Продолжаю ликбез по проблеме Южных Курил/«северных территорий».
Начало здесь.
5. Почему Кремль так спешит отдать японцам острова. Почему именно сегодня вопрос мирного договора с Японией вдруг стал актуален, и почему именно «вставшая с колен» Рассиюшка готова заплатить своей территорией японцам всего лишь за ни к чему не обязывающую бумажку? Если я скажу, что путинский режим балансирует на путинских же лабутенах на краю пропасти, и готов схватиться за любую соломинку, которая обещает хотя бы временную стабилизацию, многие будут разочарованы. Мол, аффтар уже скоро 10 лет втирает нам про край, а его еще не видно. Этот край постоянно куда-то отодвигается.
Нет, край никуда не отодвигается. И вы уже давно за этот край, откуда нет возврата, перешагнули. И даже не раз. Просто, когда вы валитесь в очередную пропасть, и остаетесь почти целы, вас, граждане, охватывает почти радость: мол, живы же, не так страшен этот край, как нам его малевал нацпредатель и провокатор Кунгуров. Ну, подумаешь, контузию получили, трусы порвали и пару зубов выбили. Да это и не зубы были, так, два гнилых пенька. Даже хорошо, что выбили, можно теперь к зубному не ходить, деньги сэкономим. Трусы? Да похер, они все равно были грязные (пока кубарем летели, немного того...). Голове же вообще ничего не сделалось - одной контузией больше, одной меньше. Фуражку носить можно и на отшибленной башне. Главное - позвоночник не сломали и руки-ноги целы. Можем и дальше ковылять в светлое завтра. Зато мы стали только сильнее и духовноскрепнее. И теперь нас никакой пропастью не испугаешь. Да мы сами туда сиганем, если надо будет доказать, что русские на все способны. Ура, вперед!
Есть еще один очень важный момент. В пропасть можно лететь с ускорением свободного падения, а можно туда скатываться по пологому склону. В первом случае даже не очень глубокий овраг окажется фатальным для правящего режима и государственной конструкции, им созданной. Во втором - процесс деградации может происходить бесконечно долго (не по историческим меркам, конечно, а в масштабах человеческой жизни). Так вот, кремлевская мафия заинтересована в том, чтобы сделать скатывание Рассиюшки в кромешную жопу как можно более комфортным. Не из любви к вам, смердам вонючим, а исключительно из желания продлить свое существование.
Так что ключевой вопрос текущего момента заключается в следующем: продолжит ли Раша относительно комфортное сползание вниз, либо сорвется в неконтролируемое падение. Мастер многоходовочек и гроссмейстер хитрых планов решает сегодня только эту задачу, от реализации которой зависит его физическое выживание. Жизнеспособность правящего режима зависит как от внутренней стабильности (тут пока, слава богу, все стабильно, как на кладбище), так и от лояльности ключевых внешних акторов. С последним все обстоит не плохо, а катастрофически плохо. Настолько катастрофически, что Пуйло весь минувший год вынужден был конкурировать с колобком Ыном в деле запугивания мира ядреной бомбой, изображал из себя бесноватую обезьяну с гранатой и шутил про рай. Ну, впрочем, что значит изображал… Скорее, позволил себе немного побыть самим собой.
Внутреннюю угрозу фюрер будет давить силой (пока, впрочем, давить просто нечего). А вот внешний мир впечатлить раздуванием ноздрей, распальцовкой и разрыванием на груди грязной тельняшки не удается. Мир вволю поржал над мультиками про
путинские вундервафли, не переставая медленно, но верно перекрывать санкциями кислород бесноватому фюреру и его банде. Констатирую факт: сегодня основная угроза для кремлевской клептократии исходит извне. Вывод: раз взять на ядерный понт цивилизованный мир не удалось, придется откупиться. Логика чисто бандитская, но у власти другой нет и быть не может. Это - стратегия. Стратегия выживания.
А Курилы - это уже сугубо тактический вопрос. Чем-то надо пожертвовать для ослабления санкционной удавки на своей мошонке. Ну, почему бы и не Курилами? Поэтому если вы наткнетесь на аналитега, который будет с умной морда лица рассуждать о стратегических соображениях плешивой мрази в вопросе сдачи территорий японцам и геополитических последствиях этого очередного гениального шага, будьте уверены - вам втирают фуфло. Санкции японцы не снимут. Не вводить новых могут пообещать. Правда, тут следует иметь в виду, что «слово джентльмена» нерушимо только в отношении другого джентльмена. Кинуть же туземного вождя для белых людей грехом не считается. Судьба Пехлеви, Каддафи, Януковича и прочих отбросов, имевших неосторожность поверить «старшим партнерам» тому доказательство.
