Почему Ельцин спился

Oct 07, 2023 23:22



Начало здесь. Продолжаем разбор мифов, которыми обросли события октября 1993-го, ставшие поворотными для России.

МИФ №2. НАРОД ПОДДЕРЖИВАЛ «ПАРЛАМЕНТ» И РАЗРАБОТАННЫЙ ИМ ПРОЕКТ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ, А ЕЛЬЦИНА НЕНАВИДЕЛ ПОСЛЕ ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ, ПРОВЕДЕННОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ГАЙДАРА. Это даже не миф, а откровенная ложь. Именно Верховный Совет уже к началу 1993 г. утратил легитимность, то есть поддержку большинства населения, что красноречиво демонстрируют итоги апрельского референдума.

Предыстория такова. 1 ноября 1991 г. V Съезд народных депутатов РСФСР предоставил неимоверно популярному тогда Ельцину чрезвычайные полномочия с прямым президентским правлением на 13 месяцев для реформирования экономики. Смешно, но тогда считалось, что экономические реформыделаются быстро и просто - достаточно издать правильные распоряжения и предоставить все невидимой руке рыка. В течение данного периода вводился мораторий на выборы представительных и исполнительных государственных органов всех уровней, Ельцин получал право возглавлять правительство, издавать указы, имеющие силу законов в области экономической политики, назначать глав субъектов федерации до проведения выборов и решать самостоятельно вопросы реорганизации исполнительной власти. Проще говоря, Ельцин наделялся диктаторскими полномочиями.

С экономическими реформами, главным по которым был назначен председатель правительства Егор Гайдар, произошел полный обсер. Что не удивительно, учитывая личность главного реформатора. Кто такой был Егор Гайдар? Потомственный представитель советской элиты (деды - знаменитые писатели, папа - чиновник от пропаганды, выслуживший звание контр-адмирала, работая в газетах «Советский флот» и «Красная звезда»). Сам Егорушка, однако, талантами не блистал, его карьерным потолком стала должность редактора журнала «Коммунист» и экономического обозревателя в газете «Правда». И вот этот кабинетный экономист, всю жизнь занимавшийся пописыванием статеек, ни дня не руководивший даже колхозом или сберкассой, вдруг становится, благодаря знакомству с Ельциным, главой правительства, распорядителем находящейся в кризисе экономики (она ведь была почти вся государственная) и реформатором.

В общем, когда в декабре 1992 г. пришла пора подводить итоги реформ, депутаты констатировали следующее: кругом полный пиздец, промышленность душит кризис неплатежей, государство - банкрот, потребительские цены выросли в 26 раз, доходы населения упали более чем вдвое, вклады в Сбрбанке обесценились в 15 раз. Выступавший на Съезде народных депутатов с докладом о ходе реформ Гайдар имел вид побитой собаки.

Однако Ельцин хотел, чтобы Гайдар продолжил свои реформы в стиле «шоковой терапии» и 9 декабря выдвинул его кандидатуру на пост главы кабинета. Он был уверен в поддержке Съезда, поскольку несколько ранее предложил лидерам оппозиции сделку, согласно которой депутаты получают возможность согласовывать кандидатуры ключевых министров в правительстве, оставляя за президентом приоритет в назначении его председателя. Но одно дело - кулуарно порешать вопрос с несколькими авторитетными паханами, и совсем другое - убедить согласиться с этими условиями более тысячи нардепов, каждый из которых сам себе атаман. В итоге закон, расширяющий полномочия Верховного Совета, был принят, но за кандидатуру ельцинского главы правительства проголосовало 467 депутатов, против - 486.

На следующий день Ельцин, бывший в ярости от того, что его так нагло кинули, обрушился на депутатов с резкой критикой и потребовал проведения референдума о доверии себе и Съезду. В качестве демонстрации силы президент попытался сорвать заседание Съезда, призвав своих сторонников покинуть зал. Лишить его кворума не удалось, но депутаты в отместку тут же урезали полномочия президента. Наступил масштабный политический кризис, дополнивший кризис экономический.

В нормальной политической системе подобный конфликт - вещь совершенно обыденная. Обычно он разрешается через досрочные выборы парламента или отставку правительства. Подобные перезагрузки могут происходить до нескольких раз в год. Но в России-то в тот момент не было парламента, системы разделения властей и даже адекватной Конституции. Поэтому при посредничестве главы Конституционного суда Зорькина начались переговоры между Хасбулатовым и Ельциным. Решили, что Гайдара сливают, новый премьер будет компромиссной фигурой, президент сохраняет за собой диктаторские полномочия, а 11 апреля следующего года проходит референдум об основах Конституционного права.

