Ростов-на-Дону, ч.4 - это кто ещё тут Великий...

Aug 16, 2016 12:58

Оригинал взят у ts58 в Ростов-на-Дону, ч.4 - это кто ещё тут Великий...



Предыдущие части моего рассказа про Ростов-на-Дону были достаточно критичными. Многие ростовчане остались недовольны. До топовых блоггеров, щедро поливающих российские города грязью, мне конечно далеко, но для моего, скажем так, оптимистичного блога описание было действительно довольно отрицательным. Я конечно восторгался колоритом и самобытностью города, но частью этого колорита, к сожалению, является и его неухоженность и необустроенность. Пришла пора сказать что-то однозначно положительное про Ростов. Эта часть будет посвящена Пушкинской улице - второй по значимости и красоте в Ростове после Большой Садовой. Она немногим уступает ей архитектурой, зато по благоустройству и ухоженности ей нет равных в Ростове. В дополнение к Пушкинской улице покажу крупные советские монументы и мемориалы Ростова.

1. Прогулку по Пушкинской начнём немного издалека. Чтобы попасть на неё с параллельной Большой Садовой, мы прошли короткий, но очень насыщенный участок Будённовского проспекта. Здесь встретился доходный дом Чирикова (1913), ныне занятый ОВД. Здание красивое, но серый цвет несколько съедает его декор:



2. Перед радиочастотным центром ЮФО, превратившимся, видимо, в центр продаж Ростелекома, установлен бюст Попова. Именно в Ростове в 1901-м году под его руководством была запущена первая гражданская радиостанция в стране.



3. Тут же - здание ростовского цирка 1957-го. Выглядит нетипично помпезно, больше похоже на театр. Особенно радует скульптурная группа с конями на фронтоне. В Ростове вообще много скульптур, изображающих лошадей. Казачий край, как-никак. Но Новочеркасск, про который я начну рассказывать сразу после Ростова, он всё равно не переплюнет. Там кони вообще на каждом шагу...


4. И вот мы наконец сворачиваем с Будённовского проспекта и попадаем на Пушкинскую улицу. Пройдём участок отсюда и до конца, до Театрального проспекта. Небольшой кусок Пушкинской в обратную сторону от этого места я потом тоже прошёл, но там ничего особо интересного кроме благоустройства нет. Встречает нас бюст Будённого:


5. Прошли буквально пару десятков метров и оказались у "заднего" входа в главный парк Ростова - им. Горького. Центральный вход в него со стороны Большой Садовой мы прошли во второй части. Здесь же с живописной возвышенности группа товарищей указывает нам на виднеющиеся отсюда купола кафедрального Рождественского собора и его колокольни:


6. Товарищи оказались памятником митингу, прошедшему на этом месте в 1917-м году в поддержку Октябрьской революции. Ну а с Пушкинской снова придётся свернуть и заглянуть в парк, хоть на чуть-чуть.


7. В принципе, парк довольно симпатичный, но перегруженный, как и набережная, как и Большая Садовая. На небольшом участке земли уместили слишком большое количество всевозможных объектов, типа сцен, фонтанов, памятников, клумб. Как таковой зелёной зоны почти не осталось.
Центральная клумба парка, с ротондой и двумя фонтанами (по центру и в дальнем конце). Надо заметить, что ландшафтный дизайн в целом по Ростову на достаточно высоком уровне. Фото сделано с пешеходного мостика:


8. Парк исторический, судьбой чем-то похож на своего собрата из Краснодара. Также ранее назывался Городским садом, также переименован в честь Горького, также основан в XIX-м веке на базе частных садов.
Летний театр:


9. У входа в парк со стороны Большой Садовой установлен памятник ростовскому градоначальнику второй половины XIX-го века А. Байкову. В составе скульптуры изображены символы новшеств, появившихся в Ростове при нём - тротуары, фонари, общественный транспорт, набережная, сады, водопровод и т.д.