6. Кому выгодно территориальный передел на Дальнем Востоке? Захват Крыма в обмен на острова японцы не признают, это даже обсуждать глупо. И денег не дадут. Если дадут - очень плохо, потому что, коли дадут, то лишь в кредит на строительство газовой трубы в Японию. Кредиты разворует путинская братва, а отдавать с процентами придется вам, вашим детям и вашим внукам. То есть даже гипотетически вы, представители холопского сословия, ничего от сделки века не получите. Ну, почти. Чисто тактические вопросы порешать, возможно, удастся. Например, широко распиаренный проект среднемагистрального самолета
МС-21, в который вбухали уже больше $6 млрд. недавно накрылся мохнатой пи… медным тазом.
Причина в том, что Вашингтон в рамках очередного ужесточения санкций заблокировал поставки Раше композитных элементов, необходимых для изготовления планера. Продукцию американской компании Hexcel и японской Toray Industries заменить отечественными аналогами принципиально невозможно, потому что аналогов принципиально нет. Так что, возможно в этом и еще каких-то конкретных случаях «партнеры» закроют глаза и поставят «санкционку» структурам «Ростеха» через третьих лиц.
Но в целом, скорее, «партнеры» ограничатся тем, что похлопают Вольдемара по пальто, дадут невнятные обещания улучшения отношений. Еще, вероятно, допустят к телу поговорить ни о чем на очередном саммите G-20, пока РФ не вылетела из списка 20 крупнейших экономик мира так же, как она покинула G-8 (сегодня Раша отчаянно борется с Южной Кореей за 11-12 место в мировом рейтинге номинального ВВП). Главным же выгодоприобретателем от сдачи Японии территории, как ни странно, является Америка.
Во-первых, возврат островов станет триумфом именно американской внешней политики. Если вы внимательно прочитали
предыдущий пост, то знаете, что это Вашингтон умело создал более 60 лет назад проблему «северных территорий». Японский парламент в 1951 г. ратифицировал Сан-Францисский договор и признал утрату Курильских островов, не делая никаких оговорок относительно отдельных «камней в океане». В дальнейшем США умело заблокировали процесс заключения мирного договора между Японией и СССР в рамках Московской Декларации 1956 г., вернув архипелаг Рюкю в обмен на право размещения своих военных баз в Японии и пообещав содействовать возвращению Южных Курил, если Токио будет следовать в русле антисоветской внешней политики. Если это произойдет, то для всех станет очевидна выгода от дружбы с США.
Вата, разумеется, полагает, что нерв мировой политики заключается в противостоянии между сатанинским Западом во главе с США и Духовноскрепным Русским Миром во главе с Вовкой. Но для мира РФ - не более чем унылое большое пятно на карте. Реальный вес страны определяется экономикой, а по размеру экономики, Раша - пигмей. Как любят говорить имперски озабоченные поцреоты, сырьевой придаток. Цивилизованный мир давно уже живет в совершенно иной парадигме противостояния США и Китая, что вполне логично. И поэтому Вашингтон заинтересован в укреплении своих позиций в дальневосточном регионе, где у него есть три верных вассала - Япония, Южная Корея и Тайвань (Филиппины под вопросом, но вообще-то они тоже склоняются к тому, чтоб лечь под дядюшку Сэма). Вассалы будут еще более верными и станут еще более энергично следовать в русле американских интересов, если на примере Японии увидят, что это реально выгодно.
Но главное - совсем в ином. Даже локальный пересмотр итогов Второй мировой войны поднимает ставки в территориальных спорах тихоокеанских стран, где претензии есть у всех ко всем. Например, на крошечный необитаемый архипелаг Спратли в Южно-Китайском море претендует аж шесть стран. Серьезные территориальные споры у Китая с Индией (пару раз они даже чутка повоевали друг с другом). Но гораздо больший потенциал имеют взаимные притязания на ранее никому не нужные крошечные острова и атоллы в океане, уже спровоцировавшие гонку морских вооружений в регионе. Все из-за
200-мильной исключительной экономической зоны. И вот тут для США, являющихся единственным арбитром в подобного рода конфликтах, открывается широчайший рынок для торговли услугами безопасности в отношении малых стран и возможности быстро создавать угрозы для стран больших.
