Чем интересен инцидент с ракетной атакой Польши 15 ноября, так это тем, как он был отыгран в медиапространстве - в полном соответствии с канонами постправды. Постправда - обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и субъективным убеждениям. Проще говоря, факты вообще не важны, главное - что об этом скажет тот, кто заказывает музыку.
Казалось бы, дело яйца выеденного не стоит. 15 ноября в 15:40 рядом с польским селом Пшевудов упала ракета. Уничтожен трактор, погибло два человека. Установить обстоятельства произошедшего специалист на месте происшествия сможет за полчаса. Даже по фотографиям можно легко понять, с чем мы имеем дело. Маленькая воронка показывает, что это точно не могла быть крылатая ракета, масса боевой части которой 200-500 кг, обычно не менее 400 кг. Основное предназначение крылатых ракет - уничтожение надводных кораблей или крупных стационарных объектов, как то железнодорожный мост, электростанция или заводской цех. Поэтому баланс чаще всего сдвинут в сторону мощной БЧ в ущерб скорости и дальности.
Боевая часть зенитной ракеты весьма меньше сама по себе - 50-150 кг, к тому же значительная ее доля приходится на поражающие элементы. Ведь в данном случае задача состоит в том, чтобы создать облако осколков, как можно более плотное и обширное. Самолет получит фатальные повреждения, даже если он просто влетит в это облако. А если осколочным «веером» резанет поперек фюзеляжа или крыла - получится решето. Вопрос этот детально рассматривался в материалах, посвященных гибели рейса MH-17 над Донбассом в июле 2014 г. Поэтому собственно взрыв при инициации заряда зенитной ракеты не очень мощный из-за небольшого количества ВВ. Приоритет в данном случае отдается скорости, чтобы ракета могла догнать быстролетящую, часто на сверхзвуке, цель.
И вот мы видим на фото с места взрыва небольшую ямку. Похоже это на подрыв 400 кг взрывчатки, что несет в себе Х-101 или 450 кг у ракеты 3М14 («Калибр»)? Даже старенькая Х-55, имеющая минимальную массу БЧ в два центнера, сделала бы воронку диаметром в десяток метров, а трактор бы разметало в клочья. Уже одного этого снимка достаточно, чтобы убедиться: в данном случае террориста Путина в злодеянии заподозрить сложно. Что касается отсутствия видимых повреждений на прицепе и тракторе от поражающих элементов, то это тоже легко объяснимо: вероятно, ракета вошла в землю вертикально и боеголовка взорвалась будучи в земле. Поскольку поле рассеивания создается в горизонтальной плоскости, перпендикулярной оси ракеты, то все поражающие элементы ушли в грунт.
Кстати, если уж мы всерьез будем рассматривать версию об атаке российских крылатых ракет, то атаковать Польшу незаметно они не могли. Крылатая ракета - фактически беспилотный самолет с ракетным двигателем. Например, крйсерская скорость Х-101, если верить «Википедии», порядка 680-720 км/ч. Это скорость Ла-7, советского истребителя Второй мировой. Поэтому прошмыгнуть незамеченной ПВО ВСУ через территорию Украины и точно так же ускользнуть от более продвинутых средств контроля воздушного пространства Польши просто нереально. Тем более, в условиях, когда соответствующие службы НАТО мониторят воздушную обстановку вплоть до Каспия, в том числе с помощью самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Американские «Аваксы», висящие над Черным морем, засекают сами пуски ракет. Именно благодаря полученной от США информации украинцы заблаговременно объявляют воздушную тревогу на всей территории страны (еще ведь не ясно, куда именно летят ракеты, пока они где-то над Ростовом.
Соответственно, даже если поляки не имели возможности сбить крылатую ракету, засечь ее они были обязаны, и очень сильно загодя. Если не они сами, то их старшие товарищи по НАТО. Но почему-то вопросов к польским ПВО никто публично не поднимает. Другое дело, если речь именно о зенитной ракете. Во-первых, ее габариты значительно меньше, следовательно она менее заметна для радаров, а скорость - может превышать 2000 км/ч, то есть втрое выше, чем крейсерская у крылатых ракет. Но, самое главное, время нахождения зенитной ракеты в воздухе измеряется часто лишь десятками секунд. Засечь ее можно, а отреагировать - практически нереально.
