Искушение продолжением

Mar 17, 2024 20:30

Автор: Виктор Парнев

Расхваливать фильм «Карнавальная ночь», эту классику отечественного кино, а тем более пересказывать его сюжет, перечислять имена прозвездивших в нём артистов, сегодня было бы странно. Этот фильм любим и почитаем с момента его выхода на широкий экран (1957 г.), он давно уже стал классикой отечественного кино, наряду с «Весёлыми ребятами», «Подкидышем» или «Волгой-Волгой», и до сего дня он ничуть не выглядит устаревшим, по-прежнему способен вызывать улыбки, смех, аплодисменты.

Совсем тогда ещё молодой, начинающий режиссёр Эльдар Рязанов с обезоруживающей откровенностью пишет в своей книге «Неподведённые итоги», что вовсе не горел желанием снимать этот фильм, что он был ему навязан тогдашним директором «Мосфильма» Иваном Пырьевым, который навязал Рязанову также и актёров на главные роли, Игоря Ильинского и Людмилу Гурченко. С Ильинским молодой режиссёр опасался работать из-за широкой его известности и статуса народного артиста СССР, а с Гурченко - из-за того, что ничего о ней не знал и вообще видел её впервые. Тем не менее, с начальством не поспоришь, работа была сделана, и феноменальный результат её, которого никто, в том числе и сам Рязанов, не ожидал, этот результат налицо и сегодня.



Большой успех в творчестве всегда непредсказуем, впрочем, как и большая неудача. С неудачей всё понятно, её болезненно переживают, а потом засовывают в дальний тёмный угол и стараются о ней забыть. А вот успех, особенно когда он громкий, всеохватный, может таить в себе непредвиденные последствия, не всегда только хорошие. Речь будем вести о так называемом соблазне продолжения.

Популярность «Карнавальной ночи», не только не ослабевшая за первые десять лет её жизни, но, пожалуй, даже укрепившаяся и расширившаяся за счёт нового подросшего поколения, сыграла с Игорем Ильинским и кинооператором Аркадием Кольцатым злую шутку. Им захотелось развить этот успех, оседлать ещё раз вороного скакуна, принёсшего однажды им первый приз, завоевать новый приз в новых скачках. Ставка была на то, что и скакун будет столь же резв и быстр, и всадники на нём поместятся почти в том же составе.

В 1969 году на экраны вышел срежисованный на пару Ильинским и Кольцатым фильм под заранее проигрышным названием «Старый знакомый». Эльдар Рязанов то ли уклонился от участия в этом сомнительном мероприятии, то ли его просто не позвали,  дабы не делиться ожидаемыми лаврами. Увы, никаких лавров не снискали ни авторы сценария, ни тандем режиссёров, ни снявшиеся в этом фильме актёры. А ведь какой там состав, практически беспроигрышный! С таким составом иначе как в десятку, попасть было нельзя ни во что. Авторы сценария - те же Б.Ласкин и В.Поляков, что и в «Карнавальной ночи». Главного героя звали Серафим Иванович Огурцов, и не просто звали, он и был тем самым Огурцовым, переселившимся из «Карнавальной ночи» в «Старого знакомого», то есть, он был тем самым старым знакомым миллионов и миллионов зрителей. Играл его, естественно, Игорь Ильинский. Его Огурцов здесь предстаёт ничуть не постаревшим, и ничуть не поумневшим, что и требовалось публике, как это понимали создатели фильма. Музыка Никиты Богословского, что само по себе уже есть знак музыкального качества. А актёры, какие актёры!.. Сергей Филиппов (лектор Никодилов, помните, конечно), Тамара Носова (вспоминайте секретаршу Тосю Булыгину), правда, здесь она уже не секретарша, а супруга своего бывшего шефа. Дальше:  Мария Миронова, Алла Ларионова, Наталия Селезнева, Николай Рыбников, Владимир Этуш, Евгений Моргунов - всего тридцать с лишком действующих лиц. И всё сделано под кальку «Карнавальной ночи», разве что Огурцов здесь руководит не Дворцом культуры, а парком культуры и отдыха. Всё должно было выстрелить в яблочко. Получилось - в молоко.

