Монумент Родины-матери в Киеве создан по эскизному проекту одного из самых известных скульпторов-монументалистов ХХ века - Евгения Вучетича. Он задумал цикл «Поэма о мечах». Цикл должны были составлять 2 женские фигуры и 2 мужские.
Открывать цикл должен был наш монумент - женщина в мольбе.
Именно так подняв руки, молились в древности, именно так изображали в древних храмах Богородицу Оранту (традиция складывать руки лодочкой пришла позже из католичества). Поэтому взор женщины обращен на восток. Она молит о защите, но меч уже поднят
Родина-мать
Киев
Богородица Оранта
Софийский собор в Киеве, ХІ век
Второй монумент - «Родина-мать зовет» в Волгограде. Это уже ярость, крик, рев, призыв к нападению, разгрому врага и победе. Ее часто называют современной Никой Самофракийской. Меч занесен над головой, чтоб сокрушить врага
Родина-мать зовет
Волгоград
Ника Самофракийская
II в. до н.э.
Третий монумент - воин-освободитель в Берлине, в Трептов-парке. Меч опущен. И, наконец, четвертый. В Нью-Йорке, рядом со зданием ООН - «Перекуем мечи на орала».
Воин-освободитель
Берлин, Трептов-парк
Перекуем мечи на орала
Нью-Йорк
Но так сложилось, что возведение памятников происходило не в задуманном порядке. Первым был Берлин (1946), потом Нью-Йорк (1957), потом Волгоград (1967) и, наконец, Киев (1981).
К моменту начала работ над монументом Евгений Вучетич уже умер, и работы выполнялись под руководством украинского скульптора Василия Бородая
Как парижане Эйфелеву башню, так и киевляне восприняли этот грандиозный (высота с пьедесталом - 102 м) монумент в штыки, но прошло больше четверти века, выросло поколение, для которого Родина-мать стала не только природной на днепровских склонах, но и своеобразный маяком - Киев близко, скоро дом.
Автор Кулюпина Н.Ю.
Первая публикация:
https://vk.com/excurskiev?w=wall-41076568_113
Фото Людмила Капшученко (Пилипчук) /Ресурс "Одноклассники"/