Собянин - отличный мэр (от других)

Oct 12, 2015 12:41



Недавно меня причислили к лику экспертов Центра Информационных Коммуникаций «Рейтинг» и доверили право выставлять оценку работе мэров и губернаторов. Буду теперь надувать щеки, хмурить брови и ставить им колы, двойки и неуды за поведение. В связи с этим получил по рассылке подборку аналитики, посвященную дорогому Сергею Семеновичу свет Собянину. У него через пару недель полукруглая дата - пять годочков, как возглавляет столичное хозяйство. Вот по ссылочке образчик апологетического славословия. Кому интересно - наслаждайтесь.

Все, как говорится, ниасилил, ибо многабукаф, и так ясно, что по сравнению с Собяниным, Геракл - пацан в коротких штанишках, а его 12 подвигов - унылый порожняк: то льва какого-то замочил, то 50 дочерей царя Феспия оплодотворил, то навоз из конюшни выгреб. У Собянина для этой мелочевки сотня тыщгостей-мигрантов в оранжевых жилетках есть, которые блеск на улицах наводят. Сам мэр свершает дела масштабные, и простым смертным не то что непосильные, но даже непостижимые их скудным умишкам. Например, Собянин разгреб московские пробки. Частично, конечно.Сам я оценить успехи по борьбе с транспортным коллапсом не могу, поскольку передвигаюсь по столице исключительно на метро, но документглаголит об этом следующее:

«В 2015 году средняя скорость движения транспорта в городе впервые не сократилась, а выросла на 12%. В т.ч., на вылетных магистралях средняя скорость выросла на 8% - с 36 до 39 км/ч, на МКАД на 15% - с 59 до 68 км/ч, в зоне платной парковки на 12% - с 42 до 47 км/ч.  Загруженность дорог уменьшилась в среднем на 25%.»

Погуглил. Вроде не врут. Судя по рейтингу нидерландского агентства TomTom, Москва по показателю загруженности дорог с 1 места в топе, которое она занимала в 2012-2013 гг., по итогам прошлого года опустилась на 4-е, пропустив вперед Стамбул, Мехико и Рио-де-Жанейро. Последние 25 лет загруженность московских дорог только нарастала и нарастала, а в прошлом годе начала снижаться. Возможно, из-за 400 км новых «собянинских» дорог, что в 2,5 раза больше чем за предыдущее пятилетие (168 км). А может, как пишут злопыхатели, сервис Яндекс-пробки стал занижать баллы загруженности дорог - те заторы, которые раньше оценивались в максимальные 10 баллов, стали оцениваться лишь в 7. Хотя вряд ли голландцы будут строить рейтинг на данных интернет-сервисов.

Еще в Москве за собянинскую пятилетку  построены и введены в эксплуатацию 34 км новых линий метро и 18 станций, что в 1,5 раза больше предыдущего пятилетия (24 км линий и 11 станций). По темпам метростроения Москва уступает только мегаполисам Китая. В метро появился халявный Wi-Fi. Это гуд.

На будущий год в столице вообще ожидается транспортная революция - открытие пассажирского движения по кольцевой железной дороге. Не знаю, кому за это надо «ку» делать - то ли Якунину, то ли Собянину. В присланной аналитичке Якунин не упомянут. К тому же он уже того, «бывший». Так что вся слава достается Семенычу.

Далее в там упомянуто, что в 2011-2014 гг.число пассажиров пригородных поездов выросло на 40% - до 680 млн. человек (в 2010 г. - 480 млн. пассажиров). Дескать, это позволило разгрузить московские улицы.

Не знаю, как в реальности, а в записочке сказано, что в начале 2011 г. Собянин запретил в столице уплотнительную и точечную застройку. Да, помнится, при Лужкове много вою было по поводу сноса исторических зданий и всякого прочего архитектурного беспредела. Неужто угомонились? При пчеловоде в Москве снесли аж три тысячи зданий, в том числе представляющих архитектурную и историческую ценность. При Собянине мэрия отказала застройщикам в сносе 195 зданий, и даже выявила 98 новых памятников. Всего в Москве 4 тысячи памятников, нуждающихся в «охранной грамоте», оформлены документы на 3 тысячи объектов культурного наследия.

Погуглил. Градозащитники, конечно, вопят, что понаехавший сибиряк - варвар и хочет снести всю Москву и уже порушил памятников больше, чем Лужков. Но и более-менее адекватные источники говорят, что при новом мэре рушат старину, ничего не стесняясь. Дискуссия ведется лишь о том, беспределят застройщики с одобрения московских властей или последние типа хотят, но не могут обуздать алчных девелоперов.

Вспомнил, что творилось при Собянине в Тюмени. На планете было всего два города, исторический центр которых представлял собой целый комплекс зданий, украшенных деревянной резьбой (глубокой) - Томск и Тюмень. Не знаю, как в Томске, а в Тюмени весь старый центр при Собянине сгорел. Случались, сцуко, «самовозгорания», порой по два за ночь. И баяли, что причиной было, дескать, нежелание властей отдавать территории под застройку. Вот и жгли дома. А как очередной памятник архитектуры сгорит - так уже и строить можно по причине утраты объекта охраны. Вот и гадайте, имел к этому отношение Собянин, или не имел.

Одни говорили, что он чуть ли не лично по ночам ходил и керосинчиком плескал на сарайки. Более осведомленные товарищи лишь снисходительно улыбались: мол, выгода от «самовозгораний» была только собственникам, потому что взамен они получали возможность получить взамен красивых но ветхих деревяшек благоустроенное жилье. В качестве аргумента приводили такой факт: «самовозгорались» почему-то жилые дома, а деревянные памятники, в которых размещались учреждения (такое не редкость), уцелели. В общем, подозрения в данном случае с Собянина снимаются.