Вот характерный отзыв из комментариев в Интернете к этому фильму:  «Лариса Б.  Помню, что все пошли в кинотеатры только из-за актёров, ансамбль был звёздным. Но разочарование было у всех, даже Ильинский не спас. Халтура!». К сожалению, действительно халтура. Ну, хорошо, пусть не халтура, пусть будет неудача. От перемены обидных терминов суть не изменяется. Но почему же неудача, да ещё такая?.. Предлагаемый ответ очевиден и прост: рассказанный однажды анекдот не может иметь тот же успех, что и десять лет назад, особенно когда рассказан тем же самым людям. А если этот анекдот ещё и рассказан не бог есть как выразительно…

Бедная, бедная «Карнавальная ночь» 1957 года рождения! На этом её приключения тогда не закончились. Впереди у неё был 2007-й год. К пятидесятилетнему юбилею ей был преподнесён кинематографический подарок. Тут уже подсуетился сам её родитель, мэтр Эльдар Рязанов. На пороге своего восьмидесятилетия он, похоже, утратил былое художественное чутьё, иначе не согласился бы участвовать как режиссёр и даже как киноактёр в такой залипухе как «Карнавальная ночь-2».  Фильм был задуман именно как продолжение той новогодней истории, но только «50 лет спустя».

В том же самом Дворце культуры происходят новые, в духе времени, разнообразные события, призванные развлечь, повеселить сегодняшнего человека. Силы были привлечены просто невероятные. Одно только перечисление знаменитостей, отметившихся появлением на экране, заняло бы половину страницы. Упомянем только Сергея Маковецкого, Сергея Безрукова, Инну Чурикову, Валентина Гафта, Дмитрия Певцова, Алексея Баталова, Михаила Державина,  Олега Басилашвили, Людмилу Гурченко (!), Владимира Зельдина, Татьяну Тарасову, Александру Пахмутову…  Не помогло! Абсурдный, смётанный на живую нитку сюжет (автор - некий Сергей Плотов) и крайне слабая режиссура сделали это псевдоновогоднее варево несъедобным. Зрительские отзывы в подавляющем большинстве были отрицательными. Грандиозным провалом почти единогласно назвала пресса эту почти трёхчасовую суматошную экранную катавасию. Журналист и телекритик Ирина Петровскаявыразилась  следующим образом:  «От всего этого довольно скоро начинает заходить ум за разум. Задумав сделать злую пародию на современную действительность, режиссёр, увы, забыл о той улыбке, с которой человечество расстаётся с прошлым и квитается с настоящим». Проще говоря, в данном случае Эльдару Рязанову изменили и чувство меры, и его режиссёрская опытность.

Отчего же столь печальной оказалась судьба двух этих сиквелов (модное и довольно противное русскому уху словцо) ?.. Похоже, дело здесь не только и не столько в малоудачном сценарии и некачественной режиссуре. Дело в самом материале, от которого отталкивались и который столь опрометчиво взялись «продолжить» И.Ильинский в одном случае и Э.Рязанов в другом. Материал сопротивлялся продолжателям, не желал подчиняться их воле, ускользал из их рук и вынуждал делать ошибку за ошибкой. Вполне законченное, совершенное по форме и по содержанию произведение не хочет быть продолженным, даже если продолжатель - сам первоначальный его творец.

***

Мы взяли в качестве примера «Карнавальную ночь», поскольку этот фильм известен всем и всеми любим. А соблазну сыграть уже однажды сыгранное и получить с этого новые дивиденды подвергаются и, что самое грустное, поддаются ему, многие деятели, как действительно талантливые, так и откровенные халтурщики. Примеров этому можно привести множество.

Сиквелы, сиречь, продолжения, в девяноста случаев из ста порождены большим успехом произведения, от которого слишком большого успеха не ждали. Могли, конечно, надеяться, но ни о каком продолжении поначалу не помышляли. Провала не было бы, и на том спасибо. И вдруг большой-большой шумный успех, восторженные отзывы зрителей или читателей, если речь о литературе (о ней речь будет дальше), похвальные рецензии критиков всех мастей. Как тут не задумаешься: а почему бы не воспользоваться моментом, железо следует ковать, пока оно горячо…

