Москва, Белый дом, Шувалову

Sep 30, 2015 17:09


Работаю сейчас на одного деятеля, который хочет стать мэром маленького городка. Деятель, как водится, предприниматель средней руки. Но в хорошем смысле этого слова - из тех, кому за державу обидно, и который фанатично верует в то, что Россию вытянут из ямы кризиса не нефтяные цены (они рухнули надолго), а миллионы предпринимателей. Сегодня он устроил круглый стол в местном отделении РСПП с заслушиванием выступления Шувалова на Совфеде (транслировалось онлайн тут) и бурным обсуждением сказанного. Я подозреваю, что вся тусовка была затеяна исключительно для того, чтобы пригласить на нее заместителя губернатора, отвечающего за экономику. Но народ возбудился так, что замгубернатора уже давно откланялся, а предпринимательская общественность все еще увлеченно митингует за стенкой на тему «Как нам спасти Рассеюшку».

Я законспектировал выступление вице-премьера для местной газетки. Но там можно исключительно хвалить партию и правительство за заботу о дорогих рассианах. А кто донесет до кремлевских боссов глас народа? Не заместитель губернатора же… Так что беру на себя тяжкую обязанность осуществления обратной связи между объектом управления и управленцами (хотя не уверен, что последним это надо). Цветом выделены шуваловские тезисы, ниже приведены мнения предпринимателей города Мухосранска Зажопинской губернии.

Малый и средний бизнес в РФ - это 5,6 млн. хозяйствующих субъектов, 95% от всех коммерческих предприятий, рабочие места для 18 млн. чел. 20% ВВП России, а во многих субъектах Российской Федерации треть и более ВРП создаются малыми и средними предприятиями.

Малые и средние предприятия в условиях кризиса должны  сгладить  негативные процессы в сфере занятости, создать точки экономического роста в регионах. Поддержка самозанятости и микробизнеса - есть альтернативы безработице и способ сохранения доходов домохозяйств.

В нашем городке примерно так дело и обстоит - поступление 30% налогов в городскую казну обеспечивают коммерсанты, в малом бизнесе (среднего, как такого, тут вообще нет) занято порядка половины населения (если не считать безработных). Вроде бы с Шуваловым все дружно согласились - необходимо поддержать малый бизнес. Но при этом сами коммерсы отлично осознают, что они не могут стать «точкой роста». Точкой роста могут стать лишь большие предприятия, которые в городе почти все сдохли - там население будет зарабатывать деньги, а предприниматели их «осваивать» через торговлю, рынок услуг, строительство, транспорт и т.д.

Пока же ситуация следующая: зарплата на двух градообразующих предприятиях сократилась, количество работающих тоже, платежеспособность населения упала - и малый бизнес сосет лапу (готовятся сосать нечто другое), многие уже склеили ласты. Ну, не может рабочий, уволенный с разорившегося завода, взять, да открыть свою автомастерскую, какие бы золотые руки он не имел, потому что уже существующие автомастерские сидят без работы - у людей нет денег на «излишества».

Задача правительства - сокращение экономических потерь для действующих малых и средних предприятий и сохранение их инвестиционного потенциала.
Эти слова были встречены одобрительными кивками. Кто-то даже в прениях лизнул заместителю губернатора, что тот чутко прислушивается к распоряжениям правительства и коммерсантам уже снизили ставки каки=то налогов (каких, я не вникал). Видимо, об этом и сказал Шувалов:

Для плательщиков «упрощенки» с объектом налогообложения "доходы" предусмотрена возможность  снижения налоговой ставки с 6% до 1%. Для тех, кто платит единый налог на вмененный доход, налоговая ставка может быть снижена муниципалитетом с 15% до 7,5%.

Тут, правда, представитель мэрии попытался поплакаться, что местная казна имеет мало источников доходов, да еще и потери будут из-за льготкоммерсам, но общественность начала возбужденно махать руками: мол нехрен деньги налогоплательщиков тратить на служебные джипы и шикарный ремонт в администрации. Чиновник попытался оправдываться, но голос его мне был уже не слышен из-за общего негодования. Замгубернатора счел возможным поддержать коммерсантов, пробубнив что-то в том духе, что местные власти должны не стоять с протянутой рукой, а искать дополнительные источники доходов и «оптимизировать» расходы. Глава муниципалитета должен сам стать своего рода предпринимателем (мой клиент при этих словах буквально расцвел, приняв комплимент на свой счет).

