Начало
здесь. Разберем миф о батуринской резне, которую он ставит в один ряд с бучанской. В украинской псевдоисторической мифологии этот эпизод Северной войны начала XVIII века выглядит так: проклятые москали, дескать начали грабить украинское государство, притеснять украинцев, изгонять их из городов и творить всяческие непотребства. Понятно, что никакого украинского государства не существовало, но давайте снисходительно относиться к идиотам (ведь речь об украинских историках). Соответственно, Украина вынуждена была вступить с Московией в войну, взяв в союзники Швецию. Альтернативно одаренные товарищи даже называют коалицию украинско-шведским войском. Только шведам об этом не говорите, ладно, а то они удивленно спросят, почему три тысячи казаков-мазепинцев так и не приняли участия в судьбоносном полтавском сражении?
Царь Петр, дескать, был в ярости и приказал князю Меньшикову покарать свободолюбивых украинцев. Последний подошел к украинской столице (нет, не к Киеву, как можно было подумать, а к небольшому городку Батурину, где располагалась ставка гетмана Мазепы). Русские войска взяли ее штурмом, сожгли дотла, после чего учинили резню, истребив поголовно защитников города и местное население. Зачем? Якобы чтоб запугать свободолюбивых украинцев. Конечно, живописуются все виды зверств, которые только может породить больное сознание - распятия, четвертования, колесования, утопление в колодцах, сожжение живьем, сдирание заживо шкуры... Итог - 15 тысяч трупов.
Поскольку тут речь об истории, давайте я вас научу выводить на чистую воду пропагандонов, любящих всякого рода фантазии выдавать за факты, да еще и общеизвестные и всеми признаваемые, что автоматом как бы переводит сомневающегося (то есть мыслящего) человека в разряд фриков, маргиналов, конспирологов и иуд-нацпредателей. Есть такая волшебная фраза, которая буквально лишает брехунов дара речи. Запоминайте ее: «Будте любезны назвать первоисточники ваших данных». Первоисточник - это такое слово, которое любого украинского «историка» способно довести до кондрашки.
Так что же стало первоисточником широко разошедшейся легенды о батуринской резне? Им является так называемая «История русов или Малой России», впервые напечатанная на польском языке в 1839 г. - анонимная рукопись, попавшая в широкий обиход в XIX веке. Жанр ее деликатно определяется как «политический памфлет». Ну, если называть вещи своими именами - пропаганда. Понятно, что пропагандистская фальшивка замаскирована под некий историографический труд и содержит большой пласт фактической информации, но перемежаемой байками, городскими легендами и прочими мистификациями.
Украинские историки XIX века считали «Историю русов» недостоверным источником, а Николай Костомаров даже каялся: «Мне значительно повредило доверие, оказанное таким мутным источником, как «История русов». Он же и объяснял, почему источнику не стоит доверять: долгие годы сочинение ходило по рукам и переписывалось, причем каждый переписчик волен был вносить туда какие угодно изменения сообразно своим взглядам. Но главная претензия Костомарова заключалась в том, что эта писанина «производила вредное в научном отношении влияние, потому что распространяла ложные воззрения на прошлое Малороссии».
Даже современные историки стесняются указывать «Историю русов» в качестве пруфа, хотя официально она канонизирована, как «Выдающийся образец украинской национально-политической мысли XVIII столетия». Это определение взято из работы историка Шевчука. Правда, он был литературоведом, то есть историком литературы, и потому содержательную часть произведения оценить не в силах, но какая разница.
Поскольку речь идет о событиях XVIII века, реальные события можно восстановить по дошедшим до нас документам той эпохи. Настоящим документам. В действительности гетман Мазепа совершил измену, переметнувшись к шведскому королю Карлу XII. Сделал он это обманным путем: объявил войску, что оно послано в рейд против шведов и привел его в ловушку. Когда казаков окружили шведы, Мазепа объявил о своем переходе к интервентам. Естественно, такой поворот был встречен казаками без восторга и те стали разбегаться от своего атамана при первом удобном случае. Поэтому через полгода вокруг него остались лишь три тысячи боевиков, значительная часть из которых являлась сердюками, то есть наемниками. Вот вам и ответ на вопрос, почему казаки не отметились в боевых действиях на стороне шведов - потому что считались крайне ненадежными.