В Москве по формальным показателям с охраной памятников истории и культуры все ОК - отремонтировано за годы собянинщины 616 объектов,  благодаря чему доля памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии снизилась с 39% до 24%.

С благоустройством, если верить официальной стстистике, вообще все в ажуре. Всего в Москве 23,6 тыс. дворовых территорий. В 2008-2010 ггг. работы по благоустройству дворов были фактически свернуты, а в период 2011-2015 гг. было приведено в порядок и благоустроено 20,3 тыс. дворов, то есть ВСЕ из тех, что нуждались в благоустройстве. В результате в городе появились дополнительно 3 тыс.  детских площадок с безопасным покрытием, 1,5 тыс. игровых городков, 1 тыс. спортивных площадок. 3,5 тыс. комплексов уличных тренажеров для занятий воркаутом, 190 новых катков. Помимо этого благоустроено порядка 400 зеленых территории, включая 3 новых парка. В дополнение к Арбату в Москве появилось несколько пешеходных улиц, всего же в было создано 232 км пешеходных зон и маршрутов. До Собянина велодорожек в столице не было вообще. Теперь 210 км и 150 станций велопроката. Сам, правда, не видел, но если Гугл не врет, скоро еще 246 км велотрасс появится вдоль набережных.

Еще вдвое меньше стало киосков и в 8 раз меньше наружной рекламы. Тут не спорю, сам заметил. Пишут, что за собянинскую пятилетку в московском воздухе стало на 20% меньше оксида азота, оксида углерода - в среднем на 30% и взвешенных частиц - в среднем на 10%. Это потому что в городе запретили продавать бензин стандарта Евро-4, пробки подрассосали и закрыли цементный элеватор в Печатниках. Вода из крана престала отдавать хлоркой, обеззараживают воду теперь более прогрессивными методами.

В социальной сфере материально-техническое оснащение улучшилось, с чем спорить не буду. Даже, говорят, продолжительность жизни москвичей выросла в среднем на три года. А вот отношения с бюджетниками у московских властей временами были очень напряженными.



В общем, в Москве Собянин занимался примерно тем же, чем и в Тюмени: вбухал гигантские бабки в тротуарную плитку, гранитные бордюры и оптимизировал социальную сферу, о чем я предупреждал еще пять лет назад. Правда, в отличие от столичных медиков, тюменские, когда их оптимизировали, на акции протеста не выходили, а сносили оптимизацию молча и покорно, как и педагоги.

В целом в Тюмени массы от Собянина пребывали в полнейшем восторге, его рейтинг зашкаливал за 85% (для сравнения, тогда у Путина он не превышал 65%). Родители были довольны, что в школах и больницах при Собянине сделали шикарные ремонты. А уж о собянинских дорогах в народе просто легенды слагали. В целом, мнение сложилось такое: пришел Сергей Семеныч - появились в городе дороги, а до того были одни ямы да рытвины. Исторический центр позастроили домами для богатеньких? Ну, так эстэтов и всяких прочих ценителей исторической красоты - 0,5% от всех горожан. Остальным пофиг. Пробки на дорогах в городе выросли? Так большинство и тут видит положительный момент: мол, у народа денег стало больше, машин напокупали.

Вроде как глас народа - глас божий, отдельные недовольные пущай идут лесом. В Москве деятельность мэра большинство тоже оценивает со знаком «плюс», и ниипет. Однако о причинах этого «плюса» сказать все же надо. В Тюменской области в год, предшествоваший пришествию Собянинабюджет составлял жалкие 5 млрд руб. А когда он через пять лет в 2005 г. покидал пост губернатора, отправляясь в Москву, доходы казны региона выросли почти до 120 млрд руб.- тупо осваивать не успевали. С деньгами-то любой может и асфальтом дороги закатать, и гранитные бордюры понатыкать, и евроремонт во всех бюджетных учреждениях зафигачить. Так что насчет великих управленческих талантов Собянина я бы заблуждаться не стал. Бешеные баблопотоки в бюджет обеспечивала растущая цена на нефть, и ничего более.

При Собянине в Москве происходило то же самое - бюджет вырос с 1,1 трлн руб. в 2010 г. до 1,6 трлн руб. в текущем году (это еще без учета межбюджетных трансфертов!).Значит на каждого из 12 миллионовстоличного населения приходится 136 тыс. бюджетных расходов в год. Для сравнения: в граничащей ныне с Москвой Калужской областью (не самый бедный регион в стране) этот показатель составляет более чем втрое меньшую цифру - 45 тыс. руб. на душу в год. Вот и крутись, как хочешь!

А как же кризис? Москве кризис - нипочем. Вся страна кризис на своей шкуре ощущает очень даже чувствительно. Например, в бывшей собянинской вотчине - Тюменской области, бюджет-2015 стал ниже, чем в 2005 г. - всего 118 млрд. руб. В Москве же за истекшее десятилетие бюджет вырос в четыре раза! И на будущий год снижать расходы московское правительство не намерено. Царь, стало быть, другу Собянину доверяет, раз в деньгах не ущемляет.

В общем, с одной стороны в аналитичке данные приведены в целом верные - Москва бурно развивается, москвичи могут быть довольны Семенычем - делается для  них, москвичей, при нем все больше и больше, а раздражающих факторов становится меньше (например, у Собянина нет жены-миллиардерши, как у старика Батурина). Но вот другим, панимаешь, обидно, поскольку развитие  Москвы очень уж ярко выделяется на фоне  других регионов.

мэр Москвы, Собянин

Previous post Next post
Up