Поскольку, если мы имеем дело с зенитной ракетой, то она может быть украинской или польской, но никак не российской. Дальность ракет типа 9М83МЕ ЗРК С-300, стоящего на вооружении у ВСУ - 200 км. Вполне возможно, что ракета «сошла с ума» и отправилась в свободное путешествие. Подобные инциденты встречались и ранее. Так, например, в 2020 г. во время второй Карабахской войны ракета С-300 рухнула аж в Дагестане. Она могла быть как армянской, так и азербайджанской. Назовёте мне причину, по которой старая советская ракета из украинских арсеналов не могла выйти из строя после пуска?
Собственно, западные медиа довольно быстро согласились, что, скорее всего, имел место френдли файр украинских зенитчиков и версия о целенаправленной атаке крылатой ракетой даже не рассматривается. При этом слались ритуальные проклятия в адрес Кремля, мол, все равно виноваты русские, потому что, если бы они не начали войну, то и украинским ракетчики не пришлось бы стрелять, а, значит, не было бы и жертв. В целом с этим можно согласиться, в любых последствиях войны всегда винят агрессора. Однако если мы говорим о взрыве в Пшевудове, хотелось услышать более конкретные выводы.
Отсутствие конкретики, сознательное напускание тумана создает отличную возможность для манипулятивных трактовок. Например, сообщается о двух взрывах, из чего делаются выводы, что и ракет было тоже две. А это уже кардинально меняет расклад. Гипотетически одна украинская ракета могла выйти из строя и улететь в Польшу, где ее головка самонаведения навелась на единственную радиолокационно активную деталь сельского пейзажа - одинокий трактор с прицепом. Но если ракеты было две, то вероятность того, что две ракеты одновременно сошли с ума и устремились в одну точку, ничтожно мала. В данном случае единственный вывод, который напрашивается - была спланированная атака москалей, целенаправленно зафигачивших две крылатых ракеты по одной цели. Реальная атака именно так и происходила бы - даже если одну ракету собьет ПВО, вторая проскочит. Вспомним
обстрел торгового центра в Кременчуге: одна крылатая ракета жахнула в завод, другая уничтожила торговый центр, расположенный рядом с промзоной.
Кто сделал вброс про ДВЕ ракеты? Давайте найдем первоисточник. Об этом через два часа после инцидента
заявило радио «Люблин» со ссылкой на слова местного жителя Станислава Иванейко, которому привиделись в небе две ракеты, пролетевшие в аккурат над его хатой. При этом «свидетель» утверждает, что взрыва не было, он слышал лишь шелестящий звук. Так и напрашивается резюме: врет, как очевидец! Но даже в этом материале, где упоминаются две ракеты, речь идет строго лишь об одном взрыве. Следовательно, либо вторая ракета не взорвалась, и по ее обломкам легко определить принадлежность боеприпаса, либо ее просто не было.
Но неполживые СМИ и официальные украинские лица решительно подхватывают фейк про две ракеты. Просто потому, что эта ничем не обоснованная версия им удобнее. Читатели, слушатели и зрители в эпоху постправды в 99,999% случаев никогда не обращаются к первоисточнику и не задаются вопросом о достоверности того факта, который им преподносят медиа. Все гораздо проще: потребитель информации просто выбирает ту «правду», которая для него предпочтительнее. Сторонники Кремля обращается к Первому каналу, Интерфаксу, RT и SPUTNIK. Противники в качестве истины бездумно принимают версию украинской пропаганды. Реальность не интересует вообще никого. Особенно в том случае, когда она рискует пробить брешь в твоей незыблемой картине мира.
Дальнейший ход освещения этого инцидента еще более показателен! Обычно по ходу расследования всплывают подробности, проливающие свет на произошедшее. В данном случае наоборот: вся фактическая информация, а именно фото обломков ракеты и места взрыва просочились в медиа по горячим следам (что любопытно, снимок места взрыва обычно публикуется в обрезанном виде, чтоб невозможно было оценить размер воронки). В дальнейшем же фактическая информация о ходе расследования вообще перестала поступать, в ход пошли предельно туманные, но политкорректные обороты типа «вне зависимости от обстоятельств трагедии позиция НАТО по отношению к войне в Украине не претерпит изменений» или «в отсутствие официальных заявлений мы не можем точно сказать что произошло, но совершенно смело можем утверждать, что от войны, развязанная Путиным в Украине, страдали и будут страдать сопредельные страны». То есть освещение вопроса переместилось в сугубо эмоциональную плоскость.