Украинские историки нагло называют Мазепу союзником короля Карла, и тут даже не нужно прибегать к принципу историзма, достаточно элементарной логики: союз возможен только между субъектами, равными по статусу. Монарх мог быть союзником монарха. А Мазепа был слугой, сменившим своего господина.
Но вернемся в Батурин. Зачем вообще Мазепа бежал из своей ставки, да еще и увел войска? Ответ я дал выше: он не мог положиться на преданность казачества (собственно, никто и никогда не мог положиться на верность казаков - это признанные чемпионы мира по изменам, мятежам и стремительности переходов от одного сюзерена к другому). Поэтому Мазепа пытался заставить казаков подчиниться его воле, опираясь на шведские штыки. Далее он планировал укрепить свое положение, предложив королю Карлу в качестве зимней квартиры Батурин, в котором были собраны богатые склады продовольствия и военных припасов. Однако шведы проявили медлительность (вероятно, сказывалось недоверие к Мазепе), а к Батурину тем временем подошел князь Меньшиков с драгунами и пехотой.
Батуринский комендант полковник Чечиль, будучи участником мазепинского заговора, отказался впустить царских солдат в город. Более того, он насильно согнал в крепость жителей предместий и пожег их дома. Фактически население было взято в заложники. Меньшиков вместо того, чтобы штурмовать город, неделю вел переговоры с осажденными, увещевая их одуматься. И лишь 2 ноября, руководствуясь слухами о якобы спешащей на помощь Чечилю шведской армии, дал приказ о приступе. Штурм занял всего два часа, потому что, для многих казаков новость о том, что они теперь, оказываются, должны воевать за шведов, оказалась крайне неприятным сюрпризом. И они сопротивления Меньшикову не оказали. Воевали только сердюки, то есть наемники, в том числе иностранные. После взятия Батурина заводилы бунта были казнены, покаявшиеся помилованы, казачий полковник Нос вообще получил повышение.
Кстати, сегодняшняя украинская пропаганда рисует из Носа какого-то иуду вселенских масштабов - он, дескать, тайно провел московитов по секретному подземному ходу в неприступную батуринскую крепость, и только потому она пала. Ну, надо же как-то объяснить ту легкость, с которой Меньшиков взял цитадель, обороняемую шеститысячным войском.
Если даже пленных убивать не стали, за исключением заводил мятежа, то объясните мне, какой смысл был резать мирное население? Этого не следовало делать хотя бы по той простой причине, что местное население - это источник ресурсов для любой армии. Для устрашения? Допустим.
Вот какое грозное предупреждение лично царь Петр послал белоцерковскому полковнику, предупреждая о карах, которые обрушатся на него при ослушании: «Если же кто дерзнет сему нашему, великого государя, указу учинить непослушание и тех наших великороссийских людей впустить в замок не похощет, и с теми учинено будет по тому ж, как и в Батурине с сидящими, которые было ослушали нашего царского величества указу, в Батуринский замок наших великороссийских войск не впускали, но взяты от наших войск приступом; и которые противились побиты, а заводчикам из них учинена смертная казнь».
Если речь об устрашении, то чего стесняться-то - так и надо писать: мол, всех загеноцидим от мала до велика. Так же страшнее! Но нет, царь выражается предельно четко - побиты оказавшие сопротивление при штурме, а заводчики, то есть зачинщики мятежа - казнены. Понятно, что в ходе боевых действий, тем паче, в ходе штурма города, мирное население всегда попадает под раздачу. Только это никакого отношения к резне не имеет. И винить в том следует, скорее полковника Чечиля, что согнал население в крепость, где оно и оказалось на поле боя.
