Проводить анализ сторонних объектов легче, чем обращать аналитический метод на самого себя. При этом культурные процессы часто носят общий характер, что удобно: подсмотрел у соседа - что-то понял и о себе.
Весьма поучительна история буддизма. В настоящее время доминирующей ветвью в буддизме является Махаяна (переводится как «большая колесница»). Колесница в данном случае - синоним пути спасения. Большая колесница означает широкий путь спасения. Спасающихся много.
Тут есть противопоставление. Махаяна противопоставляется хинаяне (малой колеснице). Малая колесница - узкий путь спасения. Впрочем, представители этой ветви буддизма данное название не принимают, поскольку «хина» имеет уничижительный оттенок: это не просто что-то малое, но прежде всего - ущербное, неполноценное. Сами они называют своё учение Тхеравадой (буквальный перевод - учение старейшин).
Историю Тхеравады можно проследить до самого Будды (Шакьямуни), и на этом пути не появится никаких более поздних прибавлений. Но последователи Махаяны считают, что Будда отдал на сохранение Владыке нагов (змеечеловеков) сутру «Праджняпарамита» («запредельной мудрости»), которая должна была храниться у нагов до тех пор, пока люди не станут достойны этого знания. Это знание было получено Нагарджуной, ставшим вторым Буддой. Именно к учению Нагарджуны и восходят основные отличия Махаяны от Тхеравады.
Будда Шакьямуни учил, что жизнь неизбывно связана со страданиями, поэтому необходимо научиться не страдать, и тогда можно вырваться из колеса перерождений (сансары) и достичь нирваны (состояния, являющегося отрицанием бытия, которое мыслится как вечное мучение). Человек, помогающий идти другим людям этим путём, это бодхисаттва. Но просветление и достижение нирваны не зависит от того, был ли ты бодхисаттвой или нет. В принципе, просветление зависит лишь от внутреннего состояния человека. Поэтому ортодоксальный буддизм - это путь внутреннего делания.
В Махаяне основным догматом является догмат о пустоте (неважности) дхарм. Все дхармы (дхарма - это порядок бытия, закон, «надлежащее») по своей сути иллюзорны. Мир, как он предстоит нам в ощущениях, не имеет значения. Выход из этого мира и переход в нирвану - это переход к инобытию (в настоящее качество, к райскому блаженству). Бодхисаттвы - это сознания, которые продвинулись далеко на этом пути, но вернулись, чтобы помогать другим. Они заслуживают поклонения, как сверхсущности по отношению к обычному человеку. В Махаяне практикуется почитание божеств, внешние практики.
Если ортодоксальные буддийские монахи уединялись на время дождей, а потом опять шли в мир проповедовать, то в Махаяне монастыри стали стационарными культурными центрами. Они подлежат украшению. Миряне должны приносить подношения. Если мирянин правильно себя ведёт, соблюдает установленные внешние правила, то он может ожидать, что бодхисаттвы возьмут на себя его плохую карму. Таким образом к спасению двигается значительно больше людей.
Именно Махаяна получила широкое распространение в мире. Несложно понять, почему.
- Последователям не требуется кардинально менять свой образ жизни (и даже верования). Просто к существующему порядку вещей надо кое-что добавить.
- Внутреннее развитие подменяется внешним соблюдением правил. Центр твоих действий - это обращение к божествам и бодхисаттвам.
- Духовное состояние определяется верностью ритуала. Ты должен делать, что тебе говорят, и всё будет хорошо. Главное - действовать в соответствии с правильным алгоритмом.
- В конце пути ждёт блаженство. Которое можно обещать всем, кто соблюдает правила.
Буддизм исходит из того, что мир плох. Но если Тхеравада просто предлагает сбежать из него, то Махаяна допускает его переделку. Мир можно сделать лучше. Это тоже важный момент.
Собственно, любое мировоззрение испытывает давление, угрожающее сдвигом, подобным тому, какой мы видим в Махаяне по отношению к ортодоксальному буддизму. При такой деформации проще существовать: легче привлекать людей, находить общий язык с властями, можно иметь позитивную программу преобразований, накапливать ценности, развивать собственные институты и внутреннюю систему власти. В христианстве для всего этого есть хороший термин - обмирщение.
Риск получить свою махаяну есть и у Православия. И необязательно находить скрытые тексты, достаточно соответствующим образом интерпретировать существующие.