Триколор: знамя свободы или власовская портянка?

Aug 24, 2019 15:14



В Москве сегодня высочайше повелено праздновать День флага России. По этому случаю бюджетное быдло сгоняют на массовые мероприятия, которые именно в этом году должны стать особо массовыми, дабы ликующие толпы поглотили, аки удав мышонка, жалкие пикеты борцунов за свободные выборы. Вообще-то официально День флага - 22 числа в честь постановления Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1991 г., устанавливающего временный флаг России. Но, властям любыми путями надо устроить какой-нибудь праздник именно в субботу, дабы избежать протестных гуляний под этим самым флагом, поэтому в нынешнем году в столице решили немного подкорректировать праздничный календарь.

Повод для того, чтобы поплеваться в ЖЖ, не ахти какой, если бы на праздничную повестку не наложился еще один момент. Широко известный демократической публике Валерий Соловей всячески пропагандирует государственные цвета РФ в качестве символа протеста, о чем поговорить будет более чем уместно. Аргументы в пользу того, чтобы «аквафреш» стал общепринятым символом протеста вполне убедительны, поскольку это:

- подчеркивает мирный характер антипутинского движения;
- являет собой попытку перехватить легитимность у правящего режима, как бы намекая на то, что тот узурпировал государство, являясь неким чуждым для него субъектом
- является нейтральным по отношению к иным символам различной идеологической направленности, подчеркивая таким образом общегражданский характер протеста
- деморализует карателей, которым будет стремно разгонять протестантов, шествующих под государственным флагом.

Ну, насчет почтения «черных человечков» к флагу государства расчет оказался в корне неверным. Каратели служат не государству, и уж, тем более, не какому-то там, прости хоспади, народу, а исключительно хозяину. Поэтому никаких комплексов по поводу срывания и топтания триколора мусора не испытывают, несмотря на то, что за это 329-й статьей УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. Более того, для идентификации на улице участников протестных гуляний с целью их последующего винтилова, пиналова и сажалова они используют как раз тех, кто демонстрирует государственные цвета в том или ином виде.

Апелляция к успешному опыту цветных революций на Украине, в Грузии, в Бразилии и т. д. так же не очень уместна, поскольку в большинстве стран мира национальный флаг, действительно, имеет характер общегражданского, общенационального, народного, вызывает какие-то патриотические или хотя бы эстетические чувства, символизирует историю страны и т.д. В России же государственный стяг воспринимается исключительно как казенный, кондово-официозный, ассоциируется с бюрократическими органами и ни малейших положительных чувств у подавляющего большинства населения не вызывает.

Тем более, полосатый флаг дает ни малейших поводов для национальной гордости. Попробуйте перечислить, чего добилась страна под «аквафрешем», чтобы тень уважения легла на державный прапор. Вроде как зимнюю олимпиаду в Сочи выиграли благодаря коктейлям Родченкова, но потом случился грандиозный допинговый скандал, медали у российских спортсменов поотбирали, а главным пострадавшим во всей этой истории оказался как раз флаг, который был позорно забанен на летней олимпиаде в Бразилии.

А уж если мы копнем исторический бэкграунд, то становится совсем тоскливо. До конца XVII столетия Московия вообще обходилась без флага за ненадобностью. Лишь когда был построен первый военный корабль «Орел», царю Алексею придворные посоветовали обозначить его государственным флагом, как принято у цивилизованных мореплавателей. Царь-батюшка внял совету и установил русский морской флаг, который предположительно сочетал в себе белый, красный и синий цвета. Почему предположительно? Потому что продемонстрировать миру сей символ не удалось. Построенный на Волге голландскими мастерами корабль до моря (Каспийского) так и не добрался, будучи в 1670 г. захвачен и разграблен разинцами. По романтической версии корабль повстанцы сожгли, однако архивные документы утверждают иное: поскольку голландская команда разбежалась, а русские люди управляться с европейским плавсредством не умели, он так и сгнил, будучи пришвартованным в астраханской протоке Кутум. Ну, а первый русский державный флаг пошел на портки казакам.