Но город-то москали сожгли? Давайте для начала разберемся, что такое город. Город Батурин состоял из деревянного замка (цитадели) и слобод, к нему примыкавших, где и обитала основная часть обывателей. Предместья сжег батуринский комендант Чечиль еще до подхода царских войск. Саму крепость Петр в своем приказе от 4 ноября предписывал князю Меньшикову оборонять, покуда будет к тому изыскана возможность. В противном случае государь повелевал замок со всеми припасами сжечь, а пушки вывезти, так как «когда в таком слабом городе такую артиллерию оставить, то шведы также легко могут взять, как и мы взяли».
В фортификационном отношении Батурин представлял очень слабую позицию. Поэтому Меньшиков без всяких колебаний крепость сжег, благо она была деревянной, а население разбежалось, что констатирует, например и украинский историк Александр Лазаревский. Последний, хоть и являлся украинофилом в политическом смысле, все же не опускался до пропагандонства, считая, что задача историка - устанавливать истину, а не сочинять мифы. Именно он, например, ввел в научный оборот универсал нового гетмана Ивана Скоропадского, выданный батуринскому атаману Данилу Харевскому, который разрешал жителям Батурина вновь селиться на старых местах. Датирован этот документ 22 декабря 1708 года. То есть спустя полтора месяца после того, как их вырезали поголовно, гетман дает разрешение им воскреснуть из мертвых и селиться на старых местах. Это нисколько не смущает скорбных умом укро-историков, тем более, тупых и наглых пропагандонов типа Портникова.
< Статистических данных о численности населения в 1708 г. нет, сохранилась лишь ревизская опись от 1666 г., в которой упоминается 365 мещанских дворов, и 679 человек, в них обитавших. Были еще и казачьи дворы, но их не считали, поскольку казаки дань не платили, их учет велся войсковым реестром. Но известно, что в 1654 г. в Батурине насчитывалось 360 казацких дворов. Следующая опись, которая изучена упоминавшимся выше историком Лазаревским и цитируется в его «Историческом очерке Батурина» относится к 1726 г.
В ней прямо указывается, что спустя 18 лет после описываемых событий в городе числилось 411 дворов «прежних жителей», то есть обитавших в Батурине до разорения 1708 г. Всего же в Батурине и близлежащих селах, согласно этой описи, насчитывается 526 дворов. Как видим «прежние жители» не только чудным образом воскресли после зверского убийства, но даже составляют подавляющее большинство местной общины.
А это вбивает осиновый кол в еще один любимый фейк украинских пропагандонов - о якобы насильственном замещении украинского населения пришлыми московитами и депортациях, которые якобы уготовил всем украинцам царь Петр. Тут мы тоже легко доберемся до первоисточника. Бежавший в шведский лагерь Мазепа, покинутый почти всеми казаками и опиравшийся в основном на наемников, энергично пытался вернуть себе власть над казацким войском. Его активность выразилась в написании и рассылке множества писем казацким старшинам, в которых он пугал их депортациями и живописал страшные картины батуринской резни. Информационные войны 300 лет назад велись примерно так.
Именно из этих агиток сам фейк о батуринском избиении перекочевал в анонимную «Историю русов» век спустя. Это объясняет, почему уважающие себя историки к этому источнику относились брезгливо и предпочитали работать с архивными документами, как Лазаревский, а не со слухами и страшилками, собранными анонимными компиляторами.
Однако бумага, как говорится, все стерпит. Ведь адепты украинства могут предположить, что те документы, на которые ссылаюсь я или Лазаревский - позднейшие фальшивки. Якобы состряпанные для того, чтобы скрыть следы кацапского геноцида. Ну, хорошо, тогда давайте отыщем неопровержимые материальные доказательства резни. Ведь если кровавый маньяк Меньшиков навалил 15 тысяч трупов
Эти тысячи тел должны быть захоронены на месте убийства. И не просто захоронены, а в братских могилах, потому что индивидуально копать каждому ямку на погосте, да еще и гроб колотить некому. Ведь всех же вырезали. С 1995 г. украинскими исследователями ведутся археологические раскопки в Батурине. Сколько массовых захоронений тел со следами насильственной смерти они отыскали? Ни одного за почти уже 30 лет. Поэтому археологи начинают творить ну просто совершеннейшую дичь - разрывают кладбища, раскладывают останки в гробы и выставляют их рядками в музее.