Для поддержки активности  малого бизнеса  правительство снизило количество проверок, которые крайне осложняли предпринимателям ведение хозяйственной деятельности. Расширен перечень видов деятельности, для которых которых возможно приобретение патента.

С этим присутствующие дружно согласились, дышать стало легче (хотя были и несогласные): мол, правительство реально в этом направлении работает, сапасибо дорогому Игорю Ивановичу. Вот только для развития бизнеса ему недостаточно «не мешать», а надо бы еще и помочь. А вот с этим все обстоит довольно грустно: кредит стал практически недоступен, попасть в региональные программы по поддержке малого бизнеса нереально.

Замгубернатора только развел руками: мол, мы бы рады, но денег в казне нет, поэтому программы действуют только на бумаге. Но при этом, резко добавив на лицо оптимизма, заявил, что областные власти оказывают «методическую и иную помощь» для включения бизнес-проектов в федеральные программы.

Ответом ему были только скептическое хмыкание и грустные вздохи: мол, ага, сказками мы уже сыты по горло. А Шувалов как раз очень похвалил себя за успех федеральных программ:

В число антикризисных мер правительства включен пункт по поддержке инновационных стартапов через Фонда содействия малым предприятиям в научно-технической сфере.  Фонд уже доказал высокую эффективность работы. Его докапитализация в объеме 5 млрд. руб. позволит обеспечить поддержку тысяче малых предприятий, реализующих инновационные проекты с перспективой коммерциализации.

Комментарий из зала привожу дословно: «Сколково бля». Возможно, упомянутый Шуваловым Фонд действительно чего-то там успешно инвестировал в в научно-технической сфере. Но в провинции эта сфера отсутствует от слова «совсем». Тут средоточие предпринимательской деятельности - три местных рынка. А техническая сфера (без всякой научности) представлена десятком СТО. Самое «инновационное» предприятие в городе - ООО-шка, которая занимается ремонтом электроники.

Свое выступление Шувалов по законам жанра закончил на мажорной ноте, описав наше светлое завтра:

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г. предполагает:

- увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий;

- увеличение в них в 2 раза производительности труда;

- увеличение доли обрабатывающей промышленности в малом и среднем предпринимательстве до 20%;

- увеличение доли трудозанятых в сфере предпринимательства до 35 процентов от общей численности занятого населения.

Вот тут у некоторых возникло несогласие: зачем увеличивать количество малых предприятий, в чем смысл? Это ведет всего лишь к микроскопизации бизнеса. Общий глас был таков: правительство должно  не количество малых предпринимателей подсчитывать, а думать о том, как повысить платежеспособность населения. Тогда и малый бизнес в гору попрет, а малые предприниматели станут средними. Именно укрупнение предприятий, а вовсе не увеличение их числа станет и катализатором роста производительности труда, потому что чем предприятие крупнее и оборотистее, тем проще ему технически модернизироваться.

Насчет количества трудозанятых в сфере предпринимательства многие тоже не поняли посыла. Большая доля мелких предпринимателей в структуре трудозанятых в России - явный признак деградации. Есть деревни, где все 100% рабочих мест создают мелкие предприниматели: пенсионеры и бюджетники получают деньги и несут их предпринимателям - вот и вся модель экономики. От того, что за прилавком на рынке будет стоять вдвое больше торгашей, никому лучше не станет, прежде всего, самим торгашам.

Для населения лучше, когда работают крупные предприятия (ну, типа заводы, «газпромы-роснефти»), во-первых, обеспечивающие народ стабильным заработком, что создает платежеспособный спрос; во-вторых, крупный бизнес создает спрос на услуги малых и средних предприятий. То есть для коммерсантов важен объем рынка, который они могут освоить, а вовсе не количество кустарей-надомников, создающих на рынке хаос.

По этому поводу возникла продолжительная дискуссия. Один из присутствующих предположил, что Шувалов имел в виду нечто иное: мол, нам-бы поменять структуру экономики на постиндустриальную, когда сфера услуг занимает долю в 70% ВВП и в которой трудится порядка 50% трудоспособного населения развитых стран.

А-а-а-а, ну тады другое дело, - согласились участники дискуссии и грустно вздохнули, прикидывая, удастся ли им дожить до «структурных изменений в экономике». Но  в оконцовке мероприятия ведущий все же выразил вице-премьеру Шувалову, «настоящему профессионалу, человеку дела, не раз доказавшему свою эффективность» благодарность за заботу и пожелал дальнейших успехов в осуществлении этой самой заботы о предпринимательском сообществе. Целевая аудитория откликнулась нестройными аплодисментами.

Экономика

Previous post Next post
Up