Следующая презентация русского триколора, служащего фоном для двуглавого орла, произошла в 1693 г. во время речного путешествия Петра I в Архангельск. Как считается, полуистлевшее полотнище, хранящееся в Военно-морском музее в Петербурге - тот самый стяг. Но стоит отметить, что назвать его государственным нельзя - это был так называемый «флаг царя Московского» или, если говорить на европейский манер, царский штандарт. Царский, в последствии императорский штандарт, не был твердо установленным и не нуждался в международном признании. Всяк самодержец был волен устанавливать его по своему хотению. И, разумеется, право демонстрации штандарта имел только государь.


В 1720 г. Петром официально был утвержден флаг русского торгового флота, который сегодня принят в качестве государственного. Но славы этот прапор не снискал по одной простой причине: в XVIII веке проект морской торговли Петра, ради которого страна вела тяжелейшие войны за выход к морю, потерпел полнейшее фиаско. Даже в отечественных портах русский флаг был большой редкостью, а уж за границей его тем паче не видывали. В следующем столетии судам Российско-Американской компании (РАК) удалось отметиться в зарубежных портах, но они ходили под корпоративным флагом, в которых триколор, где белая полоса была вдвое шире остальных, был лишь фоном для их эмблемы. В любом случае компания обладала незначительным флотом, насчитывающим на пике лишь 30 судов (все иностранной постройки). Учитывая крайне низкий профессиональный опыт русских моряков и очень большую аварийность, для коммерческих перевозок РАК было удобнее фрахтовать иностранные суда.

Что касается государственного флага, то в нем по-прежнему не было нужды. В торжественных церемониях, в которых принимал участие государь, использовался императорский штандарт. Впервые флаг у Российской империи появился в только по установлению Александра II от 11 июня 1858 г. Это было черно-желто-белое полотнище, которое сегодня почему-то сегодня взяли на вооружение националисты, хотя ничего национально в данной цветовой гамме нет. Однако следующему самодержцу Александра III праздничное украшение гербовыми цветами показалось слишком мрачным и на своей коронации в 1883 г. он повелел использовать более позитивную расцветку торгового флага. Вплоть до 1896 г., вопрос о флаге являлся дискуссионным, пока, наконец Николай II окончательно не установил бело-сине-красное полотнище в качестве национального символа.


Однако 20 августа 1914 г. было решено его изменить, добавив символ романовской династии - черного орла на желтом фоне, что должно было олицетворять неразрывную связь самодержавия с народом. Неразрывная связь не продержалась после этого и трех лет. В феврале 17-го монархия пала и революционная общественность принялась с энтузиазмом обрывать с государственных стягов ненавистное романовское клеймо. Таким образом постфевральская Россия унаследовала триколор, утвержденный Петром в качестве торгового флага, хотя Юридическое совещание при правительстве установило его как временный, до решения Учредительного собрания

В то же время в качестве флага революции использовалось чисто красное полотнище, а знаком поддержки демократических преобразований стал алый бант, который либеральная публика, включая даже некоторых членов правящей династии, носила на груди. После октябрьского переворота красный флаг использовался в качестве символа новой власти, пока 18 июня не был учрежден государственный флаг РСФСР. Триколор же был принят белым движением в качестве символа «единой и неделимой России», которую они собирались вернуть. В дальнейшем его использовали в своей символике многочисленные белоэмигрантские организации.



Правомерно ли называть современный «аквафреш» власовской портянкой, что часто делают леваки? Формально - нет. Своего государства у Валасова не было, поэтому и государственного флага быть не могло, да и «освобождать» Россию РОА собиралась не под триколором, а под флагом с андреевским крестом. Трехцветное знамя было коллаборационистами отвергнуто из-за негативных ассоциаций с царским режимом, которые могли возникнуть у «освобожденного» населения. Тем не менее известен эпизод, когда части РОА 22 июня 1943 г. парадировали в Пскове именно с царским флагом образца 1896-1914 гг. Да и в наглядной агитации власовцев триколор используется довольно часто.


