Оригинал взят у
carabaas в
Вот вы знаете - кто такой Константин Калинин?28 августа 2014 в НТУУ "КПИ" на Аллее выдающихся ученых и конструкторов состоялось открытие памятника выпускнику КПИ выдающемуся отечественному авиаконструктору Константину Калинину.
В церемонии открытия памятника приняли участие ректор НТУУ "КПИ" академик НАН Украины Михаил Згуровский, представитель руководства Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Анатолий Мялица, заместитель директора Серийного завода "Антонов" (Киевский авиационный завод "Авиант") Владимир Асташкин, главный технолог ГП "Антонов" Геннадий Романович, управляющий "Калинин инвеншн фонд" Владимир Игнат, управляющий партнер компании "Айленд менеджмент" Богдан Андрейцев, авторы монумента - молодые скульпторы - братья Никита и Егор Зигуры, преподаватели, сотрудники, студенты НТУУ "КПИ" и другие.
К-1 стал первой отечественной пассажирской машиной, рекомендованной к серийному производству. Десять самолетов
К-1 использовались для пассажирских перевозок и аэрофотосъемок до 1930 года.
В то же время К-1 стал для его конструктора, студента КПИ, еще и реальным дипломным проектом, что во всем мире считается высшим достижением для выпускников инженерных школ. Это, кстати, был второй случай в истории авиации (после И.Сикорского), когда студент КПИ не только полностью спроектировал самолет, но и внедрил его в серийное производство.
К-3 был спроектирован в рекордно короткий срок - всего за два с половиной месяца! В нем были применены конструктивные решения для быстрой эвакуации людей из зон аварий и катастроф: удобные лежачие места для двух больных, пространство для врача и его оборудования, бортовая система водоснабжения с подогревом и т.п. Машина имела традиционное калининское, высоко расположенное эллиптическое крыло и фюзеляж стальной фермовой конструкции. Самолет стал легче, в то же время его полезная нагрузка по сравнению с предыдущей моделью возросла на 70 килограммов.
4 марта 1928 года новенький К-3 в составе эскадрильи «Наш ответ Чемберлену» был торжественно передан представителям Воздушного флота на Центральном аэродроме в Москве. Самолет получил наименование РОКК-1 (Российский Красный Крест - первый) и был закреплен за транспортно-экспедиционным пунктом управления санитарной службы. В течение 1928-1930 годов на нем было спасено более 30 человек, ставших жертвами различных катастроф.
5-местный пассажирский самолёт К-4 - первый серийный самолёт ХАЗа - над Харьковом. 1928
В 1929 году началась работа над следующим калининским проектом - самолетом К-5.
Государственные испытания новой машины были завершены летом 1930 года. Они засвидетельствовали, что при полезной нагрузке в 1600 килограммов максимальная скорость самолета достигает 198 км/ч; он не нуждается в больших оборудованных аэродромах, поскольку для взлета ему достаточно лишь 100 метров, а для посадки - 140; расстояние, на которое он может перевозить восемь пассажиров с экипажем из двух человек, составляет 800 километров. Новый отечественный самолет по своим показателям оказался намного лучше немецких машин, до того времени эксплуатировавшихся практически на всех воздушных путях СССР.
Его сразу рекомендовали в серийное производство, и уже к концу 1930 года было изготовлено 25 машин, начавших работать во всех уголках СССР. С 1930-го до 1934 года было выпущено 296 самолетов К-5 в различных модификациях. Он стал флагманом гражданского флота СССР. А конструктор Константин Калинин был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В течение следующих десяти лет самолет К-5 был основной машиной советской гражданской авиации. А в военные годы он использовался для перевозки раненых, доставки продовольствия и вооружения, разведки и даже для ночных бомбардировок.
К-7 проектировался как многоцелевой самолет. Его пассажирский вариант был рассчитан на 128 пассажиров. Построенный приблизительно в то же время немецкий самолет «Дорнье» DО-Х, который до создания К-7 считался крупнейшим в мире, был рассчитан на перевозку 100 пассажиров. Был разработан и военный вариант К-7, который мог нести до 16,6 тонны бомбовой нагрузки или 112 парашютистов с соответствующим вооружением.
К-7 - советский экспериментальный многоцелевой (варианты - бомбардировщик, десантный и тяжёлый пассажирский) самолёт-гигант конструкторского бюро К. А. Калинина.