Понравился, скажем, публике фильм «Неуловимые мстители» 1966 года. «Эге!», - сказал себе режиссёр Эдмонд Кеосаян. И появляются в 1968 году «Новые приключения неуловимых», фильм, безусловно, неплохой, но всё же… как бы выразиться помягче, сюжет там уже второй свежести. А следом появляется в 1970 году «Корона Российской империи, или снова неуловимые». Этот третий фильм - уже откровенная натяжка, тотчас замеченная и зрителями, и, разумеется, кинокритиками, от которых авторам фильма досталось по полной программе. Приведу отзыв современного комментатора под ником NIKOLAS 25: «Мне не хочется тратить время на пересказывание совершенно бредового сюжета, сюжетной линии фильма, потому что ничего более глупого придумать, как мне кажется, невозможно». В таком же духе, только более интеллигентно, единодушно дали определение третьей картине «Неуловимых мстителей» тогдашние кинокритики. Новое триумфальное шествие «Неуловимых» не состоялось.



«Неуловимые» - это далёкие уже шестидесятые годы прошлого века, но традиция «продолжения», соблазн использовать уже использованное, раскрутить не нуждающееся в раскручивании, а в общем, попросту сорвать для себя важный куш, это дело живёт, процветает и ширится в новом веке вовсю.

Вот действительно хороший и любимый по сей день зрителем фильм 1975 года «Ирония судьбы,  или с лёгким паром». Ах, хороший и любимый?.. Так чего же мы раньше не догадались продолжить его, ведь внимание публики будет заведомо обеспечено, так, по-видимому, рассудили продюсеры и маркетологи от кинематографии. И, нате вам, выходит в 2007 году «Ирония судьбы. Продолжение. 30 лет спустя», таково без всякой иронии полное название фильма, режиссёр Тимур Бекмамбетов. Из актёров той, настоящей, «Иронии» в новую «Иронию» перекочевали Барбара Брыльска, Валентина Талызина, Андрей Мягков и Юрий Яковлев. Аннотация к фильму гласила:  «С того Нового года, когда Женя Лукашин встретил свою Надю, прошло тридцать лет. Время не пощадило их отношений, они расстались. Надя вернулась в Ленинград…  и т.д.».  Увы, время не пощадило не только их отношений, не пощадило оно и самих когда-то молодых, симпатичных героев. Видеть их и сравнивать с тогдашними, это занятие для большого любителя сопоставлений возрастов и внешностей. Главное же, что время не пощадило сам замысел новой картины, этого «продолжения» романтической новогодней истории. В ней нет уже ни романтики, ни новогоднего настроения, нет той лёгкости, хоть с паром, хоть без пара, а есть только сходство с конфетой-тянучкой, каковой, в сущности, этот фильм и является.

Так же сильно не повезло и ещё одному классическому фильму Эльдара Рязанова, «Служебному роману», 1977-й год выхода на экраны. За продолжение его взялся и выпустил в 2011-м году в свет режиссёр Сергей Андросян. Фильм назван незатейливо «Служебный роман. Наше время». У главного героя там та же фамилия, что и в первоисточнике - Новосельцев. Пожалуй, это всё, что роднит новый фильм со старым. Но ценность для нас, сегодняшних, живущих в 2024-м году,  этот фильм представляет огромную. Дело в том, что 2011-й год, это вам не 2024-й и даже не 2014-й. Сейчас поймёте, что я имею в виду. В роли Новосельцева там снялся никто иной как… приготовьтесь - Владимир Зеленский. Да-да, тот самый, нынешний президент великой независимой республики Украина. Не верите? Включите свой компьютер, отыщите фильм, и убедитесь.  Неплохо, между прочим, играет в этом фильме Зеленский, жаль, что он не остался в актёрской профессии, повело его не в ту сторону, и вот теперь переживает грандиозные трудности…

Любят, очень любят у нас отдельные творческие личности выдавать за своё творчество, то, что раньше, иногда очень давно, сделано было другими. Так появилась в 2014-м году «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика», так появилась «Бриллиантовая рука-2» в 2010 году… Бог их простит, этих ухватистых деятелей. Главное, чтобы их ухватистость не вредила первоисточникам, чтобы в сознании зрителей, увидевших их поделки, не обесценивались те, старые добрые фильмы. Пока этого вроде бы не происходит.

Полный текст эссе на сайте: https://culturolog.ru/content/view/4380/80/

Культурные символы эпохи, Фильмы, Культура

Previous post Next post
Up