В семидесятых годах Дэвид Кинг впервые приехал в СССР и к своему удивлению столкнулся с тем, что не нашел в архивах фотографию Троцкого, понимая, что не может такого быть, чтобы фотосвидетельств вообще не осталось, Дэвид начинает собирать свою коллекцию материалов об исчезновении людей из истории Советского Союза. Именно эта коллекция и стала сейчас выставочным материалом в Музее истории ГУЛАГа.
О самом музее я уже писала несколько лет назад на
Афише, но выставка
"Комиссар исчезает" это совешенно иное, чем постоянная экспозиция.
Попадая из ряда героев в ряды врагов, люди не просто исчезали из жизни, за нимим стирался весь исторический след. Например после казни Л.П. Берии из тиража Большой Советской Энциклопедии изъяли 4 страницы с его биографией, а подписчикам разослали вставку того же объема о Беринговом море.
И люди боялись..
Боялись, и из страха вырезали и замарывали тушью лица, стертые чьим-то приказом из истории.
Здесь же, на выставке, и "раскрашенный" альбом Александра Родченко «Десять лет Узбекистана», который становился нелегальной литературой, имея в себе информацию о репрессированных. И Родченко старательно закрашивал страницы своего авторского экземпляра, превращая его вновь в разрешенный материал.
Существовала целая армия ретушеров, которые искусно удаляли "неугодных" из фотоматериалов, "растворяли" их в пейзажах, колоннах зданий, в стенах помещений.
Любой практикующий дизайнер сегодня произведет перемены в фотографии куда более искусно, нежели ретушеры того времени, но удивить мастерством здесь нет цели. Вглядываясь в технику, довольно быстро теряешь понимание того, что за каждой замаранной фотографией стоит чья-то смерть.
Мне довелось участвовать в монтаже этой выставки, в процессе которого я сняла вот это видео:
Журнал SGMG назвал "Комиссар исчезает" одной из самых ожидаемых )) на равне с Луврской "Святой Анной" и Дэмиеном Херстом в галерее Tate Modern (Лондон).
Еще о выставке писал
Огонек,
Комсомольская правда,
Газета.ru и многие другие.
А вот и сам Дэвид Кинг
теперь у меня тоже есть такой альбом