Он решил пойти по стопам Навального?

Oct 02, 2021 15:09



По улицам гоняли бронетранспортеры, в небе стрекочут вертолеты, спецназ поднят по тревоге, полиция переведена на казарменное положение. В общем, все, как будто в банановой республике произошел военный переворот. Но переполох был вызван довольно заурядным происшествием - в Грузию неизвестным образом проник гражданин Украины с очень неукраинской фамилией Саакашвили. И у действующей власти конкретно бомбануло.

Для тех, кто молод и ленив (в смысле погуглить) кратко сообщаю предысторию. 2 ноября 2003 г. в Грузии прошли парламентские выборы, результаты которых были сфальсифицированы в пользу пропрезидентских партий. Оппозиция призвала народ к акциям протеста, которые вскоре охватили всю страну, достигнув пика к 22 ноября, когда состоялось первое заседание новоизбранного парламента. Протестующие с цветами в руках (от этого и название «революция роз») захватили здание парламента и прогнали с трибуны президента Шеварднадзе, произносившего речь. Это стало переломным моментом в борьбе за власть.

Пользуясь случаем, акцентирую внимание нынешних россианских и белорусских оппозиционеров, превративших протест в тупой карго-культ. Прикладная задача протеста - не демонстрация недовольства правящим режимом, а ЕГО СВЕРЖЕНИЕ. Достигнуть это можно только ДЕЙСТВИЕМ. То есть протест символический сам по себе является бессмысленным онанизмом. Собрав на улице достаточно внушительную толпу, важно подтолкнуть ее к действию, что лидеры оппозиционного «Единого национального альянса» и сделали, поведя людей на штурм парламента. Это было пипец как незаконно и очень опасно. Силовики могли расстрелять толпу из пулеметов, могли рассеять водометами, разогнать дубинками и слезоточивым газом.

Но у революции своя логика, она совершенно внеправовая. Поэтому полиция, увидев перед собой 100-тысячную толпу, фактически перешла на сторону восставших. Даже полицейский спецназ отказал в поддержке законному президенту Шеварднадзе, утратившему легитимность. Тот, объявив в стране чрезвычайное положение, призвал верные правительству части полиции и армии к своей резиденции, но так никого и не дождался. На следующий день униженный Шеварднадзе объявил о своей отставке. Новым главой государства вскоре был избран один из лидеров революции роз Михаил Саакашвили, а его партия «Единое национальное движение» в содружестве с партией «Объединенные демократы», возглавляемой Нино Бурджанидзе, образовали правящую коалицию, опирающуюся на доверие 67% избирателей.



Следующие 8 лет вошли в историю Грузии под названием «реформы Саакашвили». За это время Грузия совершила колоссальный рывок в развитии. Собственно, та страна, которую мы знаем, возникла именно в этот период. До этого тут имело место быть чистое Сомали: у каждого удельного князька была своя армия, по улицам разгуливали бандиты с автоматами, коррупция была такой, что писаные законы вообще не играли ни малейшей роли. Любой вопрос можно было решить только, опираясь на связи, деньги или силовой ресурс. Следствием всего этого пиздеца стала полнейшая деградация экономики и дикое обнищание населения. Даже в Тбилиси в 90-е годы дома зимой отапливались буржуйками, как в блокадном Ленинграде, электроэнергию и воду давали по графику, да и то не везде.

Команде Саакашвили удалось создать дееспособный госаппарат и работающую правовую систему, свести к нулю коррупцию и преступность. На системный характер реформ указывало то, что правительство ограничивало само себя, причем большинство ограничений продолжает действовать до сих пор. Так, например, в Грузии вместо 26 налогов осталось лишь шесть, и ввести новые можно только через одобрение на всенародном референдуме. Вы можете представить себе, чтобы люди проголосовали за то, чтобы платить больше налогов? Вот потому их и нет. Вследствие этого страна привлекательна для иностранных инвесторов, в ней созданы идеальные правовые условия для ведения частного бизнеса.

Мир знает не так уж и много примеров успешных либеральных реформ в странах третьего мира. Грузия - один из них. Однако не стоит идеализировать реформаторов и самого Саакашвили, который тот еще психопат-волюнтарист. Он являлся лицом реформ, отличным медиатором для общения с Западом, неплохим дипломатом, но непосредственной работой занимались другие люди. При этом действовала новая власть отнюдь не в белых перчатках. Как можно ликвидировать криминал в стране, где быть вором в законе - примерно так же престижно, как поп-звездой в Америке? Преступность искореняли преступными же средствами. Цель-то была благой, а вот методы… Грузинские тюрьмы при Саакашвили - это ад. Попасть туда было настолько страшно, а полиция, набранная из людей, не имевших ранее никакого отношения к госслужбе, работала столь эффективно, что страх наказания стал реально работающим сдерживающим фактором.