В частности, Япония и Китай уже много десятилетий делят архипелаг Сенкаку. Когда-то острова, действительно, были китайскими, но в 1895 г. их захватили японцы. В 1945 г. американцы изъяли их в свою пользу, а в начале 70-х подарили Японии вместе с архипелагом Рюкю в обмен на то, что Токио предъявит претензии СССР относительно «северных территорий». Строго говоря, территориальных претензий Япония, конечно, не выдвигала, имело место лишь своего рода моральное осуждение за неправомочное владение островами, не имеющее никаких юридических последствий. Да, элементарная логика требовала вернуть острова Китаю, союзнику США по антияпонской коалиции. Но в том-то и дело, что до 1979 г. континентальный Китай Вашингтон не признавал, для него Китаем был чанкайшистский Тайвань. В Совбезе ООН заседал именно представитель Тайваня, а не КНР.
Кстати, Тайвань так же требует от японцев вернуть их святую исконную землицу - Дяюйдао, как они именуют этот архипелаг. В итоге судьбу Сенкаку тоже будут решать США. Захотят отдать Китаю - им всего лишь надо попросить Японию забыть о них. А вот Китай их получит (если получит, конечно) не за просто так. Сегодня торговая война между США и Китаем - глобальный экономический фактор. Почему бы Вашингтону не предложить китайцам пойти на уступки в обмен на столь желанные острова. Каждый получает свое - Пекин имперскую гордость, Вашингтон - триллионы долларов гешефта, причем не пожертвов ничем - отдали то не свое. Точно так же, если нужно будет обострить противоречия между КНР и Тайванем, архипелаг подарят последнему.
Это, конечно, утрированный гипотетический пример, как делают политику разумные люди - руководствуясь собственной выгодой. Но привел я его для того, чтобы было понятно: и Япония, и в значительно большей степени РФ - всего лишь объекты в длящейся десятилетия многоходовке с «северными территориями», разыгранной Вашингтоном.
7. Является ли Декларация 1956 г. юридически обязывающим документом? Тем не менее, вне всякой связи с ухищрениями американской дипломатии Московская Декларация 1956 г., согласно которой СССР обязался передать Японии Шикотан и Хабомаи, существует. РФ обязалась выполнять внешнеполитические обязательства Советского Союза. Можно ли как-то обойти пункт о безвозмездной передаче Японии Малой Курильской гряды?
Поцреотня вопит, что передвать острова самураям ни в коем случае нельзя, потому что иначе проклятые пиндосы там тут же разместят там военную базу и нам придет хана, потому что оттуда они будут держать под прицелом весь наш Дальний Восток. Разбирать эти детские страхи, полагаю, не имеет смысла. А если вдруг американцы разместят базу на десять километров южнее на северной оконечности острова Хоккайдо - что-то принципиально изменится - они не смогут оттуда ничего держать под прицелом? Странно, но даже в разгар Холодной войны американских военных на Хоккайдо не было. Более того, их главная база на Окинаве была максимально удалена от территории вероятного противника.
Еще поцреоты пытаются обосновать ничтожность японских претензий тем, что Малая Курильская гряда им была обещана в случае, если на японской территории не будет никаких иностранных военных баз. Это утверждение полностью неверно. Да, изначально, именно такое требование и выдвигало советское правительство, но в ходе переговоров это условие было снято.
Можно ли отказаться от выполнения обязательств вернуть острова Японии, мотивируя тем, что, мол, поезд ушел и «мы передумали»? Конечно, можно. Для этого достаточно официально денонсировать 9-й пункт Московской Декларации 1956 г., чего, сделано не было ни в советские, ни в постсоветские годы. Проблема в том, что подобные шаги может предпринимать только сильное государство в отношении слабого, которое ничем не может ответить. Вот, скажем, Вашингтон «передумал» и денонсировал сначала Договор по ПРО, потом
Договор РСМД. РФ немого повизжала, что «такничесна» и утерлась.
Если вы отказываетесь выполнять международные договора - то и другие могут делать в отношении вас то же самое. Ситуация же складывается таким образом, что именно Кремлю сегодня что-то нужно от мира, а миру от Кремля не нужно ничего. В условиях переизбытка нефти на рынке даже сырьевой придаток миру без особой надобности. Поэтому отказ от выполнения ранее взятых обязательств чреват дальнейшей внешнеполитической изоляцией путинского режима, чего он всеми силами пытается избежать. Поэтому ничего денонсировать плешивый не будет, наоборот, судя по тону россианского МИДа, Декларация 1956 г. взята как отправная точка для ублажения «партнеров» в гораздо более широких пределах. Хрущев обещал только кучку необитаемых скал (Малую Курильскую гряду)? Мы отдадим еще и два больших острова Кунашир и Итуруп. Хозяин - барин. Мы же взяли Московскую Декларацию только «за основу»…
Тем не менее основания для отказа от выполнения 9-го пункта Декларации о передаче Японии островов есть. Не для путинской дипломатии, конечно, но с точки зрения международного права можно без потери лица отказаться от территориальных уступок. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. позволяет сделать это, сославшись на «существенное изменение обстановки». Согласно ст. 52 Конвенции «Договор может быть не исполнен (или отложен с исполнением) полностью или частично в том случае, если после его заключения возникли обстоятельства, существенно изменившие первоначальные условия, из которых стороны исходили при его заключении».