19 августа 1933 года самолет впервые поднялся в воздух на заводском аэродроме. Как всегда, в кресле второго пилота сидел сам главный конструктор - К.Калинин. Три недели, после доработок и наладки систем, проходила серия новых испытательных полетов. Обнаруженные дефекты конструкции сразу же устранялись. Однако оставалась проблема внезапного возникновения вибрации самолета. Благодаря своему опыту главный летчик-испытатель завода М.Снегирев научился гасить их при помощи смены режимов работы двигателей, но принципиальный способ борьбы с вибрацией тогда найден не был.
Подходила к завершению трехмесячная программа испытательных полетов. 21 ноября во время третьего захода на посадку самолет вдруг перестал слушаться рулей и врезался в землю. В пожаре погибли 15 из двадцати членов экипажа и исследователей, в том числе и М.Снегирев.
Еще в июле 1932 года КБ Калинина получило от Совета труда и обороны СССР задание на разработку многоцелевого военного самолета К-12 (ВС-2).
Работа над ним была начата в ХАИ в аэродинамической трубе. Калинин вложил у него весь свой талант и практический опыт. В К-12 конструктор опять использовал схему «летающего крыла» и доказал, что в случае применения силовых установок одинаковой мощности с самолетом, построенным по традиционной схеме, в «летающем крыле» нагрузки распределялись на большей плоскости, а конструкция получалась легче. К тому же это была «бесхвостка», обладавшая лобовым сопротивлением меньше обычного, а следовательно, и более высокой скоростью, дальностью полета и маневренностью.
Общественности новый самолет был представлен 18 июня 1937 года, на традиционном авиационном параде в Москве. Члены правительства, иностранные дипломаты, авиационные специалисты и все присутствовавшие в тот день в Тушино неоднократно взрывались аплодисментами от увиденного. Особое восхищение у них вызвала дивная Жар-птица, которая следом за звеном бомбардировщиков гордо проплыла над трибунами. Фюзеляж разрисованного в причудливые цвета самолета выступал за заднюю кромку широкого трапециеобразного крыла. Вместо хвоста виднелась кабина-башня кормового стрелка. Красовалась пулеметом в прозрачной вращающейся башне и штурманская кабина.
Самолет был запущен в серийное производство, но вскоре строительство первых десяти экземпляров приостановили, «Жар-птицу» разобрали, а узлы и агрегаты передали на склад. Для руководства Авиапрома СССР технические решения Калинина, намного десятилетий опережавшие время, оказались слишком смелыми и рискованными.
1 апреля 1938 года очередь дошла и до Константина Калинина. Уже 31 мая 1938 года решением Воронежского горкома партии, еще до вынесения приговора суда, он был исключен из партии. А 22 октября 1938 года как «враг народа» был осужден «за подрыв советского самолетостроения» и на следующий день расстрелян.
Константин Калинин был посмертно реабилитирован 10 августа 1955 года …«ввиду отсутствия состава преступления». Но имя его было несправедливо забыто. Только близкие и очень узкий круг специалистов знали, кто в действительности является автором смелых инженерных решений, опередивших время, кто создал знаменитые авиационные заводы, КБ, высшие учебные заведения.
В 1972 году, когда не стало Игоря Сикорского, также вычеркнутого из истории отечественной авиации, выдающийся советский механик, академик И.Артоболевский сказал: «Вот были два великих авиаконструктора - Игорь Сикорский и Константин Калинин. Первого Америка похоронила как национального героя, а второго у нас никто не знает. Его на вершине славы загубили молодым у себя дома».
Свой посильный вклад в возрождение имени своего славного выпускника вносит и Киевский политехнический институт. Сегодня в Государственном политехническом музее КПИ фигура Константина Калинина стоит рядом с другими пионерами авиации и космоса - Игорем Сикорским, Александром Микулиным, Дмитрием Григоровичем, Иваном и Андреем Касьяненко, Архипом Люлькой, Сергеем Королевым, Владимиром Челомеем, Львом Люльевым и многими другими выдающимися киевскими политехниками. Его конструкции самолетов и уникальные инженерные решения изучают студенты механико-машиностроительного института и факультета авиационных и космических систем КПИ, ему посвящаются конференции ученых, современных и будущих создателей авиации.