Позитивный девиант

Jun 27, 2011 15:15

В продолжение предыдущей заметки, попалась интересная статья в National Geograthics По возрасту не положено: детские браки. Полностью можно прочитать по ссылке, а я хотела бы обратить внимание на несколько моментов

Буду цитировать по ходу статьи.

Многие взрослые, такие, как односельчанки Раджани, поющие печальные песни, пока юные невесты моются, не видят в детских браках ничего плохого. Образование девочек все равно будет прервано, так или иначе. Если не из-за брака, то просто потому, что в сельских районах в близлежащей школе может быть всего пять классов, а дальше пришлось бы каждый день ездить в школу на автобусе, набитом похотливыми мужчинами. В самой школе вполне может не оказаться закрывающегося туалета, необходимого девочке-подростку с гигиенической точки зрения. Кроме того, обучение в школе стоит денег - а практичные родители их берегут для сыновей: считается, что те принесут больше пользы. Так, на хинди дочерей, живущих с родителями, даже называют «парайа дхан», что означает «чужое богатство».

Ну а все рассуждения о том, что девушка сама имеет право выбирать себе жениха и что браки должны совершаться по любви, во многих уголках мира до сих пор воспринимаются как глупые и вздорные. Так, в Индии большинство браков, как и раньше, заключаются по воле родителей. Крепкий брак рассматривается как союз двух семей, а не двух личностей - а стало быть, выбор должен быть тщательно продуман многими взрослыми людьми, а не юными влюб-ленными, которые повинуются мимолетным порывам и зову сердца.

Поэтому там, где царит нищета, где потерявшие невинность девушки считаются непригодными для брака, где многие поколения предков вступали в брак не по своей воле, где старухи родственницы настаивают на том, чтобы девочки быстрее выходили замуж - мол, со мной так было, значит, и с ней должно быть так же, - даже самый убежденный борец с ранними браками растеряется, не зная, с чего начать. «К нашему сотруднику обратился отец девочки-подростка, - рассказывает Шрила Дас Гупта, врач из Нью-Дели, ранее работавшая в Международном центре исследования женщин (ICRW), одной из нескольких некоммерческих организаций, активно борющихся с ранними браками. - Он сказал: “Хорошо, если я решу выдать свою дочь замуж позже, возьмете ли вы на себя ответственность за ее защиту?” Наш сотрудник пришел к нам и спросил: “Что я ему скажу, если его дочь изнасилуют, когда ей будет 14?” На такие вопросы у нас нет ответов».

То есть, это означает, что при всём ужасе ситуации, даже те неравнодушные, которые активно участвуют в борьбе с этим явлением, понимают, что ситуация не так проста и очевидна, как это может показаться со стороны. Что есть определённые традиции, определённые понятия "греха", отличающиеся от нашего, отсутствие необходимых условий для того, чтобы этот конфликт (а его наличие признают многие) преодолеть.

«Если бы ранний брак был сколько-нибудь опасен, Аллах запретил бы его, - заявил нам депутат йеменского парламента Мухаммед Аль-Хамзи. Мы разговаривали с ним в Сане, столице этого государства. - Мы не можем запретить то, чего не запретил сам Аллах». Религиозный фундаменталист и консерватор Аль-Хамзи - яростный противник любых попыток законодательно запретить замужество девушкам младше определенного возраста (в последнем проекте - младше 17 лет). Ислам не дозволяет брачных отношений до тех пор, пока девочка не готова к ним физически, говорит Аль-Хамзи, однако в Священном Коране не говорится о конкретных возрастных ограничениях, так что этот вопрос должен находиться в ведении семьи и религиозных наставников, а не законов.
 Это, мне кажется, очень важный момент, который позволит бороться против ранних браков, оставаясь в рамках Ислама и не посягая на свободу вероисповедания людей. Этим уже воспользовались многие исламские страны. Как я уже писала в комментариях к предыдущей записи, во многих странах исламисты называются "партии исламского возрождения" и трактуют себя как националистические, как сражающиеся против чужого влияния, за право нации  чтить свои традиции и оставаться самими собою. Не следует давать им излишнего повода, очерняя их религию. Если их и нужно "бить" - то только их же оружием. То есть, оставаясь в рамках ислама.

Тут мобильник шейха загудел, он снял его с пояса и вышел на улицу. Я сдернула с головы платок - раньше я видела, как моя переводчица делала так, когда рядом не было мужчин, и женщины заводили доверительный разговор. Мы быстро задали несколько вопросов: как у вас готовятся к брачной ночи? рассказывают ли невестам, чего им следует ожидать?

Женщины взглянули в сторону двери и, увидев, что шейх полностью поглощен разговором, подались в мою сторону. «Девочки ничего не знают, - сказала одна из них. - Мужчины принуждают их».

А не могли бы они рассказать нам о маленькой Айше и ее толстом 50-летнем муже? Тут женщины заговорили все разом: это ужасная история, такое нужно запретить, но мы ничего не могли поделать. Маленькая Айша закричала от страха, когда увидела мужчину, за которого ей предстояло выйти замуж, сказала женщина по имени Фатима, которая, как оказалось, была старшей сестрой Айши. Кто-то сообщил в полицию, но отец Айши приказал ей надеть туфли на высоких каблуках, чтобы казаться выше, и закрыть лицо. Кроме того, он пригрозил, что, если его отправят в тюрьму, он убьет Айшу, когда оттуда выйдет. Полиция приехала и уехала, не приняв никаких мер, и сейчас - женщины заговорили тише и быстрее, поскольку шейх уже начал прощаться со своим собеседником, - Айша замужем и живет в другой деревне, в двух часах езды. «Каждый день она звонит мне и плачет», - сказала Фатима.