В ход идут и мелкие манипуляции: зарубежные масс-медиа уверенно говорят о том, что ракеты были российского производства, что как бы подводит аудиторию к очевидному выводу: раз ракеты российские, то она и виновата. Однако при этом изредка проскакивает, что ракеты произведены в 70-х годах прошлого века. А раз так, то корректным будет называть их советскими. А это уже допускает более широкую трактовку: ведь советские зенитные ракеты состоят на вооружении как РФ, так и Украины. И только по факту происхождения боеприпаса установить виновника трагедии невозможно.
Самый смак - официальная позиция Украины. Сам президент Зеленский безапелляционно заявил: это были российские крылатые ракеты. ВСУ непричастны к инциденту. Мы продолжим это утверждать до тех пор, пока не будет доказано обратное. Мол, убедят нас в обратном только выводы украинских экспертов, которые будут привлечены к работе в составе совместной комиссии по расследованию инцидента.
После этого, как вы понимаете, ни одно украинское СМИ уже не может утверждать ничто иное без риска быть обвиненным в подыгрывании вражеской пропаганде с соответствующими правовыми последствиями. Казалось бы, в этой ситуации привлечение украинской стороны к расследованию станет логичным шагом. Но до сих пор польская сторона на это не пошла. Причины очевидны: реальная картина им известна. Признать ответственность Украины за инцидент - значит вызвать неудовольствие собственного населения: мол, мы даем украинцам оружие, а они нас же и бомбят. К тому же не стоит сбрасывать со счетов фактор националистических антиукраинских настроений. Исторический бэкграунд в отношениях двух народов далеко не радужный. Небезупречно и поведение некоторых украинских беженцев в Польше.
В этой ситуации решение поляков подвесить ситуацию и напустить тумана видится вполне логичным: украинцев к расследованию не привлекали - и пускай они кричат о российских крылатых ракетах. А потом, когда тема, исчерпав свой пропагандистский потенциал, уйдет из повестки дня, будет скороговоркой озвучена официальная точка зрения, никому неинтересная к тому времени. Пострадавшим тихо выплатят компенсацию и предадут дело забвению.
Ситуация сознательно напущенного тумана создает идеальные условия даже для совершенно безумных теорий заговора, которые, однако, будут эффектно вируситься именно потому, что массовый потребитель информации напрочь лишен даже зачатков критического мышления. В случае с атакой на польский трактор возникла откровенно бредовая
нумерологическая версия от польского издания Visegrad 24. Тамошние эксперты после пятого стакана выдвинули гипотезу, что при целеуказании крылатой ракеты могла произойти ошибка, из-за которой ввели неправильные координаты, так как место падения ракеты находится на широте Киева и долготе Львова - 50,47099 широты, 23,93432 долготы. «Агентство» обратило внимание, что координаты с долготой места падения ракеты имеют торгово-складские помещения рядом с железнодорожной станцией во Львове. А на широте пострадавшего хозяйства в Польше расположен киевский завод «Ленинская кузня».
Если бы полетное задание для ракеты задавал прапорщик, тупо вбивающий по бумажке координаты цели, то такое допущение имело бы право на существование. Но все настолько не так, что даже обсуждать эту версию смысла нет. В любом случае крылатую ракету должны были засечь радары и бахнула бы она на порядок мощнее (уж трактор бы точно перевернула 😊). Поэтому ценность имеет разве что замечание польских горе-аналитегов о том, что накануне россиянами была атакована украинская ТЭЦ в Добротворе, находящаяся всего в 35 километрах от польской границы. По крайней мере это объясняет активность украинских зенитчиков, неудачно запустивших ракету, что вышла из-под их контроля.
Так что резюмирую: ни одного разумного аргумента в пользу российской атаки нет (рассуждать о гипотетических выгодах для Москвы от этой провокации вообще невозможно). Точно так же нет оснований подозревать в злом умысле и украинских зенитчиков. Имеет место заурядный эксцесс из-за технического сбоя. Просто каждая сторона пытается либо использовать инцидент в интересах пропаганды (Украина), либо минимизировать политический ущерб (Польша).