Амстердам - все всякого сомнения, один из самых "велосипедных" городов мира. Мне в одном посте, безусловно, всю тему не раскрыть. Попробую рассказать о своём опыте, скатываясь в теорию лишь самую малость.
Когда я в офисе собирал подписи в поддержку проекта велодорожки из Академического до центра Екатеринбурга, мне нечего было ответить на аргумент коллеги о том, что к его дому даже тротуар не подведен. Увы, это так даже в моём не самом отдалённом от центра районе. Например, сейчас мне нужно метров сто пропрыгать на цыпочках по пути до остановки, потому что с одной стороны проходит стройка и часть тротуара оказалась уничтожена, а с другой стороны зелёный газон превращен в грязь колесами автомобилей.
Так вот, в цивилизованных странах всё немного не так. Наличие тротуара, причём куда более основательного, по сравнению с нашей мелкой и крошащейся плиткой, под сомнение не ставится, равно как и велосипедная дорожка, неизменно сопровождающая автодорогу (даже между городами). Естественно, есть и вся мыслимая велоинфраструктура типа парковок и прочего. Благодаря всему этому, перемещение на велосипеде по Амстердаму происходит в разы быстрее, чем по нашему городу.
Так было и со мной. Одним утром я воспользовался предложением хозяев и взял у них напрокат велосипед за 5 евро. Велосипед был, безусловно, видавшим виды. Меня это вполне устраивало, потому что это типичное состояние для местного велосипеда. Велосипед гордо нёс шильдик "Peugeot", тормозил движением педалей назад, на заднем колесе был встроенный замок "для коротких остановок". Для продолжительных остановок - приличная цепь в тряпичной обмотке с замком. Обычный комплект городского велосипедиста.
Первое впечатление: велосипед тормозит еле-еле, зато сидишь на нём в позе "like a boss", а не согнувшись, как на моём Merida. Почти все перекрестки оборудованы светофором для велосипедистов, надо остановиться и нажать на кнопку. Это было непросто, т.к. тормозить "ногами" и тут же соскакивать я совсем не привык. Ещё стартовать при наличии единственной передачи тоже оказалось нелегко.
Тем не менее, я вышел на улицу и поехал, куда глаза глядят. Сразу же понял, зачем в здании большой прямоугольный лифт с дверью на узкой стороне. Я поехал в направлении от центра, разумно предположив, что трафик там будет меньший. Ехать было легко и весело, о направлении совсем не думал (если что, буду смотреть с какой стороны на деревьях растет мох, и т.п.). Проехал мимо стадиона Ajax, мимо IKEA, проехал возле
одинокого "ветряка" и заехал в
какие-то парки. Карту своих перемещений я попытался восстановить по памяти только что: точками отмечены дом, стадион и IKEA, "ветряк" расположен на юго-восточном берегу водоёма (возле отметок "A2" и "E35"), а овцы - где-то западнее и севернее.
Я там долго блуждал. Увидел указатели на Гарлем с каким-то приемлемым количеством километров, но выехать на направление быстро не смог и идею забросил. Интересно, что загородная сеть велодорожек имеет указатели на какие-то свои населённые пункты. Проплутав там прилично, я вернулся назад к IKEA примерно тем же путём.
Оттуда вернулся в город. В городе поехал по маршруту из моего путеводителя - через центр к восточным докам. Как обещал автор, направление будет не очень загруженное. Потом я понял, что так оно и было, хотя ехать было уже напряжно из-за возросшего числа участников движения.
Отдохнув на берегах
Java-eiland, я поехал кататься по самому туристическому центру. Это было ужасно! Все дорожки в туристах, которые скорее плетутся, чем бодро идут. Как назло, звонок на велосипеде оказался проржавевшим и толком не работал. На узких улочках вообще было не проехать. Катаясь по центру, заметил интересное: каждый второй вдох воздуха отдаёт марихуаной, чередуясь с глотками чистого воздуха. Так густо там натыканы кофешопы.
Завершить свой велосипедный день я решил в Вондельпарке. В первый мой визит туда (в качестве пешехода), парк меня совсем не впечатлил. Видали в Финляндии куда интереснее и натуральнее. Но на велосипеде оказалось веселее: покатался, полежал на траве, попил, пописал!
Возвращался домой затемно. Фонарь на велосипеде, если даже и светил, то но особенно ярко. Под конец дня болели плечи (от непривычной посадки, думаю) и ноги (от постоянных стартов-остановок). Домой добрался усталый, но довольный. Кто бывал в Амстердаме, заметит, что перечисленные перемещения пешком заняли бы несколько дней.
В следующий раз - рассказ про Гаагу!