Собственно, здесь мы видим две стороны одной медали. С одной стороны - "шейх", которого все боятся, с другой стороны - скрытый протест. То есть в том обществе есть силы, готовые это ограничение поддержать. Ситуация зреет.

...в наши дни любой мужчина, желающий взять в жены маленькую девочку, позорит свою религию. «В исламской традиции человеческое тело обладает большой ценностью, - подчеркнул Наджиб Саид Ганем, глава комитета по здравоохранению и демографии парламента Йемена. - Как бриллиант». Он перечислил несколько опасных для здоровья последствий принуждения девочек к половой жизни и деторождению до того, как они физически созреют: разрыв стенок влагалища, образование внутренних разрывов...
Ещё один пункт, позволяющий бороться за права женщин и детей, оставаясь в рамках ислама.

Для йеменцев удивительным в истории Нуджуд было не то, что отец принудил ее выйти замуж за человека втрое старше, не то, что муж вступил с ней в насильственную связь в первую же ночь (хотя вроде бы и обещал подождать, пока жена подрастет), и не то, что наутро свекровь девочки вместе с женой другого своего сына сперва одобрительно осмотрели окровавленную простыню, а потом подняли Нуджуд с постели и понесли мыться. Нет, во всем этом не было ничего необычного. Удивительно было то, что Нуджуд посмела нанести ответный удар.
Когда изумленный судья спросил у десятилетней девочки, что она делает одна-одинешенька в суде большого города, Нуджуд ответила, что пришла получить развод. Представлять ее интересы взялась известная в Йемене женщина-адвокат. В англоязычной прессе начали появляться статьи об этом деле - сначала в Йемене, потом и по всему миру; публикации вызвали огромный интерес, тем более что сама Нуджуд была очаровательна - и когда она наконец получила развод, решение в зале суда овацией приветствовала толпа народа.
Это говорит о том, что исламское общество, несмотря на консервативность, не осуждает девочку, а аплодирует ей. Да, лучше, чтобы таких случаев вообще не было - с этим никто не спорит. Но то, что они происходят и находят отклик в душах людей, позволяет не умереть надежде на лучшее - на исламскую реформацию силами исламского же общества.

В теории общественных изменений для таких, как Нуджуд Али, есть специальный термин: «позитивный девиант». Это действующие в обществе одиночки, которые благодаря и стечению обстоятельств своей жизни, и свойственной им решимости способны отвергнуть традиции и попытаться предложить что-то новое - возможно, радикально новое.

Среди позитивных девиантов, участвующих в кампаниях против ранних браков в разных странах, есть матери, отцы, бабушки, школьные учителя, деревенские врачи... Но самые упорные борцы - сами девочки-бунтарки.

И у каждой из них появляются последовательницы. В Йемене я познакомилась с 12-летней Рим, которая добилась развода через несколько месяцев после Нуджуд; при этом ей удалось убедить в своей правоте враждебно настроенного судью, прославившегося заявлением о том, что столь юная жена еще слишком мала, чтобы принимать решение о разводе. В Индии я встречалась с 13-летней Сунил, которую хотели выдать замуж, когда ей было 11. Сунил решительно заявила родителям, что отвергнет жениха, который был уже в пути, - а если те попытаются выдать ее замуж насильно, то она заявит в полицию и разобьет отцу голову.
Именно об этом (об исламской реформации силами исламского же общества) как о единственно возможном пути решения проблемы, очень хорошо и подробно написано тут: "На пути к исламской реформации" Книга написана мусульманином, вынужденным в силу понятных причин эмигрировать из своей страны. Он очень честно и с разных сторон описывает проблемы, стоящие перед исламским обществом, причины их появления и возможные пути решения. Всем, кого эта тема интересует, настоятельно рекомендую к прочтению.

Сам собою, напрашивается вопрос - можем ли мы что-то сделать? Как мы можем повлиять на ситуацию, чтобы не навредить? Я думаю, что можем. Варианты следующие:
1. Распространять информацию о фактах, вызывающих возмущение. Уже сам факт распространения информации, безусловно, полезен.
2. Желательно при этом не отделять ситуацию от контекста, в котором всё это происходит, и понимать, что движет этими людьми. В частности, о дальнейшей судьбе Нуджуд Али (после развода) можно прочитать тут: http://karina-yem.livejournal.com/425044.html Её развод, так потрясший общественность как Йемена, так и других стран - это лишь маленькая победа на пути большой битвы за лучшую жизнь.



3. Желающие могут перечислить сумму на счёт упомянутой в статье ICRW в помощь их борьбе с детскими браками. Координаты тут: https://www.icrw.org/donate/end-child-marriage Как ещё помочь этой организации в борьбе с детскими браками, см. http://www.icrw.org/what-we-do/adolescents/child-marriage
4. Выполняя пункты 1,2,3 - старайтесь думать о чувствах людей, про которых вы пишите, о мире, в котором они живут, о законах существования, которым они следуют уже много сотен лет. Старайтесь не делать из исламского мира "коллективного Гитлера", не способствовать разжиганию межрелигиозных конфликтов. Это очень важно, чтобы быть услышанным другою стороной - ведь цель всех этих возмущений находится там, с другой стороны.

другие люди

Previous post Next post
Up