Эти обстоятельства возникли в 1994 г. когда вступила в действие Конвенция ООН по морскому праву, закрепившая зп прибрежными странами права владения на 200-мильную исключительную экономическую морскую зону. То есть объектом передачи является уже не кучка обкаканных чайками унылых камней, торчащих из океана, а, главным образом, прилегающие к ним акватории с запасами полезных ископаемых и биоресурсов. Экономическая ценность Малой Курильской гряды в 1956 г. была абсолютно нулевой. Теперь это уже миллиарды долларов (потенциально, конечно).
Если Москва заинтересована в урегулировании вопроса с мирным договором, то у нее есть железобетонные основания начать переговоры с Японией, не имея никаких обязательств перед Токио. Но, повторюсь, путинская дипломатия решает только одну задачу - продление жизни тяжело больного диктаторского режима, а вовсе не продвижением государственных интересов, защитой территориальной целостности и прочей чепухой. Так что для Кремля Декларация 1956 г. - просто подарок небес. Можно торговать территориями и делать невинное лицо: мол, все претензии к Хрущеву - это ж он пообещал.
8. С чего это автор решил, что Путин пойдет на сдачу территорий Японии? Идут очередные бесплодные переговоры ни о чем. Нет, бесплодные переговоры ни о чем шли предыдущие 20 лет. Сегодня обсуждается именно сдача территорий. Почему автор так решил? Все предельно просто:
- Двусторонние ипломатические контакты идут по нарастающей. В середине января встречаются мининстры иностранных дел, в конце месяца намечена встреча на высшем уровне. Заявленная тема встреч - подготовка мирного договора;
- Российская сторона хранит суровое молчание и даже не вбрасывает дезу через пропагандистские рупоры о том, что обсуждаются вопросы инвестиций и научного сотрудничества, например;
- При этом в Японии и США вдруг ни с того ни с сего открыто заговорили о своих намерениях или отсутствии намерений в отношении Южных Курил;
- МИД РФ никак не реагирует на этот дележ шкуры неубитого медведя, а если и реагирует, то делает это с запозданием и выражает не гнев по поводу посягательств на российский суверенитет, а бухтит невнятно в том духе, что договоренности Путина и Абэ неверно интерпретированы (лучше бы он раскрыл тайну - о чем же они, все-таки, договорились, и мы бы сами их правильно интерпретировали).
- Риторика Кремля разительно изменилась. Если 10 лет назад Путин пафосно заявлял, что для нас проблемы принадлежности Курил не существует, то сегодня он трусливо отсиживается в кустах, традиционно избегая говорить о неудобных для себя вопросах. Точно так же он сначала отрицал саму возможность поднятия пенсионного возраста, потом отмалчивался о своем отношении к предложенной правительством пенсионной реформе, пока наконец не изрек свое эпохальное «Прошу отнестись с пониманием». Сейчас что у Путина на уме, то у Пескова на языке, а он уже не отрицает, что готовится передача территорий, и лишь успокаивает, что «автоматической передачи не будет».
- Тема Курил наглухо ушла из повестки официозной пропаганды;
- Власть начала давить гражданские инициативы «по защите территориальной целостности». Особенно настойчиво это делают власти Сахалинской области, с маниакальным упорством запрещая митинги по проблеме Южных Курил.
Вам нужны еще какие-то основания подозревать, что Кремль готовится сдать очередные территории?
8. Что делать, чтобы сорвать планы Кремля по сдаче Курил? Вы вообще уверены, что этому надо противодействовать? А для чего? Если у вас нет более важных проблем, то, конечно, можете встать грудью на защиту Курил от… Гы-гы-гы! Вот умора - защищать Курилы придется от Путина, а вовсе не от японцев. Представляю, какой оглушительный разрыв шаблона происходит в головах у праведной ваты. Пока можете совершить совершенно бессмысленный, зато безопасный и необременительный, ритуал подписания
петиции. А о том, какие осмысленные действия нужно предпринять для срыва планов кремлевской братвы, расскажу в следующий раз. (Продолжение следует).