Натыкаясь на
подобное, понимаешь (в очередной раз), почему в волшебном автобусе Кена Кизи не было ни одного русского.
Попробовал бы кто-нибудь сказать автору "Пролетая над гнездом кукушки", что тот "нарушает общественный договор", устраивая кислотные тесты и оргии с байкерами, - сразу бы в грызло получил.
Не только Кену Кизи, даже Эммануэли Арсан никто подобного, кажется, не предъявлял.
Или вот литератор Лимонов - думал ли он, когда писал "Эдичку", что скажет русская эмиграция? Плакал ли ночами, когда кого-то его книга огорчила? Запрещал ли читать свой дебютный роман потенциальным членам НБП - а вдруг, дескать, простые парни что-то не так поймут и отрекутся от лозунга "Да, смерть"?
Во всём мире полвека назад отспорили, стоит выливать ЛСД в водопровод или пока рано. Почему-то мне кажется, что часть участников дискуссии по ссылке в юности читала "Электропрохладительный кислотный тест", а кто-то из них, возможно, чуточку завидовал персонажам (и даже злорадно мечтал, что и у нас, глядишь, появится свой, русский "кенкизи", который объявит собственную безнадёжную войну социуму, а потом про это напишут книжку). И вот на дворе 2013 год, а автобус не приехал. Даже чтобы передавить тех, кто сегодня на полном серьёзе обсуждает актуальнейший вопрос: нарушает ли "общественный договор" публичное признание какой-то оппозиционной девушки, что ей случалось какать делать минет? "Ведь из-за неё нас не полюбят простой рязанский рабочий и бабушка из соседнего подъезда. Мы тоже много чего умеем, но помалкиваем же! Потому что ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР".
И вот ради этого Уильям Берроуз застрелил жену и уехал в Танжер, Джим Моррисон расстегнул на сцене ширинку, а на исходе перестройки толпы россиян давились в очередях, чтобы увидеть в кинотеатре мутную копию "Девяти с половиной недель" и "Империи чувств" с предисловием маститого киноведа?
Ради этого ли шестнадцать лет каждый день умирает в муках, чтобы воскреснуть наутро, Кенни Маккормик?
(и немного гражданского пафоса)
Вот из-за того, что вы (да и сам я) подписали этот самый "общественный договор", мизулины с милоновыми в современной России считаются "серьёзными политиками", а не второстепенными комическими персонажами русского аналога "Гриффинов", появляющимися в кадре лишь для того, чтобы пропукать мелодию государственного гимна и немедленно упасть лицом в торт. Потому и "русских Гриффинов" не снимут в России, не говоря уж о русском "Сауз парке": любой замысливший подобное вместо того, чтобы делать пилотную серию, сядет на стул и начнёт рефлексировать - допустимы ли шутки про пердёж и геев в остросатирических целях? понравится ли такой творческий подход бабушкам из соседнего подъезда?
Расплачется и наймётся снимать высокодуховную мыльную оперу "Марьюшка" про тяжёлую судьбу выпускницы Смольного института, которая в 300-й серии всё-таки обретёт Веру и Мужа.
__________________
Мне, конечно, могут сказать на это, что и "кеновкизи" настоящих нету у нас: не считать же "кеномкизи" ту девушку!
Но вот был же десять лет назад Илья Кормильцев с его издательством. Думаю, он всерьёз верил: ещё немного усилий - и всё изменится. Для этого надо, чтобы в книжном супермаркете, среди детективов и любовных романов, продавались пять-шесть уничтожающих "формат" книжек. Несколькими годами ранее Курёхин ставил в прямом эфире FM-радиостанции группу "Герагеригегеге" более или менее с той же целью. Чтобы у случайно включившего в ту минуту радио закипели и взорвались мозги, чтобы тот уже не мог жить по прежним своим правилам. Финал их усилий вы знаете. Россия-матушка слопала своих поросят.