Для разработки основного закона создавалась конституционная комиссия в составе 102 депутатов под председательством Ельцина, однако он работу комиссии игнорировал, ни разу не появившись на ее заседаниях. Новым премьером стал «крепкий хозяйственник» Черномырдин, фактически свернувший либеральные гайдаровские реформы, раздражавшие население и депутатов. Да, реформы были идиотскими и проводились идиотами, но еще хуже была их заморозка и возврат к масштабному субсидированию из госбюджета убыточных предприятий под лозунгами социальной защиты населения. Это не спасло умирающий госсектор, только растянуло его агонию. Включение печатного станка для финансирования дефицита бюджета, взявшего на себя непомерную социальную нагрузку, не дало возможности остановить инфляцию, которая в свою очередь обнуляла социальные подачки. Существенно вырос госдолг. В итоге черномырдинская политика привела к краху через пять лет, вылившись в болезненный дефолтный кризис 1998 г.

Конфронтация между депутатами и президентом тем временем возрастала. 20 марта 1993 г. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления страной». Однако после струхнул и опубликованный вскоре президентский указ «Об особом порядке управления до преодоления кризиса власти» оказался мягким, не соответствующим грозным заявлениям: Съезд и Верховный Совет не распускаются, полномочия народных депутатов сохраняются, однако любые решения, отменяющие или приостанавливающие распоряжения президента и правительства, объявляются «не имеющими юридической силы».

Верховный Совет в ответ созывает внеочередной Съезд, на котором ставится вопрос об отрешении Ельцина от власти. За отставку поголосовало 60% присутствующих, немного не добрав необходимых 2/3 голосов. В случае, если бы импичмент состоялся, у Ельцина уже был готов план по силовому разгону Съезда. Не добившись смещения президента, Съезд инициировал референдум по четырем вопросам: о доверии президенту, его экономической политике, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Как видим, вопрос о Конституции был уже благополучно замылен, каждая из сторон конфликта защищала свою власть. Итоги референдума оказались следующие:

1️⃣ Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? («да» - 58,7% голосовавших)
2️⃣ Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года? («да» - 53,0 %)
3️⃣ Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации? («нет» - 50,5%)
4️⃣ Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? («да» - 67,2%)

Референдум проходил честно, стороны имели широкие возможности для агитации в свою пользу, в том числе и по телевидению, которое тогда не находилось под контролем Кремля. Как видим, население поддержало Ельцина и даже экономические реформы, при этом однозначно отказало в доверии депутатам. Почему же не произошло досрочных выборов? Это помогло бы мирно разрешить политический кризис без стрельбы из танковых орудий. Дело в том, что народные депутаты, понимая, что популярность Съезда и Верховного совета из-за склок и недееспособности этих органов сошла на нет, заранее подсуетились и приняли казуистический закон, согласно которому перевыборы состоятся лишь в том случае, если за них проголосует не большинство участников референдума, а более половины списочного состава избирателей. То есть фактически они сами себе дали иммунитет. Демократичненько, ага.

Фактически референдум подтвердил легитимность Ельцина, который в июне 1991 г. уже проходил через процедуру всенародных выборов, а вот хасбулатовский Верховный совет продемонстрировал свою непопулярность в массах, уставших от политических склок. Окрыленный успехом Ельцин обнародует свой проект Конституции, разработанной в пику съездовскому варианту. Как несложно догадаться, он предложил модель президентской республики, в то время как депутаты выступали за республику парламентскую, в которой президент выполнял декоративные функции.

Для выработки согласованного варианта основного закона по инициативе Ельцина было созвано Конституционное совещание, состоящее из госчиновников, общественников, представителей местного самоуправления и предпринимателей - это тот самый законосовещательный орган, о котором я упоминал в предыдущем посте. Сторонники президента освистали председателя ВС Хасбулатова, сорвав его выступление. В знак протеста он вместе с рпедседателем конституционного суда Зорькиным покинул балаган и увел своих сторонников. Поэтому ничего удивительного, что совещание после этого поддержало президентский проект.

Однако это завело дело в глухой тупик. Очевидно, что ельцинскую Конституцию Съезд не примет. А принять ее на общенародном референдуме невозможно, потому что только депутаты могут принять решение о его проведении, чего они тоже не допустят. Ельцин заявил, что выходом из противостояния должны быть выборы в новый парламент (Федеральное Собрание), которые необходимо провести уже осенью. и призвал нардепов прислушаться к голосу разума. В противном случае он обещал разогнать их к едерене-фене и назначить новые выборы.

