Мемориал», отмечает рост числа лиц, преследуемых по политическим мотивам, на 75%. По этому году итоговой статистики пока нет, но тенденция к усилению гонений за «неправильные» взгляды налицо. Если на 1 января число узников совести оценивалось в 213 человек, то за восемь месяцев текущего года их количество возросло до 337. Это так называемый общий список политзаключенных, в которой попадают лица, преследуемые за политическую, общественную, антивоенную деятельность или преследуемые журналисты и блогеры, совершившие «мыслепреступления».
Отдельной строкой фиксируются страдальцы за веру. Преследуемых по религиозным мотивам- 431 человек. В обоих случаях «Мемориал» учитывает только тех, кто получил реальные сроки и содержится за решеткой в текущий момент. Те, кто отделался штрафом или находится под следствием на свободе, список жертв не пополняют.
Любопытна тенденция: если за прошлый год на религиозной почве репрессиям были подвергнуты 75 человек, то за восемь месяцев текущего года прирост составил всего 8. Очевидно, что карательные органы не в состоянии резко наращивать входящий в мясорубку путлага трафик. Поэтому они, реагируя на генеральную линию партии, вынуждены концентрировать свои усилия на наиболее актуальном направлении. Сегодня это защита армии от фейков и дискредитации.
Дело вовсе не в гуманизме системы, а в громоздкости процедур уголовного производства. Обыватель плохо представляет себе объемы бумажной работы, необходимой для того, чтобы упечь за решетку одного политзека. Вот у меня, например, на пару абзацев крамольного теста следствие выдало нагора аж девять томов уголовного дела страниц по 200 в каждом. Целая оперативно-следственная бригада при поддержке экспертов несколько месяцев работала в поте лица. То ли дело у воришек или наркосбытчиков - все дело порой умещается в сотню страниц, да и суд почти всегда проходит в особом порядке, когда обвиняемый признает вину и тут же получает приговор. Тут конвейер отлажен.
Если вас не очень впечатляет общее число политзеков от «Мемориала» в 635 человек, то надо иметь в виду, что мемориальцы каждое дело исследуют отдельно, и лишь в том случае, если есть доступ к достаточному объему данных. Это список, так сказать, высшей пробы. В него не включаются лица, которые реально совершали или покушались на преступления террористического/экстремистского характера, даже если мотивы у них носили политический характер. Наконец, «Мемориал» не считает шесть новых регионов российскими, а там ныне происходит активная охота на проукраинскую «пятую колонну». Поэтому, кстати, наибольшая концентрация «врагов народа» приходится на Ростов, куда их часто вывозят с оккупированных областей.
Более обширные данные по политическим репрессиям можно почерпнуть из интерактивной карты
Архипелаг ФСИН, совместного проекта «Настоящего времени» и
Скат media. На сегодняшний день на ней зафиксировано 1255 политзаключенных. Годовой прирост - на треть.
Казалось бы, число все еще не столь велико, можно каждому оказать посильную помощь. Но ни «оппозиционные» лидеры, ни всякого рода международные фонды этому вопросу внимания не уделяют за редким исключением. Вокруг них вьется большое количеств пираний, рвущих финансы в свою пользу и тратящих гранты на всякую хуету вроде фабрик эльфов или тупейшую пропаганду в соцсетях. Вот такая у них происходит «борьба с режимом» без отрыва жопы от уютного дивана. А спасение утопающих, то бишь попавших в лапы карателей, остается делом самих утопающих, их родных и редких энтузиастов.
Один из них - бывший политузник Владимир Акименков, за 11 лет собравший на нужды политзаключеных и их семей свыше 38 млн руб. Что вызывает особую уважуху, он поддерживает сидельцев в регионах - тех, кто не принадлежит к московской тусовочке, чьи имена не на слуху. Сейчас Владимир проводит традиционный предновогодний сбор. Желающие внести реальный вклад в борьбу с режимом -
присоединяйтесь!