10. Возвращаясь из парка на Пушкинскую по переулку Семашко, обратил внимание на следующее здание. Как оказалось, это бывшая школа домоводства и кулинарии 1901-го, ныне - ресторан. Стиль в официальных источниках определяется как "эклектика", мне же здание напоминает какие-нибудь старые русские палаты в центре Москвы. Для Ростова не типично:



11. Ну всё, теперь точно возвращаемся на Пушкинскую. Прелесть этой улицы в том, что она одна из самых красивых с точки зрения застройки в Ростове и при том достаточно тихая и уютная. Таких помпезных модерновых дворцов как на Большой Садовой тут конечно нет, но архитектура тут всё равно очень даже достойная. Зато в отличие от той же Большой Садовой здесь нет сумасшедшего траффика. Одна половина Пушкинской - это бульвар с достаточно узкой проезжей частью, а другая и вовсе полноценный парк. Первый раз, кстати, вижу, чтобы бывшую проезжую часть в городе превратили не в "Арбат", т.е. торгово-прогулочное пространство с плиткой и фонарями, а именно в зелёную зону. Ты по-прежнему идёшь в коридоре из домов, но при этом - под тенью деревьев и посреди клумб. Оригинально, непривычно и очень здорово.



12. Опять же, в отличие от Большой Садовой или набережной Дона тут выдержана гармония в плотности всевозможных декоративных элементов. Всякие памятники и украшения встречаются ровно в том количестве, чтобы создать уют, но не мешать и не приедаться. Тут же появляется и адекватная уличная навигация. Такое ощущение, что благоустройством отдельно взятой Пушкинской и всего остального Ростова занимались совершенно разные люди.


13. По красоте архитектуры Пушкинская - явно выраженный второй номер в городе после Большой Садовой. Только траффика нет, что автоматически ставит её в выигрышное положение.
На одном из перекрёстков Пушкинской проходы на бульварную зону охраняют по паре львов. Между передних лап этих кошачьих - по герою из пушкинских сказок: Золотая рыбка, царевна Лебедь, Золотой петушок и белка (которая орешки с изумрудами грызёт):


14. В ноябре Ростову придавали колориту валяющиеся по всему городу стручки акации. В Москве, да и вообще в средней полосе, такого не увидишь. А ещё стаи грачей. Тысячи их...
Кафе "Дантес" на Пушкинской улице. У кого-то весьма нетривиальное чувство юмора. Либо просто Пушкина не любят.



15. Застройка Пушкинской пониже, нежели на Большой Садовой, но декор фасадов не менее претенциозен. Такие небольшие уютные купеческие особнячки, чисто для себя, в отличие от доходных домов на Большой Садовой, что строились под сдачу. Архитектурой Пушкинская напоминает тихие улицы центра Москвы, расположенные внутри Садового кольца между крупных магистралей:


16. Памятник ростовским кузнецам и литейщикам в виде колокола с надписью "Ростов-на-Дону". Учитывая, что я коллекционирую колокольчики из посещённых городов, пройти мимо не мог. Жалко с собой нельзя унести...
В XIX-м веке, когда район современной Пушкинской улицы был грязной окраиной, здесь находились кузнечные мастерские. Прежде, чем стать второй улицей Ростова, она называлась Кузнецкой.



17. Одно из красивейших зданий Пушкинской - особняк Петрова (он же - особняк Домбровского) конца XIX-го века. Домбровский - это первый его владелец, Петров - адвокат, получивший особняк в подарок за выигранное дело от Владикавказской железной дороги, которой в ту пору дом принадлежал. С 1959-го здесь размещается Ростовский музей изобразительных искусств:


18. В один из дней пребывания в Ростове мы съездили в Новочеркасск. Возвращаясь обратно в областной центр, наблюдая из окна машины пресловутую ростовскую суету, мы задались вопросом - а чем вообще живёт этот шумный беспорядочный город? По городскому колориту складывалось впечатление, что исключительно портом и рынком. Но на деле в Ростове есть вполне себе живая и мощная промышленность.
Памятник Пушкину. Куда уж без него на улице Пушкинской, рядом с кафе "Дантес". Установлен в 1959-м:



19. Среди ростовских предприятий - "Роствертол", исправно выпускающий вертолёты марки "Ми". Для современного российского авиастроительного предприятия обороты у него немаленькие. Производство вертолётов даёт Ростову рабочие места и повод для гордости.
Чудная лесенка особняков на Пушкинской. Такое ощущение, что дома строились слева направо, и каждый следующий хозяин хотел, чтобы его дом был выше, чем у соседа. Крайний справа - доходный дом Бострикиных, по фамилии первых владельцев 1914-го года:

20. Ещё одно важнейшее предприятие Ростова - Ростсельмаш, успешно выпускающий сельхозтехнику с 1929-го года. К заводу примыкает целый одноимённый район. Этот советский гигант каким-то непостижимым образом пережил 90-е и даже продолжил успешно расти. Сегодня Ростсельмаш входит в пятёрку крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники. Ну и на первом месте в России само собой. В его составе - 13 предприятий, в том числе на территории Канады, США, Украины и Казахстана.
Особняк Павла Крамера, ростовского мецената и собирателя живописи начала XX-го века, построенный в 1914-м:


21. В "Леруа Мерлен" за сущие копейки можно купить смесители завода "Молот". Упаковка с гордостью сообщает, что сделаны они в Ростове-на-Дону, даже в цвета российского триколора покрашена. Дизайн продукта также вполне советский. Я даже ставил себе такой в ванную, когда нужно было сделать временный дешёвый ремонт. Протекая с первого дня, он тем не менее проработал почти год. Когда его сняли, он ещё функционировал. Смесители, сделанные в России, - вид можно сказать исчезающий, и только за одно это можно было бы его простить. Но на форумах ремонтников знающие люди пишут, что ростовский завод "Молот" давно продаёт китайские товары в своих упаковках...



22. Бесспорно, являясь центром одного из важнейших сельхоз регионов страны, Ростов сосредоточил в себе значительную часть управляющих офисов в этой сфере. Т.е. индюшку, овощи-фрукты, подсолнечное масло, зерно и муку производят на территории области, а доходы и налоги стекаются в Ростов. Те, конечно, которые в Москву не уехали.
Относительно недавно, в 2010-м, компанию Пушкину составил Чехов, уроженец соседнего Таганрога, которому соответственно и Ростов был не чужим. Памятник ему установили в двух кварталах по Пушкинской от Александра Сергеевича с фото №18, на пересечении с проспектом Чехова:


23. Дополняют, но не завершают, картину ростовской промышленности несколько крупных оборонных предприятий и один из крупнейших в стране производителей табака. Наконец, до недавнего времени в Ростове располагался офис значимого производителя одежды и наверное единственного отечественного производителя джинс - "Gloria jeans". В феврале 2016-го он уехал в Москву. Производство при этом по-прежнему находится в Ростовской области.
Особняк Парамонова (1914). Николай Парамонов был местным книгоиздателем. Успел прожить в своём особняке менее четырёх лет прежде, чем оно было реквизировано большевиками. С 1952-го его занимает библиотека Ростовского государственного университета (ныне - ЮФУ):



24. Перед особняком - памятник-бюст Ю. Жданову, ректору РГУ (1957-1988). Помимо руководства ростовским ВУЗом, Жданов был также учёным-химиком и философом, сыном советского партийного деятеля А.Жданова и зятем И. Сталина:



25. Внезапно из-за угла выплывает полноценная греческая церковь. Я аж глазам своим не поверил. Но это факт. Впервые греческая церковь на средства многочисленной диаспоры была построена в Ростове в 1909-м. В 1964-м храм был снесён, а на его фундаменте и с использованием его стен был построен театр кукол. Он по-прежнему стоит на месте. В 2000-е же годы неподалёку начали возводить новый греческий храм. Функционирует с 2012-го. Принадлежность, при этом, у него сложная. Подчиняется РПЦ, но всё равно считается греческим, и прихожане, вроде бы, тоже преимущественно ростовские греки. Получается своего рода национальная автономия в составе РПЦ:

26. От пересечения с проспектом Чехова, где мы видели памятник Антону Павловичу, Пушкинская окончательно превращается в узкую и длинную зелёную парковую зону. Одновременно с этим резко возрастает количество интересных объектов. Вдобавок к вышепоказанному, это - Донская государственная публичная библиотека. Мрачное здание без окон я изначально принял за крематорий. Но оно всё равно прекрасно. Великолепный образец стиля 80-х, убитого, к сожалению, десоветизацией. Это здание хранит в себе около 5 000 000 единиц печатных изданий:


27. На фоне всего этого теряется памятник Кирову - весьма тривиальная вещь для постсоветского пространства. Был установлен в 1939-м на месте снесённого Покровского храма (см. вторую часть). Постамент отделан гранитом бывшей церкви. В 2000-х храм восстановили, Кирова перенесли сюда, а на его месте поставили памятник Елизавете Петровне:



28. Далее встретился один из самых оригинальных памятников, которые я видел. Вернее, их два. Скульптура "Пушкинские герои" или, в народе, - "Пушкинские шары". Фигурные стенки шаров изображают сцены из жизни Пушкина (на первом шаре) и персонажей "Евгения Онегина" (на втором). Должен был быть ещё и третий шар, с героями сказок, но его так и не изготовили. Но самое главное - внутри шариков должна была находиться специальная лампа, при включении которой шары создавали бы театр теней. Но местное население довольно быстро приватизировало лампочки, а сами светильники разбило. На фото хорошо видны осколки белого стекла внутри шара, их не убирают видимо в назидание. Помимо битого стекла внутри шаров складируется мусор, а фигурки со стенок частенько ломают. У нас часто рисуют образ святого народа и гадкого правительства, которое мешает ему жить. Пушкинские шары в Ростове - мощнейший показатель того, что этот образ если не прямо противоположен действительности, то уж как минимум ошибочен. Мы вполне заслуживаем наше правительство.


29. С музыкальной точки зрения Ростов порадовал. В городе поймали целых две местные радиостанции. Одна передавала добротный набор современной танцпопсы, вторая же - качественный старый рок и эстетствующие авторские передачи о качественном старом роке. Высокий уровень этой волны немного диссонировал с в целом разгильдяйским городом, но настроение определённо поднял. За радио Ростову твёрдая пятёрка.
В 2014-м на Пушкинской установили памятник Высоцкому. Милое здание за его спиной - представительство МИД РФ в Ростове-на-Дону:


30. Ближе к окончанию Пушкинской улицы - фонтан "Лиры", за которым видно красивое здание одной из кафедр ростовского медицинского университета. ВУЗ вырос из эвакуированного в 1915-м году из Варшавы медицинского факультета русского императорского университета. Расположился он тогда в помещениях построенной в конце XIX-го века Николаевской больницы. Не дожило до наших дней только её главное здание. Насколько я понял, там весь университетский квартал состоит из таких красивых домов:


31. Вскоре Пушкинская заканчивается Т-образным перекрёстком с Театральным проспектом. Упирается она в фасад речного училища (ныне - филиал московской академии водного транспорта). Буквально с разницей в неделю с Ростовом я ездил в Красноярск. И там тоже нашлось речное училище, в таких же голубых тонах. Эти два города объединяет как минимум то, что оба расположены на великих реках, и оба на ранних этапах строились и заселялись донскими казаками.



32. Среди местных продуктов порадовала вода "Аксинья". Т.е. не сама по себе обычная вода, а бренд, отсылающий к персонажу "Тихого Дона". Судя по этому названию и по количеству увековеченных в скульптурах персонажей Шолохова, когда в Ростове не знают, как скреативить, обращаются к творчеству своего знаменитого земляка.
Ростовский водоканал в квартале от речного училища впечатляет прямо-таки замковой башней. Здание вроде бы ещё довоенное:



33. В окрестностях Пушкинской улицы вовсю возводят новое жильё. По местным меркам оно может быть даже элитное, во внешнем виде прослеживается претензия на современность и оригинальность. Но во-первых это только лишь претензия, дома выглядят откровенно аляписто. Во-вторых, их непосредственное соседство с патриархальной Пушкинской улицей, наполненной старыми особняками, не добавляет Ростову привлекательности:


34. С Пушкинской закончили. Оставшееся время предлагаю посвятить грандиозным советским монументам Ростова, коими он богат. С точки зрения значимости событий, которым посвящены эти монументы, главным среди них бесспорно является мемориал на Змиёвской балке. Здесь в 1942-м году фашистами было уничтожено около 27 тысяч человек, из них - 15 тысяч евреев. Мемориал здесь установлен в 1975-м. В 90-е пришёл в запустение, в 2000-е восстановлен. Вечный огонь, что хорошо видно на фото, в ноябре 2016-го не горит. На мой взгляд, для такого страшного события мемориальный комплекс мог бы быть и посильнее. Одинокая скульптурная группа и прилегающая зелёная зона в обрамлении шумного шоссе могут и не навести на нужные мысли, если заранее не знать, куда ты пришёл. Проникаться этим местом начинаешь только в музейном зале, который расположен здесь же и к счастью работает. Там, читая непосредственные описания тех событий и глядя на фото, с трудом осознаёшь, какие жуткие злодеяния здесь творились. В плане выразительности монументов поучиться стоит у белорусов. В Хатынском мемориале пробирает до холодного пота и мурашек по телу. Оттуда хочется убежать поскорее, но ты всё равно идёшь по нему до самого конца...



35. Другой мемориал - Кумженский - расположен в отдалённой и достаточно труднодоступной (без машины) части Ростова. При этом, визуально он очень красив, да и место весьма приятное.


36. Скульптурная композиция посвящена штурму, в результате которого Ростов-на-Дону был освобождён от фашистов в 1943-м. Именно здесь, в Кумженской роще, шли одни из самых кровопролитных боёв.


37. Помимо главного памятника комплекс включает в себя братскую могилу и ряд мемориальных скульптур поменьше. На одной из мемориальных плит выбиты символы пяти религий. Видимо, имеются ввиду конфессии, представители которых участвовали в освобождении Ростова-на-Дону: католики, иудеи, православные, мусульмане и буддисты.



38. Расположен мемориал в тихом и красивом месте, на стрелке Дона и Мёртвого Донца. Хорошо видно совмещённый автомобильно-железнодорожный Западный мост и портовые сооружения:



39. Одним из главных символов Ростова по праву можно назвать монумент "Тачанка", расположенный на въезде в город со стороны Краснодара. Мало того что место удачное до безобразия, так ещё и сам памятник переполнен экспрессией и различными любопытными деталями. Установлен он в 1977-м в честь 60-летия Октябрьской революции и посвящён Первой Конной Армии, сражавшейся в этих местах с белыми. Сегодня, когда революционные события более не воспеваются, а люди про них потихоньку забывают, "Тачанку" вполне можно воспринимать как некий символ Ростова и вообще Донского края. Мне особенно нравится та динамика, в которой выдержан памятник. Несущиеся изо всех сил лошади, слегка наклонённая повозка и находящиеся в ней люди. Мне почему-то кажется, что если бы повозка из такого положения начала двигаться с предполагаемой в образе скоростью, вся эта конструкция вмиг разлетелась бы на части. Тачанка бы перевернулась, опрокинув людей за борт, лошади бы завалились. Безумия всей этой конструкции придаёт мужик, каратистским приёмом избивающий воздух по ходу движения. Он бы первый на такой скорости улетел. Насколько я понял, он вроде как держит вожжи, но по задумке архитекторов на большой скорости их не видно, так что в композиции они отсутствуют, как и спицы в колёсах. Решение спорное, т.к. скульптура всё-таки статичная, и догадаться до такого непросто. Видел где-то, как люди, обсуждая этот памятник, на полном серьёзе обсуждали наличие каратистов в Красной армии...


40. Скульптором Скнариным, автором "Тачанки", в числе прочего создан ещё один важный ростовский монумент - памятник стачке 1902-го года. Вернее, верхняя его часть - скульптура "Преемственность поколений", открытая в 1975-м. Горельеф у подножия памятника создан раньше - в 1967-м. Мемориал посвящён событиям ноября 1902-го года, когда работники Владикавказской железной дороги устроили масштабную забастовку, в ходе которой погибло несколько человек. Она считается первой политической стачкой в России:



41. От памятника стачке открываются прекрасные виды на город. Здесь расположена одна из лучших смотровых площадок в Ростове. Отсюда хорошо видно, например, вокзал:


На красивом виде Ростова на сегодня пожалуй и закончим. В следующей, завершающей, части осмотрим наиболее интересные места окраин Ростова, а также центр бывшего города Нахичевань-на-Дону, ныне - Пролетарского района донской столицы.

Ростов-на-Дону

Previous post Next post
Up