При всей моей нелюбви к Ельцину, вынужден согласиться, что его позиция была не только разумной, но и вполне демократической: мол, пусть народ решает.  Более того, президент, даже получив поддержку большинства избирателей на апрельском референдуме, был согласен и на досрочные выборы главы государства. Хасбулатовцы тоже сложа руки не сидели, а «пошли в народ», представив свой вариант Конституции на рассмотрение региональных и местных советов депутатов. Разумеется, те горячо одобрили идею трансформации РФ в парламентскую республику, в которой первую скрипку должны были играть советы. Таким образом Верховный совет взял курс на обострение конфронтации, видимо, пытаясь принять свой вариант Конституции, не особо заботясь о легитимности такого шага.

Все это привело к тому, что 21 сентября Борис Ельцин подписал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», предписывавший Съезду народных депутатов и Верховному Совету Российской Федерации прекратить свою деятельность. Вводилась в действие временная система органов власти, на 12 декабря были назначены выборы в Государственную думу. Был ли этот указ незаконным? Однозначно! По действующей Конституции Ельцин после этого автоматически отрешался от должности.

Однако ситуации такого рода неизбежны в условиях трансформации политического режима, которые в принципе невозможно провести в рамках закона. Напомню, что в то время страна как бы жила по советской Конституции РСФСР 1978 г., которая давно уже не отвечала реалиям жизни. Я это не с целью отмыть Ельцина от крови говорю, просто его пример наглядно иллюстрирует принцип, согласно которому в переломные моменты истории верховенство права уступает место верховенству политической воли (революционной целесообразности, если хотите).

К сожалению, Ельцин, не блещущий особым умом дед (ему шел уже 63-й год), этого не понимал, он не был революционным политиком, не умел мыслить и действовать в рамках этой концепции, апеллируя к поддержке народа, которая у него действительно была. От революционера в нем присутствовала только харизматическая легитимность, благодаря которой он получал массовую поддержку даже после провальных гайдаровских реформ. Ельцин оказался силен в аппаратных играх, опыт которых приобрел за годы партийной карьеры, однако в новой эпохе попытки строить государственную политику, тем более проводить глубокие реформы, пользуясь инструментарием кулуарных интриг, привели к катастрофе - становлению в РФ фашистского режима. Первым актом этой масштабной трагедии стала октябрьская бойня в Москве.

Поговорить о ней стоит не только благодаря дежурному юбилейному поводу. РФ вновь стоит на пороге ломки. Ломки болезненной, но неизбежной и необходимой. Ломать нужно правильно -тщательно все выверив, но быстро, решительно и в полную силу. Для этого в кризисной ситуации востребованы политики особого революционного типа, способные опираться на насилие.

Нынешние либеральные оппо-клоуны типа Яшина, Навального, Каца, Каспарова, Касьянова и иже с ними однозначно для этой роли не подходят. Они еще менее пригодны в качестве кризисных менеджеров, чем трусливый и нерешительный Ельцин, постоянно дающий заднюю, тяготеющий к половинчатым решениям, неуверенно виляющий при столкновении с препятствием, робко прячущийся в кустах в случае серьезной заварухи.

Вы думаете это фирменный стиль Путина - корчить крутого альфача, но пропадать куда-то в момент острого кризиса, вылазя из бункера только когда становится ясно, что буря миновала?  Увы, но Ельцин вел себя точно так же - заварил кашу с разгоном Верховного Совета, потом безучастно смотрел, как его противники открыто вооружаются и готовятся к вооруженному восстанию. Когда же это восстание началось, он сбежал. В ночь «путча» с телеобращением к нации выступал Егор Гайдар, назначенный вице-премьером за две недели до этого после девятимесячной опалы.

Расстрел Белого дома из танков - это не следствие жестокости Ельцина, его диктаторских амбиций. Нет, причиной трагедии стало то, что в острый момент кризиса он впал в ступор, самоустранился, предоставив событиям развиваться стихийно. А что произойдет, если ввести в столицу армию? Естественно, военные начнут стрелять - они же ничего другого не умеют! Увы, не готовят в Академии Генштаба к разрешнию конституционного кризиса.

Несоответствие масштаба личности ее исторической роли показывает и то, что именно после «черного октября» Ельцин надломился, спился, быстро деградировал физически. Буквально на глазах уральский крепыш превратился в обколотую препаратами мумию, несвязно бормочущего и ссущегося в панталоны старика. Если Путин перманентно прячется в бункере, то Ельцин месяцами скрывался от окружающих в ЦКБ, где доступ к телу имел только узкий круг «семейных» приближенных, которые и правили страной от имени президентского полутрупа, а потом подсунули ему преемника. (Продолжение следует)

Ельцин, путч, диктатура, парламентаризм, демократия

Previous post Next post
Up