Это, кстати, сыграло свою роль и в поражении реформаторов. На парламентских выборах 2012 г. правящая «ЕНД» получила лишь 40% голосов, уступив оппозиционной «Грузинской мечте», взявшей 54%. Впервые в истории страны власть сменилась в правовом поле без гражданской войны и уличных протестов. Резко подкосил рейтинг партии Саакашвили скандал, вызванный обнародованием видеозаписей пыток заключенных в глданской тюрьме, в которой заключенных подвергали в том числе издевательствам с гомосексуальным подтекстом. Для страны с ультраконсервативными ценностями это стало большим шоком.

Что сказать о новом правящем режиме? Достаточно только одного - власть в стране контролирует российский олигарх Борис (Бидзина) Иванишвили, владелец партии «Грузинская мечта». Да, он именно владелец, а не лидер, потому что партия создана на его деньги и фактически любые решения могут приниматься им лично, а не формальным председателем партии Кобахидзе, фракцией в парламенте или правительством. Формально Иванишвили, конечно, отказался от российского гражданства, и как бы не контролирует бизнес, но до сих пор остается его бенефициаром. По сути он является тем, кого в сегодняшней РФ именуют иностранным агентом.

Поскольку в результате реформ Грузия стала парламентской республикой, пророссийский олигарх принимает любой закон, который пожелает, контролируя при этом судебную и исполнительную власть. То есть номинально Грузия является страной демократической, фактически же власть носит персоналистский и автократический характер. На качестве управления это сказывается фатально. Например, министром здравоохранения Иванишвили назначил своего личного стоматолога Екатерину Тикарадзе. То, что она мягко говоря, барышня недалекого ума, не стало препятствием для назначения на министерский пост (ее безмозглость во время коронабесия проявилась во всей красе).

Но заслуга команды реформаторов Саакашвили в том, что ею был заложен конституционный механизм защиты демократических ценностей. Как бы не хотели новые хозяева страны, они не в силах ни откатить назад конституционные нормы, ни обнулить основной закон страны, пусть даже однопартийный парламент весь будет состоять из валек терешковых.

Фактически реформы за девять лет господства Иванишвили были свернуты, экономика впала в стагнацию, национальная валюта девальвировалась вдвое (при Саакашвили ее курс вырос на четверть), отношения с Западом капитально испорчены (дошло до угроз введения Вашингтоном персональных санкций против олигарха). Поскольку государство в ходе либеральных реформ перестало быть всемогущим, обладание государственной властью не дает власти абсолютной, как в РФ и Беларуси. Сдерживающим фактором так же является внешняя зависимость Грузии от ЕС (это тот случай, когда внешняя зависимость - благо, потому что не дает стране скатиться в суверенное средневековье, как Раше).

Как в таких условиях правящий режим может сохранить свое господствующее положение? Если у вас возникли ассоциации с путинизмом, то вы не ошиблись: режим Иванишвили (который формально к власти и политике теперь вообще отношения не имеет) начал травить независимую прессу, разгонять резиновыми пулями акции протеста, шить уголовные дела поозиционерам, использовать спецслужбы для слежки за оппонентами, фальсифицировать выборы и даже формировать отряды титушек, которые устраивают облавы с целью избиений геев и оппозиционеров.

Год назад в стране прошли парламентские выборы, на которых «Грузинская мечта» приписала себе примерно 8% голосов. Вроде немного, но благодаря вбросам им удалось объявить себя правящей партией и сформировать правительство. Оппозиция выборы не признала и бойкотирует работу парламента. Казалось, затянувшийся политический кризис был разрешен при посредничестве ЕС (миссия Шарля Мишеля) путем соглашения о проведении досрочных парламентских выборов, если в ходе местных выборов, которые проходят сегодня, 2 октября, правящая партия наберет меньше 43%. Шансов получить такую поддержку у «Грузинской мечты» нет в принципе, даже вбросы не помогут, но правящий режим разорвал соглашение и заявил устами премьер-министра Ираклия Гарибашвили (марионетка Бидзины), что «Грузинская мечта» останется у власти даже если вдрызг проиграет выборы.