Обычно пропагандисты для маркировки власовцев используют шеврон, предложенный для дивизии «Русланд». Но и тут неувязочка: во-первых, вариант шеврона был лишь предложен, но не принят. Во-вторых, никакой дивизии «Русланд» на самом деле не существовало. До 4 апреля 1945 г. это был так называемый «Русский учебный батальон», не имеющий официального статуса, а в апреле его преобразовали сразу в 1-ю Русскую национальную армию, которая не успела ни экипироваться, ни принять участия в боевых действиях, если не считать таковыми бегство в княжество Лихтенштейн, где горе-воинство вместе с примкнувшим к нему «наследником престола» великим князем Владимиром Кирилловичем было интернировано властями.

Вовращение русского триколора произошло в 1991 г., когда он в дни путча ГКЧП был поднят над Белым домом, вокруг которого собрались противники путчистов. Казалось бы, вот она - внушительная победа демократии, которая теперь навсегда будет ассоциироваться с «аквафрешем». Но спешу вас разочаровать: легендарный августовский триколор не имел никаких исторических корней: вместо синей полосы в нем присутствовала голубая, а пропорции его составляли 1:2, а не 2:3, как на нынешнем. 22 августа Верховный Совет РСФСР постановил:

«До установления специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос - официальным Национальным флагом Российской Федерации».



Соответствующее изменение в Конституцию РСФСР было внесено 1 ноября 1991 г. Когда в октябре 93-го танки расстреливали Белый дом, на нем развивался тот самый длинный «советский» триколор. Кстати, сегодня при публикации фото горящего Белого дома снимок в большинстве случаев кадрируется так, чтобы флаг виден не был. Редакторы стесняются. Продержался этот символ демократии недолго, будучи 11 декабря 1993 г. указом Ельцина заменен «царским» триколором, под которым Рассеюшка уже при Путине довставалась с колен до нынешнего жалкого состояния. Давайте подведем баланс того, с чем ассоциируется нынешний госсимвол.

- 1720 г., петровский торговый флот - провал (флот так и не был построен).

- 1896-1917 гг., царствование Николая II («Кровавого») - две революции, две проигранные войны, гибель империи, крах самодержавия.

- 1917 г., Российская республика - крах (формально она так и не состоялась, поскольку Временное правительство всячески затягивало выборы в Учредительное собрание).

- 1918-1920 гг., белое движение - полное поражение от советской республики.

- 1942-1945 гг., неофициальное использование коллаборационистскими формированиями - поражение.

- 1991-1993 гг., правление раннего Ельцина - крах демократического проекта в результате переворота 1993 г. и вооруженного подавления сторонников парламентаризма, гайдаровские реформы, обнищание населения в результате экономического кризиса.

С 1993 г. по настоящее время - приватизация, две чеченские войны, вторжение в Грузию, на Украину и Сирию, путинская стабильность, новая холодная война с Западом, политические репрессии. Итог скоро определится.

Н-да, с такой убийственной «кармой» делать триколор знаменем движения сопротивления диктатуре я бы даже не пытался. Пусть он остается проклятой меткой путинского режима, который сдохнет как все, кто пытался установить «аквафреш» своим символом. Нужно ли выдумывать для протеста какой-то символ? Ради бога, хоть завыдумывайтесь! Но вообще-то символы протеста появляются сами собой тогда, когда протест возникает. Так было с розой в 2003 г. в Грузии, оранжевым флагом в 2004 г. на Украине, тюльпаном в 2010 г. в Киргизии, белой лентой в 2011 г. в Москве. Даже довольно незначительный эпизод с антикоррупционными демонстрациями 2017 г. вошел в историю под запоминающимся брендом - желтой уточкой. Сегодня никакого протестного движения в РФ нет. Отсутствие символа является еще одним подтверждением этому. Так стоит ли изобретать символ того, чего не существует?

Какой символ протеста предпочтительнее лично для меня? Совершенно наплевать, пусть это будет алый бант февраля 17-го, красная повязка октября того же года, бандеровское троеперстие, оттопыренный средний палец, пиратский «веселый Роджер», да хоть радужные трусы на палке. Символ наполняется тем смыслом, который ему придает событие, с ним связанное, но никогда ни у кого не получалось добиться обратной взаимосвязи.

история, путинизм, флаг России, протесты, оппозиция, Валерий Соловей

Previous post Next post
Up