"Елена". Предательство

Dec 03, 2011 23:03



Надежда Маркина, Андрей Смирнов. Яндекс.ру

Андрей Звягинцев хотел назвать свою картину «Нашествие варваров», но передумал, решив, что это слишком в лоб, и назвал «Елена».
Мы, люди, одновременно делаем что-то одно: либо чувствуем, либо думаем (либо ни то, ни другое, что, по сути, тоже является чем-то одним, увы, единственным). Киноязык Звягинцева напоминает мне язык терапевтической сессии. Смотрю и впечатляюсь, осмысляю, выражаю мысль.
Впечатлялась я сильно, долго и глубоко, мне очень понравилось, как режиссер рассказал историю. Я читала много мнений, о чем этот фильм.
Для меня - о предательстве.

Пока смотрела, то одному сострадала, то другому. Я редко так делаю. Обычно или в конце определяюсь, кто тут для меня кто, или характер с самого начала ясен. «Елена» не такая. Фильм этим дивно хорош.
Сочувствовала Елене (живет служанкой при муже, эх, бабья доля). Ее сыну с семьей (прозябают в нищете, голытьба-Россия), дочери Кате (одинокой в своем горе). С момента, когда герой Смирнова вернулся из больницы домой, только ему.
Я за честность. Для меня большая ценность в том, чтобы честно сказать, без увиливаний и уверток, какой я сейчас, что делаю и что собираюсь делать. В этой точке я и осталась с героем. Он сказал о своем завещании Елене, она промолчала в ответ и убила. Молча.
И потом, помните, говорит его дочке: «Ты должна мне верить». Должна верить… Как ножом по стеклу.

Чем предательство отличается от измены? У каждого свой смысл. Для меня измена - это когда человек ушел, что-то сделал на стороне нехорошее, противоречащее нашим общим ценностям, потом вернулся. Из-за его поступка отношения не обязательно прерываются. Есть выбор: продолжать или завершить.

Предательство - это когда продолжать дальше невозможно. Он сделал что-то несовместимое с жизнью вдвоем, с жизнью отношений: убил или нанес такую травму, что больше уже не склеить.
Предательство навсегда.
Елена - это Федя Раскольников, погубивший олигарха. Федя, который за сто лет устал мучиться совестью и отменил в себе эту функцию - теперь он не страдает: убил, заварил чай, достал печенюшки.
Мне смотреть страшно. Им так жить - нет.

Я долго пыталась пристроить в своей голове эту мысль. Мне с ней трудно: убивают не какие-то ужасные люди. Убивают просто люди. «Мне надо такое, как у тебя есть. Сам зарабатывать не буду, ты мне отдай». Послание такое: ты отвечаешь за мою жизнь, а не я сам.

Мир с тонкими порывами души, книгами про навыки высокоэффективных людей, тайм-менеджментом и самопознанием существует вместе с варварским, первобытным миром, где нет совести, вины и стыда, а убийство - не грех, а средство.

Поэтому, если в вашей жизни есть тепло, понимание, близость - а в моей есть - цените, уважайте, берегите. Это я, наверное, от отчаяния к вам с призывами. Мне-то не переделать мир.
Я могу только любить, я умею. И надеюсь, моя любовь согревает наши с вами дни, и кому-то от этого легче.

Размышлёныши, Субботний рассказ, Жизнь

Previous post Next post
Up