Последнее слово остается за народом Грузии. Если тот продемонстрирует самоуважение и скажет «нет» оборзевшему олигарху, то политический кризис из противостояния между властью и оппозицией может перерасти в противостояние между народом и властью. Я не испытываю особых иллюзий по поводу сознательности ширнарсмасс, глубинный народ здесь такое же безвольное быдло, как в Лукастане или Путинлэнде. Но если на выборах всегда побеждает серое большинство, то политическую революцию творит пассионарное меньшинство. И в этом смысле у грузин обнадеживающий и даже вдохновляющий исторический опыт, носителями которого являются сегодняшние противники олигарха-автократа.



И вот в этой взрывоопасной обстановке неизвестно как в Грузию просачивается экзистенциальный враг мрачного Бидзины (даже внешне похож на итальянского мафиози, везде ходит с табуном охраны)  - экспрессивный, веселый и непредсказуемый Михеил Саакашвили. Я бы назвал его клоуном в хорошем смысле слова, потому что только он смог превратить нынешний унылый фарс с выборами в искрометное и остросюжетное шоу с непредсказуемым финалом.

Оказывается, что Миша, тайно перебравшийся через границу (вопрос как - это пока интрига), три дня колесил по стране, встречался со сторонниками и выпускал видеообращения к наци, а официальный Тбилиси истерично заявлял, что все это фейк. Наконец, на четвертый день полиция схватила смутьяна в тбилисской квартире (он не сопротивлялся аресту) и препроводила улыбающегося экс-президента в тюрьму в Рустави. Заочно тот уже осужден подконтрольным Иванишвили судом, однако об обоснованности обвинений красноречиво свидетельствует тот факт, что попытка объявить Саакашвили в международный розыск позорно провалилась, Интерпол счел аргументы обвинения неубедительными, а преследование бывшего главы государства политически мотивированным. Фактически лишь две страны мира считают его преступником - Грузия и РФ.

Саакашвили знал, что его арестуют (сейчас могут накинуть сроку еще и за незаконное пересечение границы), и пожертвовал собой вполне сознательно. Наверняка он хотел побегать хотя бы до понедельника и стать лидером уличных протестов, но в расчет принимался и худший исход, поэтому все пламенные послания к грузинскому народу были им заготовлены заранее.

Можно ли сравнить политический «самоподрыв» Навального и Саакашвили? Нет, Навльный при всем авансовом к нему уважении слишком переоценен, как фактор политический. Возвращаясь из Германии, он был абсолютно убежден, что Путин не посмеет, Запад не позволит, а гражданское общество возмутится и поднимется на его защиту. Самоуверенность Навального была столь велика, что он даже не дал своим соратникам инструкций на случай ареста. Путин посмел, Запад слил, а гражданское общество в рейхе в очередной раз продемонстрировало выученную беспомощность, которую, кстати, Навальный более 10 лет в нем и культивировал, убеждая себя и других, что с фашистским режимом нужно играть строго в правовом поле.

А вот гражданин Украины Саакашвили, стоит признать, является важным фактором грузинской политики даже спустя восемь лет отсутствия на родине. Посадив его за решетку, Иванишвили сам себе воткнул в жопу ржавую занозу и дал оппозиции знамя в виде героя-мученика. Позволь режим бегать своему могильщику на свободе - расписался бы в своей беспомощности. По слухам эмиссары Бидзины уже предложили Мише сделку: они отпускают его, он тихо сваливает из страны. Тем самым власть фактически признает, что обвинения против него носят сфабрикованный характер, но она готова была даже на такое унижение, лишь бы избавиться от «гастролера». Саакашвили будто бы решительно отверг эти условия и заявил, что из тюрьмы его освободит грузинский народ.

И это, кстати, не исключено. Грузинская народ в лице своей сознательной части на это способен. В отличие от населения РФ, которое вообще не имеет права считаться политической нацией, поскольку современную нацию образуют граждане, а не холопы и терпилы. Так что Навальному можно только посочувствовать. Шанс на свободу ему даст лишь дворцовый переворот, предпосылок для которого я сейчас не вижу. Та же ситуация в Беларуси: граждан там нет, а стадо невероятных трусов даже не пыталось отбить у режима своих вожаков Бабарико, Тихановского, Колесникову.

Посмотрим, как поведут себя в аналогичной ситуации грузины. Я, скорее, пессимист, чем оптимист, но надеяться буду на то, что режим Иванишвили рухнет либо в ходе обострения политического кризиса (это может затянуться на месяцы и даже годы), либо в ходе ненасильственного народного восстания.

автократия, Грузия, Саакашвили, революция, восстание, выборы

Previous post Next post
Up