Но стоит нам обратиться к первоисточнику этой некрофилии, то есть к сухим отчетам археологов, то там содержатся примерно такие данные. Цитирую статью о батуринской резне в википедии: «В 2007-2009 годах экспедиция раскопала на кладбище Троицкого собора крепости 232 могилы; не менее 11 покойных были отнесены к жертвам 1708 года, в том числе это касается четырёх отрубленных голов, четырёх черепов с отбитой лицевой частью и двух черепов со следами ожогов».
5% тел имеют следы насильственной смерти. Для XVIII столетия это, наверное, мало даже в среднем. Но если говорить о бурных военных событиях 1708 г., то во время штурма крепости потери были у обеих сторон. И если, например, какому-то русскому офицеру во время рукопашной сердюк раскроил череп саблей, то его должны были похоронить на престижном кладбище у собора в отдельной могиле. И как теперь идентифицировать национальную принадлежность откопанного череп с отбитой лицевой частью - по каким признакам?
Что касается обожженных костей, так Батурин был деревянным городом, который частенько горел. Например, в 1655 г. выгорел почти полностью. Могли откопанные кости принадлежать именно к этому периоду? Четыре отрубленных головы тоже вписываются в контекст боевых действий: может, они принадлежали казненным мятежникам? В любом случае материальных подтверждений резни археологи не обнаружили, и укро-историки вынуждены заниматься привычным натягиванием совы на глобус.
Сегодня фейк о батуринской резне популяризируется помойными историками, пропагандонами типа Портникова, масс-медиа и, конечно, школой. Всякий украинский ребенок должен сбыть свято убежден, что извечная мечта москалей - вырезать его. Ну, а всякий, кто в этом сомневается - тот однозначно ворог, которого надо вырезать превентивно.
Например, жил в Киеве писатель и журналист Олесь Бузина, который со знанием дела перемалывал бред украинской исторической пропаганды, рассказывая украинцам о том, как их зомбируют. В итоге был в 2015 г. убит, а дело против подозреваемых в убийстве националистов развалилось. И это несмотря на то, что президент страны объявил о том, что берет расследование под личный контроль. Наверное, именно поэтому оно и развалилось.
Что в том деле самое примечательное. С осуждением убийства, соболезнованиями родным жертвы и требованиями всестороннего расследования выступили генсек ООН Пан Ги Мун, официальные представители ОБСЕ, США и РФ. Но в самой Украине не было никакого широкого общественного возмущения фактом убийства. Демонстрации протеста состоялись… в поддержку лиц, подозреваемых в убийстве. Именно они купались в море общественного сочувствия. Бузину же националисты травили при жизни и продолжили издеваться даже после смерти.
Зачем я об этом говорю? Чтобы показать, что деятельность таких пропагандонов как Портников, не так безобидна, как может показаться. Он не просто туповатый фрик, в промышленных масштабах тиражирующий пропагандонские фейки. Он - один из тех, кто превратил в зомби население целой страны. И это сыграло против самой Украины.
Приведу параллель, которая должна быть понятна еврею Портникову. Весь мир видел разницу в реакции общества на агрессию против своей страны: миллионы молодых и здоровых украинских хлопцев рванули к границе на выход 24 февраля 2022 г., а сейчас пушечное мясо для ВСУ приходится отлавливать по всем правилам загонной охоты; в то же время после 7 октября 2023 г. десятки тысяч резервистов со всего мира рванули в Израиль, чтоб встать в строй Цахал.
Тупые свидомые пиздоболы рассчитывали, что своей некрофильской зомбо-пропагандой воспитают из украинцев патриотов? Нет, ребята, это так не работает. Тупая пропаганда воспитывает тупых и трусливых зомби. Ненависть никогда не превращается в мужество. А если вы 30 лет формировали национальную идентичность украинцев на базе комплексов неполноценности, буквально упиваясь создаваемым вами образом терпилы-жертвы, то вы и воспитали агрессивных терпил, следующих поведенческим стереотипам жертвы.