Готов спорить, что это произведение все знают. Это признанная классика, но дальше ве... Ой, чуть не проговорился. Но дальше второй главы никто не читал.
Это я противный и упорный. Раз уж начал, то обязательно или дочитаю или аудиовариант прослушаю. И в это произведение (которое, кстати, слушаю, а не читаю) попал отрывок наших дней. Под катом приведу этот отрывок, изменив или убрав, то что может явно указать на автора или его творение. Угадаете? А под спойлером будет ответ. - Вы, затронули предмет, пробудивший во мне давнюю неприязнь к нынешним комедиям. Ведь комедия должна быть зеркалом жизни человеческой, образцом олицетворением истины, меж тем как нынешние комедии суть зеркала бессмыслицы, образцы глупости и олицетворения распутства.
Скажут, что основная цель, которую преследуют государства благоустроенные, дозволяя публичные зрелища, это доставить обществу невинные увеселения и отвлечь его от дурных наклонностей, праздностью порождаемых, и если, мол, цели этой достигает любая комедия, как хорошая, так и дурная, то и незачем устанавливать правила и стеснять сочинителей и актеров определенными рамками.
Я бы на это возразил, что указанная цель была бы гораздо скорее достигнута с помощью не плохих, а хороших комедий.
Беда в том, что комедия нынче превратилась в товар, и авторы говорят, и говорят сущую правду, что иного сорта комедию ни один театр у них не купит, и по сему обстоятельству поэт приноравливается к требованиям того театра, который его произведения покупает.
Прочие же до того небрежно пишут, что после представления актеры из боязни преследований должны бежать и скрываться, как это и бывало уже не раз, когда давалось что-нибудь оскорбительное для власти или же задевающее честь того или иного знатного рода.
А ведь подобные безобразия, равно как и многие другие, о которых я говорить не стану, могли бы быть устранены, когда бы в столице кто-либо из людей просвещенных и разумных просматривал все комедии до их представления на сцене, и не только те, которые играны бывают в столице, но и любую комедию, какую только пожелают сыграть где-либо в стране, и без его одобрения, подписи и печати местные власти не дозволяли на сцену ни одной комедии, - таким образом, комедиантам пришлось бы сперва посылать комедии в столицу, зато потом они могли бы уже совершенно спокойно их представлять, а сочинители, боясь строгого суда знатока, стали бы с большею тщательностью и прилежанием над своими комедиями трудиться.
И так у нас появились бы хорошие комедии, в полной мере отвечающие своему назначению, то есть они увеселяли бы народ, удовлетворяли лучшие умы государства и обеспечивали доход и безопасность актеров, власти же были бы избавлены от труда преследовать их.
И если бы тому же самому лицу или кому-нибудь другому поручить просмотр вновь выходящих книг, то некоторые из них достигли бы того совершенства, о коем все мечтают: они обогатили бы наш язык пленительными и бесценными сокровищами красноречия, так что блеск старых романов померкнул бы при свете только что вышедших, и послужили бы невинным развлечением не для одних праздных, но даже для наиболее знатных людей.