Фильм "Небо. Самолет. Девушка"

Jun 14, 2015 18:35


Посмотрели фильм "Небо. Самолет. Девушка" с Ренатой Литвиновой. Захотелось написать. Вообще, я странно отношусь к Ренате Литвиновой: по необъяснимой причине всегда избегал любого соприкосновения с ее творчеством и даже вибрации ее имени казались мне тревожаще-неприятными. (Посмотрев фильм, убедился, что она явная инопланетянка и не скрывает этого:)



Несмотря на то, что в фильме собран хороший актерский ансамбль, всё действие в нем сосредоточено вокруг единого смыслообразующего центра, образа, о нём и напишу.

С самого начала, с первого появления в кадре героини возникает ощущение чего-то слегка безумного, выбивающего почву из-под ног, это сочетание детскости (непосредственность, жеманность) и взрослости (мудрость, рассудительность), изменчивости и непредсказуемости. Женщина-ребенок, женщина-тайна, понять которую невозможно. Улыбка, манящая и пугающая одновременно, которую чаще встретишь в кино, чем в жизни (я имею в виду то кино, про которое заранее знаешь, что это придуманная иллюзия, и никогда в нее не поверишь). Сумашедшая, рискнувшая вести себя непосредственно с первым встречным, вызывает беспокойство как за нее, так и за окружающих. Так не принято, так нельзя! Ум ищет подвоха, двойного дна - и попадает впросак. Потому что защит у героини действительно нет. (Может в этом секрет этого странного магнетизма, который испытывают окружающие люди?)

Неумение никого обидеть, готовность всегда подстроиться, тонкое лавирование, чтобы избежать конфликтов, и в то же время неизменная верность себе, какому-то одному ей ведомому внутреннему чутью и чувству. Серьезность и детская настойчивость, с которой говорит самые важные вещи ("ты меня любишь? любишь? я тебя очень люблю", "но мы друг другу не подходим, я обязательно тебя брошу, чуть-чуть наберусь с силами и брошу, а сейчас у меня плохо с выдержкой").

Постоянная вербализация того, что происходит внутри (порой это из серии: "что чувствую, о том и пою"). Ранимость, хотя внешне этого не показывает (мы видим лишь пару эпизодов, как она переживает, переплавляет свою боль, можно догадываться  только, насколько сильная у нее воля). Но и всякие силы имеют свои пределы: "Так было больно внутри, а когда я ее поранила, стало легче, боль из сердца перенеслась в руку, а из руки в сердце," - говорит она спокойным тоном констатации после того, как попыталась порезать себе руку тупым столовым ножом.

Никого не винит, наверное, принимает все события как необходимые уроки и пытается интегрировать их в свой опыт. Бессеребренница, не думает о будущем, не просчитывает выгоду, не копит средства, тратит все (на себя, полеты, подарки). Жизнь так быстротечна...

Пару раз в фильме один из ее бывших мужчин говорит, что живет с ней в одном доме, но дома ее мы ни разу не видим, как будто его и нет. Мы видим ее в гостиницах, в самолете, в доме ее последнего мужчины Георгия. Это знаково, подчеркивает, что свой дом (синоним "свое гнездышко") здесь на Земле для нее совсем не важен, он только временное пристанище (как тело - оболочка для души).

Так же как не важны для нее и многие другие представления, которые разделяют окружающие люди (например, убеждение, что "цель жизни любой женщины - выйти замуж", или необходимость заботиться о материальном достатке). При этом даже ни спора, ни отстаивания своей позиции нет, есть просто молчание и внутренняя верность одному ей ведомому компасу. Понятно, что с такими характеристиками она не жилец в этом мире материального. Да и не заботится она по большому счету ни о своей безопасности, ни о выживаемости как таковой. Отдает себя в руки Судьбы.

Уже не человек, каким мы привыкли видеть обычного жителя Земли. Скорее человек, которым обычные люди когда-нибудь могут стать. Точнее всего, мне кажется, тут подходит слово "блаженная".

Профессия ее не случайна, хотя мы на редкость мало видим ее именно за исполнением служебных обязанностей, видимо, дело не в самой профессии, а в том месте, в котором она находится. Уже не на земле, но еще и не на небе.

Странно относится к своему имени. Лара. Будто удивляется, что это имя ее. Хотя на мой взгляд оно как раз неплохо соответствует своему назначению: устанавливать связь небо-земля, заземлять.

"Моя обшивочка дала пробоину," - поразительная фраза, которая, видимо, точнее всего передает внутреннее состояние героини...

С самого начала присутствует ощущение неизбежности трагического финала. Так и происходит, хотя трагедия здесь очень неточное слово. Трагедия - это когда рвутся живые связи, глубоко проросшие друг в друга. Здесь, на мой взгляд, правильнее говорить об освобождении. Потому что уход ее души из этого мира тяжелых вибраций почему-то воспринимается с облегчением.

PS. Чем дольше пишу, тем больше понимаю, насколько неуклюжий получился текст.:( Видимо, чтобы объяснить необъяснимое и складно описать, надо самому пережить все это. Как только писатели умудряются писать свои тексты?! Или же они, как и я, только записывают свои внутрение отражения и переживания по поводу?

PS. Долго вспоминал, где же я уже видел похожий женский образ, этот голос, эти манеры, редкое сочетание взрослого ребенка. Вспомнил: Иллария в фильме "Почти смешная история". Но это все же разные истории.

отношения, иномирье, фильмы, Рената Литвинова

Previous post Next post
Up